17.04.2017

Кипр: отмена маржи прибыли при внутригрупповых займах

Антон Фигуров
Руководитель отдела аналитики и мониторинга
ЗАО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Arm's length principle

В соответствии со статьёй 33 Закона Республики Кипр о подоходном налоге, которым в национальное законодательство юрисдикции было введено предусмотренное статьёй 9 Модельной конвенции ОЭСР понятие «принципа вытянутой руки» (arm's length principle), все операции между компаниями, включая соглашения о займе, должны проводиться при условии выполнения соответствующих означенному принципу требований.

Принцип вытянутой руки (ALP) — это достигнутый на международном уровне консенсус в отношении трансфертного ценообразования, согласно которому цены на сделки между взаимозависимыми лицами должны отражать условия, которые имели бы место между независимыми субъектами.

Сделка «на расстоянии вытянутой руки» может быть охарактеризована как условие или факт того, что стороны сделки/соглашения являются независимыми и находящимися в равных условиях, заключившими сделку/соглашение свободно и независимо друг от друга, то есть так, как если бы ни одна из сторон не могла контролировать действия другой. Таким образом, подобная сделка является «сделкой на расстоянии вытянутой руки».

Согласно глоссарию ОЭСР «принцип вытянутой руки» — это стандарт, согласно которому результат, который связанные стороны получают в рамках внутригрупповой сделки, аналогичен результату, который неконтролируемые стороны получили бы, если бы совершили одну и ту же операцию/сделку при тех же обстоятельствах.

Налоговое управление Кипра имеет право применять налоговые корректировки, призванные компенсировать любое отклонение от принципа вытянутой руки. Подобные корректировки обычно производятся в форме т. н. условного процентного дохода.

В качестве устоявшейся практики Налоговое управление Республики трактовало понятие т. н. компенсационного займа (back-to-back loan — т. е. встречного займа между взаимозависимыми сторонами в различных валютах) иначе. Управление соглашалось с низкими спрэдами и минимальными маржами доходности, не оспаривая применение принципа вытянутой руки. Благодаря этой практике кипрские компании значительно выигрывали от использования компенсационных займов. Компенсационные займы стали рассматриваться в качестве займов, которые компания-резидент Кипра получает, а взамен кредитует связанные и/или ассоциированные стороны, оставляя маржу доходности на территории Кипра.

В подобном случае компания — налоговый резидент Кипра, обычно созданная в качестве международной финансовой компании, используется в качестве промежуточной компании для получения займа и последующего его предоставления связанной (с кипрской компанией) компании-нерезиденту.

Смена курса

В рамках последних международных тенденций и, в частности, совместного проекта ОЭСР и G20, известного как BEPS — План действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (который, как ожидается, снабдит правительства внутренними и международными инструментами для решения проблемы уклонения от уплаты налогов и обеспечения налогообложение прибыли в тех случаях осуществления генерирующей прибыль экономической деятельности, в результате которой создается стоимость), были определены 15 Мероприятий (Actions) по комплексному внедрению BEPS. В октябре 2015 года министры финансов G20 одобрили пакет BEPS, который включил в себя отчет о «Мероприятии 13: документация по трансфертному ценообразованию и пострановая отчётность» (Action 13: Transfer Pricing Documentation and Country-by-Country Reporting ("the 2015 Action 13 Report", OECD (2015)). Вслед за этим страны, участвующие в Проекте, согласились с новой структурой, которая призвана позволить всем заинтересованным странам и юрисдикциям совместно работать над реализацией комплекса мер против BEPS.

Налоговые органы Кипра также признали возможность осуществления трансграничных контролируемых сделок, таких как вышеупомянутые компенсационные займы, в качестве инструментов искажения налогооблагаемого дохода.

После детального изучения существующего налогового режима и пересмотра существующего кодекса поведения в целях налогообложения компаний, а также правил оказания государственной помощи, применимых на территории ЕС, в намерении всестороннего соблюдения нормативно-правовых рамок ОЭСР в части BEPS и соответствующих международных стандартов, налоговые органы Республики приняли решение приступить к корректировке действующего налогового режима в отношении маржи доходности по займам между связанными и/или ассоциированными сторонами.

Налоговое управление в феврале 2017 года уже объявило о своём решении аннулировать действующую практику налогообложения минимально допустимой маржи по займам, предоставленным связанным сторонам до 30 июня 2017 года (включительно).

Исходя из заявленных планов, существующая практика в части минимально допустимой маржи будет применяться до 30 июня 2017 года, а с 1 июля 2017 года все сделки заимствования (и/или другие механизмы финансирования и аналогичные инструменты) между компаниями-резидентами Кипра и связанными с ними компаниями должны будут удовлетворять принципу вытянутой руки, а используемая процентная ставка должна будет основываться на текущих рыночных условиях. Согласно позиции Налогового управления, реализуемые меры будут поддерживаться соответствующими исследованиями механизмов трансфертного ценообразования. Иными словами, то, будет ли принцип вытянутой руки в каждом конкретном случае рассматриваться в качестве выполненного, и будет ли процентная ставка, используемая в конкретной транзакции, охарактеризована в качестве справедливо основанной на рыночных условиях, действовавших на момент её установления, будет в значительной степени основываться на подтверждающей документации по трансфертному ценообразованию, которая в свою очередь и явится предметом исследований.

Предложения

Фактически, действующая правовая база Республики не содержит каких-либо подробных правил и положений касательно трансфертного ценообразования и не предусматривает каких-либо исследований по трансфертному ценообразованию. По этим причинам налоговые органы также указали на то, что подробные правила трансфертного ценообразования для внутригрупповых финансовых операций, основанных на соответствующих руководствах ОЭСР, будут сформированы в ближайшем будущем. Новые правила будут применяться не только в целях налоговой оценки, но и в целях принятия решений по делам о налогообложении.

Эти же правила будут также предусматривать требование о проведении исследований в области трансфертного ценообразования (TPS), как указано выше, которые, как указывается в сообщении Налогового управления, должны быть подготовлены независимыми экспертами и основываться на принципах, процедурах и стандартах ОЭСР. Сообщение Управления не содержит каких-либо подробностей и информации о конкретных правилах трансфертного ценообразования, которые должны быть приняты в скором времени. В нем также ничего не говорится о содержании и времени проведения подобных исследований.

По сути, TPS является частью первой попытки Кипра ввести национальную систему трансфертного ценообразования и использования документации по трансфертному ценообразованию. Исходя из последних руководств ОЭСР, Налоговое управление сделало вывод о том, что при разработке таких правил ключевым требованием является сбалансированность пользы данных для налоговых администраций в целях оценки риска трансфертного ценообразования и любого бремени по соблюдению требований со стороны налогоплательщиков.

В соответствии с руководствами ОЭСР в части документации по трансфертному ценообразованию 2014 года и пострановой отчётности (CbC), при проектировании соответствующих требований к документации по внутригрупповому трансфертному ценообразованию следует руководствоваться следующими целями:

  1. обеспечить, чтобы налогоплательщики уделили надлежащее внимание соблюдению требований установления цены и других условий сделок между ассоциированными предприятиями и отображению доходов, полученных от таких операций, в своих налоговых декларациях;
  2. предоставлять налоговым органам информацию, необходимую для проведения обоснованной оценки рисков трансфертного ценообразования;
  3. предоставлять налоговым органам любую требуемую информацию в целях её использования при проведении надлежащей проверки практик трансфертного ценообразования субъектов, облагаемых налогом в пределах своей юрисдикции.

В связи с этим налогоплательщикам сначала предстоит самим оценить степень своего соответствия новым правилам трансфертного ценообразования. Фактически, хорошо подготовленное исследование механизмов трансфертного ценообразования предоставит налоговым органам явное обоснование того, что конкретный налогоплательщик действительно проанализировал позиции, которые он отображает в налоговой декларации, рассмотрел доступные данные и достиг согласованности с требованиями трансфертного ценообразования. С другой стороны, налоговые органы должны иметь возможность доступа к достаточной и достоверной информации при проведении оценки риска трансфертного ценообразования для принятия решения о проведении аудита или при оценке запроса на вынесение решения, и очевидно, что TPS может рассматриваться ими как критический источник информации для таковой оценки.

Таким образом, TPS призваны последовательно демонстрировать, что результаты сделок со связанными и/или ассоциированными сторонами определяются для целей налогообложения в соответствии с принципом вытянутой руки. В связи с этим TPS должны принимать во внимание учётную документацию и записи о корректировках. Кроме того, они должны идентифицировать конкретные сделки, к которым применяются правила трансфертного ценообразования, и обеспечивать наличие соответствующих доказательств, демонстрирующих, что результат таких сделок действительно является сделкой на расстоянии вытянутой руки для целей трансфертного ценообразования.

Тем самым TPS фактически составляет неотъемлемую часть управления стратегическим налоговым риском налогоплательщика.

Ожидается, что налоговые органы Кипра, не потребуют независимых исследований трансфертного ценообразования, если проценты по займам между связанными сторонами не будут опускаться ниже определенных среднерыночных значений.

Кроме того, Налоговое управление объявило о том, что любые обнародованные (до 30 июня 2017 года) решения по делам о налогообложении, относящиеся к минимально приемлемой прибыли, считаются недействительными и будут рассматриваться как неприменимые.

Любые соответствующие сделки, действительные по состоянию на 30 июня 2017 года и позднее, будут оцениваться с точки зрения вышеупомянутых исследований трансфертного ценообразования.

Новое правило затронет все финансовые операции между связанными компаниями как для целей налогообложения, так и для принятия решений по делам о налогообложении.

* * *

Скорее всего, вышеупомянутыми изменениями будет затронуто большое число налогоплательщиков. В связи с этим налогоплательщикам и другим заинтересованным сторонам рекомендуется на постоянной основе проводить пересмотр их нынешних групповых структур и существующих механизмов финансирования, следить за изменениями вокруг внедрения нового режима трансфертного ценообразования, выявлять и оценивать возможные и чувствительные пробелы в целях оценки потенциального влияние грядущих изменений и переоценки стратегий, своевременного принятия корректирующих мер, допуская даже возможность реструктуризации кредитных линий с использованием механизма «Вычета условных процентов» (Notional Interest Deduction — механизм, в рамках которого компания помимо выплачиваемых за пользование заемными средствами процентов вправе включить в затраты и исчисляемые по условной ставке проценты на сумму своего капитала).

Материал подготовлен на основании информации, представленной на www.mondaq.com.

Юрисдикция:  Республика Кипр
Тематики:  Налогообложение

Copyright © 2008–2018 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»