26.06.2017

Страховая деятельность в финансовом секторе Люксембурга

Артём Саблин
Главный специалист отдела зарубежного права
ЗАО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Правительство Люксембурга поддерживает развитие банков и страхового сектора с 1960-х годов.

Всего за несколько десятилетий Люксембург стал крупным европейским банковским центром. ВВП на душу населения здесь является одним из самых высоких в мире.

Развитие банковского и страхового сектора также обеспечивается благодаря космополитичным, опытным и активным рабочим кадрам.

Внутреннее законодательство о страховании было впервые введено в 1853 году и с тех пор регулярно обновлялось, в особенности, в свете применяемого сейчас европейского законодательства. На данный момент страховой сектор Люксембурга, в основном, регулируется Законом от 7 декабря 2015 года и Регламентом 15/03 специального органа наблюдения, Страхового Комитета (Commissariat aux Assurances «CAA»), занимающегося страхованием и перестраховочной деятельностью («Регламент CAA 15/03»). В соответствии с европейским законодательством страховой сектор является предметом ведения CAA, который тесно сотрудничает с другими органами по наблюдению: например, с Комиссией по надзору за финансовым сектором (CSSF).

Законодательство Люксембурга предусматривает специальные положения, применяемые к договору о страховании. Более того, важные регламенты и циркуляры, выпущенные CAA, дополняют юридическую базу данного аспекта.

На сегодняшний день более 85 процентам компаний разрешено осуществлять свою деятельность в Люксембурге.

Люксембург можно избрать для поля страховой деятельности по следующим причинам:

  • (А) Люксембург предлагает достаточно гибкий режим, направленный на создание продолжительных операций для страховых компаний;
  • (B) Для страховых компаний также предусмотрен благоприятный режим налогообложения.

Общий обзор юридического базиса страховой деятельности

1.1 Создание страховой компании

Создание страховой компании регулируется Законом от 10 августа 1915 года о коммерческих компаниях в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 2015 года, и Законом от 8 декабря 1994 года о ежегодных страховых счетах и перестраховочных операциях (с изменениями и дополнениями).

Юридический базис, применяемый в Великом Герцогстве в отношении страхования, дополняется Регламентом CAA 15/03 и Постановлением Великого Герцога от 5 декабря 2007, которые уточняют условия дополнительного надзора за страхованием и перестраховочной деятельностью групп компаний, занимающихся страхованием или перестраховочной деятельностью.

Регламент CAA15/03 содержит технические правила, касающиеся санкционирования, бизнес-плана, уставного капитала и технических резервов, применяемых к страховым компаниям.

Страхования компания, учреждаемая на территории Великого Герцогства Люксембург, подлежит обязательному лицензированию Министром финансов до начала своей деятельности.

Выпуск лицензии осуществляется в соответствии с определенными требованиями, выполнение которых проверяется CAA у каждой страховой компании. Страховая компания обязана:

  • Ограничить страховой деятельностью свою корпоративную цель и деятельность, связанную с такой целью; а также исключить любую коммерческую деятельность;
  • Принять организационно-правовую форму, установленную Законом 2015 года;
  • Предоставить бизнес-план;
  • Иметь достаточный объем средств, необходимых для выполнения требований по уставному капиталу, по минимальному капиталу и по преодолению минимального порога капитала в соответствии с положениями Регламента CAA 15/03;
  • Представить доказательства наличия необходимой системы управления, соответствующей Закону 2015 года;
  • Иметь центральный офис в Великом Герцогстве Люксембург.

1.2 Акционеры

Лицензия на осуществление страховой деятельности является предметом ведения CAA, вследствие чего CAA в обязательном порядке должен быть проинформирован о личных данных акционеров, имеющих квалифицированную долю участия.

Акционеры должны соответствовать требованиям компании в целях обеспечения должного и предусмотрительного управления компанией.

Лицензия также зависит от прозрачности прямой и косвенной структуры акционерного владения в страховой компании.

1.3 Управляющие и директора

Страховая компания должна нанимать и затем эффективно управляться, по крайней мере, одним управляющим, который назначается Министром финансов. В целях лицензирования в качестве менеджера страховой компании кандидат должен представить доказательства своей достойной деловой репутации, высокого уровня профессионализма в страховом деле, а также иметь домицилий или избранный домицилий в Люксембурге.

CAA в дальнейшем должна предоставляться информация о личных данных директоров страховой компании. При этом отсутствует специальное условие о месте жительства в отношении директоров.

Страховые компании должны обеспечить соответствие профессиональной квалификации, знаний и опыта лицензированных управляющих и директоров возможности осуществлять должное и предусмотрительное управление деятельностью компаний. И они должны уведомлять CAA о любых изменениях в личных данных таких лиц.

2. Условия операций страхового бизнеса

Люксембургские страховые компании должны осуществлять надежные административные и бухгалтерские процедуры и иметь специальные механизмы внутреннего контроля.

2.1. Наблюдение

CAA несет ответственность за наблюдение за люксембургскими страховыми компаниями, а также за мониторинг страхового сектора. CAA обеспечивает постоянное соответствие страховых компаний и их менеджеров всем требованиям по операциям в страховом бизнесе.

В данном смысле CAA несет ответственность за (i) пересмотр лицензий страховых компаний и за пруденциальный надзор над ними; (ii) издание регламентов; (iii) обеспечение соответствия деятельности страховых компаний их профессиональным обязательствам в отношении законодательства по противодействию отмыванию денежных средств.

CAA осуществляет функцию наблюдения в открытом и инструктивном диалоге, основанном на глубоком понимании потребностей страховой компании и тех задач, с которыми она сталкивается.

Используя перспективный подход, основанный на риске, CAA обеспечивает применение требований Закона 2015 года и мер по имплементации пропорционально надлежащему рассмотрению сущности, цели и сложности рисков, присущих страховой деятельности.

Цель надзора, осуществляемого CAA, включает финансовое наблюдение за страховыми компаниями, в том числе наблюдение за деятельностью, осуществляемой филиалами или в соответствии с принципом свободы предоставления услуг.

Данное финансовое наблюдение затрагивает следующие аспекты: состоятельность, технические резервы, активы и надлежащие собственные средства страховых компаний.

2.2 Требования об отчетности

По закону 2015 года страховые компании обязаны ежегодно проходить внешний аудит.

Страховые компании в дальнейшем должны ежегодно предоставлять в открытый доступ отчет об их состоятельности и финансовом положении.

Страховые компании должны установить эффективную систему управления, которая должна обеспечивать должное и предусмотрительное управление бизнесом и включать (i) правильную прозрачную организационную структуру с распределением активов и надлежащим разделением ответственности и (ii) эффективную систему.

Такие системы управления должны являться предметом регулярного внутреннего пересмотра и должны быть пропорциональны сущности, масштабу и сложности операций страховой компании.

Страховые компании должны в письменном виде иметь политику, относящуюся к управлению рисками, внутреннему аудиту и аутсорсингу, и при необходимости должны обеспечить имплементацию и адаптацию данной политики.

Кроме того, страховые компании должны установить эффективную систему контроля, которая должна, по меньшей мере, включать административные и бухгалтерские процедуры, внутреннюю схему контроля, схемы по предоставлению отчета и функцию комплаенса.

2.3 Требования к капиталу

Страховые компании должны иметь соответствующие собственные средства для уставного капитала в размере минимального капитала, определенного Регламентом CAA 15/03. 

2.4 Технические резервы

Страховые компании должны установить соответствующие технические резервы. Технические резервы должны регулироваться вместе с активами.

Активы, представляющие технические резервы страховой компании, должны учитывать тип бизнеса, осуществляемого компанией в целях гарантии безопасности, дохода и ликвидности инвестиций компании.

Они должны быть диверсифицированы и распределены в соответствии с базой.

Страховая компания должна иметь постоянный перечень активов, представляющих технические резервы и на ежеквартальной основе сообщать о них в CAA.

2.5. Требования относительно хранения активов

Страховые компании обязаны заключить соглашение о депозите между страховой компанией Люксембурга и банком-депозитарием в целях хранения активов, входящих в технические резервы страховой компании.

Соглашение о депозите в дальнейшем является предметом одобрения CAA.

Банк-депозитарий может быть расположен в Люксембурге или за рубежом.

Все активы, хранимые в банке-депозитарии, которые входят в технические резервы страховой компании, должны быть четко отделены от иных пассивов и активов страховой компании, хранимых в банке-депозитарии.

2.6 Аутсорсинг

Законодательство Люксембурга о страховании позволяет осуществлять аутсорсинг некоторых функций (страховая функция, внутренний аудит, комплаенс и управление рисками).

CAA следует уведомлять об аутсорсинге важных и существенных функций, а также о любом последующем развитии в отношении функций или деятельности.

В обязательном порядке должны соблюдаться следующие условия: наличие центрального офиса и защита данных.

3. Страховые услуги на европейском рынке

Лицензия, предоставляемая дюксембургской страховой компании, даёт компании право вести бизнес в других странах Европейского Союза либо вследствие учреждения компании, либо по принципу свободы оказания услуг.

Учреждение страховой компанией Люксембурга филиала в другой стране ЕС подлежит должному санкционированию CAA. Комитет основывает свою лицензию на состоятельности люксембургской страховой компании и бизнес-плане филиала.

В обоих случаях CAA является единственным надзорным органом, который осуществляет надзор за страховой компанией Люксембурга.

4. Налоговые факторы

Люксембургские страховые компании, в сущности, рассматриваются как любая коммерческая компания. Они уплачивают налоги в полном объеме в соответствии с общими положениями о налогообложении, применяемыми в Люксембурге. Страховые компании Люксембурга облагаются следующими налогами:

4.1. Непериодические налоги

Вследствие отмены налога на капитал (действующей с 1 января 2009 года), учреждение люксембургской компании, изменение устава, а также перенос компании в Люксембург облагаются налогом, как правило, по фиксированной ставке в 75 евро.

4.2. Периодический налог

Страховая компания Люксембурга обязана уплачивать ежегодный налог на доход предприятий (impôt sur le revenu des collectivités) и ежегодный муниципальный налог на коммерческую деятельность с чистой прибыли (impôt commercial communal).

Корпоративный налог на доход взимается по действующей максимальной процентной ставке в 21% в 2016 году (22,47% включая 7% отчисления в фонд занятости); при этом действуют пониженные ставки, если налогооблагаемая прибыль не превышает 15 000 евро.

Муниципальный корпоративный налог на доход взимается на различной ставке, относящейся к муниципальной ставке региона, в котором осуществляется страховая деятельность. Например, в столице Люксембурга ставка составляет 6,75%.

В соответствии с люксембургским законопроектом n°7020 максимальные ставки по корпоративному налогу на доход в городе Люксембург будут снижены до 27,08% в 2017 и 26,01% в 2018. 

Страховая деятельность в Люксембурге, кроме того, облагается налогом на чистую прибыль, взимаемым ежегодно 1 января по ставке в 0,5% и 0,05% для денежных траншей, превышающих 500 000 000 евро.

С 2016 года применяется налог на имущество.

Кроме того, в соответствии с Законом от 2015 года страховые компании обязаны установить технические резервы для предупреждения риска возникновения возможных страховых исков.

4.3 НДС

Страховые компании считаются налогооблагаемыми лицами по смыслу Закона об НДС.

4.4 Международные налоговые вопросы

Страховые компании облагаются налогом на компании и могут пользоваться условиями Соглашений об избежании двойного налогообложения, участником которых является Люксембург.

5. Защита активов

В Люксембурге действует режим защиты активов благодаря введению европейской Директивы по реорганизации и совершению страховых сделок.

В соответствии со Статьей 118 Закона от 2015 года все активы, входящие в технические резервы страховой компании, составляют отдельную ячейку активов, которые предпочтительно будут обеспечивать выплату страховых исков.

В случае банкротства страховой компании активы, формирующие технические резервы, будут вычтены для выплаты не по всем обязательствам, а только по страховым искам.

В том случае, если разделения активов недостаточно для покрытия всех исков страховых кредиторов, держателей полисов, управляющие и бенефициарии имеют право приоритета на активы страховой компании.

Режим правовой защиты при банкротстве страховой компании Люксембурга рассматривается как один из самых надежных режимов для держателей полиса, страхователей и бенефициариев в Европейском Союзе.

* * *

Регулирующие стандарты Люксембурга ориентированы на создание перспективных условий для развития страхового и перестраховочного бизнеса, который в данный момент находится на стадии активного развития.

Местные органы власти продолжают изменять и корректировать существующую юридическую базу для адаптации к меняющимся правовым и финансовым реалиям. Гибкое законодательство и тесное сотрудничество с органами власти делает Великое Герцогство Люксембург оптимальным домицилием для страховых компаний и компаний, осуществляющих деятельность по перестрахованию, в контексте долгосрочного осуществления соответствующей деятельности.

Материал подготовлен на основании информации, представленной на www.commassu.lu.

Юрисдикция:  Великое Герцогство Люксембург
Тематики:  Финансовые организации

Copyright © 2008–2018 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»