13.03.2017

Будет ли Гонконг обмениваться информацией о финансовых счетах иностранных резидентов по CRS-стандарту?

Илья Манеев
Главный специалист отдела зарубежного права
ЗАО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Правильный ответ — будет. Однако более корректно было бы задать вопросы «Когда?» и «С кем?». Ведь юрисдикция относится к немногим странам (наряду с Сингапуром, ОАЭ и Багамскими островами), избравшим исключительно двусторонний подход оформления отношений с другими государствами в рамках одной из наиболее важной международной инициативы ОЭСР последних лет. Это говорит о том, что Гонконг не планирует присоединяться к Многостороннему соглашению ОЭСР компетентных органов (англ. Multilateral Competent Authority Agreement), а идет своим путем к соблюдению стандарта автоматического обмена информацией. Однако перед тем, как ответить на два вышеуказанных вопроса, следует вкратце описать, что собой представляет CRS-стандарт.

Юридическая база CRS-стандарта

Юридической основой для Единого стандарта отчетности (англ. Common Reporting Standard) стала Статья 6 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым вопросам (англ. Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters). Далее, на основании Статьи 6 Конвенции большинство стран (кроме вышеуказанных и США) подписали Многостороннее соглашение ОЭСР компетентных органов, которое определяет, чем страны будут обмениваться, какова процедура и сроки обмена. К слову, сам документ по CRS-стандарту занимает более 300 страниц, большую часть которого составляет комментарий к самому тексту стандарта. Помимо «международного уровня», странам также необходимо внедрить положения о CRS-стандарте в свое внутреннее законодательство, создать соответствующую IT-платформу, а также изъявить свое прямое желание обмениваться финансовой информацией по конкретным странам через органы ОЭСР. Только после этого и в указанные сроки две страны могут фактически приступить к данной автоматической процедуре обмена данными.

Несмотря на то, что обмениваться финансовой информацией будут налоговые органы государств, обязанность по первичному сбору и обработке данных возложена на так называемые «финансовые институты». Эти организации финансового рынка (а именно так их предложено называть согласно готовящимся поправкам в российский Налоговый кодекс) будут обязаны в установленные сроки собрать информацию по финансовым счетам своих клиентов и направить ее в местный налоговый орган, который через специальную систему передаст ее компетентному налоговому органу страны налогового резидентства клиента. Именно налоговое резидентство (в отличие от FATCA) является по CRS-стандарту критерием, определяющим, какая страна должна получить информацию.

Основные понятия CRS-стандарта

Следует отметить, что к финансовой информации относится, в том числе, информация об операциях, счетах и вкладах клиентов, сумме денежных средств и стоимости имущества клиентов организации финансового рынка, находящегося в распоряжении такой организации в соответствии с договором о брокерском обслуживании или в доверительном управлении такой организации, стоимости имущества указанных лиц, учитываемого организацией финансового рынка, осуществляющей депозитарную деятельность, пенсионных счетах указанных лиц, обязательствах центральных контрагентов перед указанными лицами, а также о выплатах и операциях, совершенных в связи с указанными в настоящем абзаце счетами и вкладами, договорами добровольного страхования жизни, доверительного управления имуществом (в том числе удостоверенными выдачей инвестиционного пая), договорами о брокерском и депозитарном обслуживании, пенсионными договорами, договорами с центральными контрагентами и иными договорами, в рамках которых организация финансового рынка принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.

Финансовым активом признаются денежные средства, а также ценные бумаги, производные финансовые инструменты, доли участия в уставном (складочном) капитале юридического лица или доли участия в образовании, не являющемся юридическим лицом, права требования, вытекающие из договора страхования, а также любой иной финансовый инструмент, связанный с указанными видами финансовых активов. Лишь недвижимое имущество и драгоценные металлы напрямую исключены из этого понятия.

К организациям финансового рынка относятся такие организации, как кредитная организация, некоторые страховщики, различные профессиональные участники фондовых рынков, структуры без образования юридического лица (в первую очередь, речь идет о трастах и некоммерческих фондах), которые в рамках своей деятельности принимают от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования или осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента;

Особенности идентификации подотчетных счетов и лиц

CRS-стандарт условно делит все подотчетные счета на ранее существовавшие и новые. Ранее существовавшими признаются счета клиента или его компании, которые существовали на момент присоединения к стандарту страны места нахождения организации финансового рынка. Кроме того, процедура и сроки идентификации счетов иностранных резидентов имеют отличия, в зависимости от размера соответствующего счета. Если стоимость финансового счета превышает 1 миллион долларов США, то такой счет признается счетом с высокой стоимостью. Остальные финансовые счета будут считаться счетами с низкой стоимостью.

Кроме того, CRS-стандарт допускает освобождение от процедуры идентификации корпоративных счетов до 250 тысяч долларов США. Следует отметить, что в случае признания юридического лица или структуры без образования юридического лица пассивным предприятием (то есть доходы такой компании более чем на 50% состоят из доходов от пассивных источников, таких как дивиденды, процент, роялти и т. д.), организация финансового рынка обязана проверить контролирующих физических лиц такого лица или структуры на предмет наличия среди них иностранных налоговых резидентов и предоставить по ним отчетность. Контролирующим лицом признается физическое лицо, которое, в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет более 25 процентами в капитале либо имеет возможность контролировать действия юридического лица или структуры без образования юридического лица.

По новым счетам клиенту, принимаемому «на борт» организации финансового рынка, предлагается самостоятельно заполнить анкету самосертификации, в которой он сам должен указать свое налоговое резидентство. В случае возникновения сомнений у организации касательно достоверности сведений, полученных от клиента, она вправе провести «тест на разумность» представленных ей сведений. В рамках данного теста комплаенс-отдел организации может изучить документарные и электронные сведения, которые есть у них в распоряжении (в первую очередь, это AML/KYC информация), а также провести электронный поиск или опросить менеджера клиента на предмет получения недостающей информации.

* * *

Таким образом, перед организациями финансового рынка предстоит провести серьезную работу по идентификации собственных клиентов. Среди них есть Гонконг, власти которого взяли на себя обязательства начать сбор и обмен уже в 2018 году по информации за 2017 год. Это не означает то, что страна начнет автоматически обмениваться сразу со всеми подписантами CRS-стандарта, так как каждому из них предстоит «финализировать» свое желание по обмену пакетами финансовой информации, а также получить ответное согласие от Гонконга. На текущий момент Гонконг полностью формализовал отношения лишь с двумя юрисдикциями (Япония и Великобритания). Однако заинтересованным инвесторам и бизнесу следует внимательно следить за тем, какими странами этот список пополниться в ближайшем будущем.


Юрисдикция:  Гонконг
Тематики:  Противодействие уклонению от уплаты налогов

Copyright © 2008–2018 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»