02.10.2017

Договорное право в КНР (Часть I)

Илья Манеев
Главный специалист отдела зарубежного права
ЗАО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

История

Китай имеет довольно долгую историю существования договорного права. Некоторые ученые считают, что договоры в древнем Китае возникли раньше окончательного становления китайской письменности. Тем не менее, современное договорное право в КНР существует всего несколько десятков лет. Вскоре после возникновения Китайской Народной Республики руководство компартии приняло целый ряд нормативных актов, связанных с договорами между государственными органами и предприятиями. В 80-х годах XX века руководство компартии разработало и приняло три закона, которые заложили основу для современного договорного права в Китае: Закон об экономических договорах 1981 года, Закон о внешнеторговых контрактах 1985 года и Закон о договорах в сфере технологий 1987 года. Эти законы принято называть «тремя столпами» китайского договорного права, каждый из которых регулировал отдельное направление хозяйственных отношений (например, ВЭД сделки с иностранными компаниями или контракты на разработку новых технологий). Кроме того, в 1986 году Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) КНР приняло Общие положения гражданского права КНР, куда были включены общие нормы права, применяющиеся в отношении всех договорных отношений (например, наступление гражданско-правовой ответственности за неисполнение обязательств по договору). Подразумевалось, что эти нормы будут вышестоящими по отношению к трем вышеуказанным законам. Однако на практике система «трех столпов» существенно усложнила жизнь участникам правоотношений. Отдельные положения данных законов не соответствовали друг другу. Например, Закон об экономических договорах и Закон о договорах в сфере технологий изначально содержали положения, согласно которым сторона имела право прекратить действие договора, если исполнение обязательств по нему не признавалось необходимым по причине неисполнения обязательств другой стороной. В конце концов, данное положение было убрано из Закона об экономических договорах, однако осталось без изменений во втором вышеупомянутом законе, что стало приводить к конфликту этих норм в правоприменительной практике.

Так как «три столпа» регулировали, в первую очередь, договорные отношения экономического характера, оставался существенный пробел в отношении правоотношений, которые не подпадали под это определение. В принципе, граница между экономическим и неэкономическим договором была довольно расплывчата, учитывая тот факт, что зачастую договорные отношения вызваны экономическими интересами сторон. Более того, несмотря на наличие нормативного акта с общими положениями гражданского права КНР, китайскому договорному праву не хватало общих норм, которые бы регулировали юридический статус договоров в этой юрисдикции. Фактически это привело к тому, что под законодательство Китая о договорах не подпадали правоотношения между физическими лицами.

Понимая необходимость реформы договорного права, китайское руководство начало работу над созданием нового кодекса в течение 90-х годов прошлого века. Закон КНР о договорах (далее — Закон о договорах) увидел свет в 1999 году. Данный нормативный акт отменил систему «трех столпов» и установил основные правила для всех китайских договоров. Кроме того, данный закон существенно отличается от своих предшественников. Во-первых, он не ограничивает договорное право лишь отношениями между государственными органами и корпорациями, что отражает переход КНР от плановой к рыночной экономике. Во-вторых, он содержит ряд положений из общепризнанных международных конвенций, таких как Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров и Принципы УНИДРУА международных коммерческих договоров.

В-третьих, в законе китайские законодатели учли опыт не только стран континентальной школы права (в первую очередь, Германии и Франции), но и стран англо-саксонской системы права. При разработке Закона о договорах, Китай активно консультировался с экспертным сообществом из США. В частности, профильный комитет ВСНП принял беспрецедентное для того времени решение о привлечении к обсуждению законопроекта группы американских практикующих юристов.

Формально, Закон о договорах можно разделить на две части. Первая содержит положения общего характера, которые применимы для всех видов договора (форма договора и средства правовой защиты за неисполнение обязательств по договору). Вторая (особенная) часть содержит положения о следующих 15 поименованных видах договоров:

  • договор купли-продажи;
  • договор поставки электричества, воды, газа, отопления;
  • договор дарения;
  • кредитный договор;
  • договор аренды;
  • договор финансового лизинга (аренды);
  • договор подряда;
  • договор строительно-инженерных работ;
  • договор перевозки (пассажирские, грузовые и комбинированные перевозки);
  • технический договор (договор технической разработки, договор передачи техники и договор о техническом консалтинге и обслуживании);
  • договор хранения;
  • договор складского хранения;
  • договор поручения;
  • договор комиссии;
  • договор о посредничестве.

Несмотря на то, что сейчас Закон о договорах является основным нормативным актом, регулирующим договорные отношения в Китае, это не единственный источник договорного права. Во-первых, Верховный народный суд КНР дал два письменных разъяснения (1999 и 2009 года) по некоторым вопросам применения Закона о договорах, а также ряд разъяснений о рассмотрении споров по отдельным видам договоров. Во-вторых, Закон о договорах не аннулировал Общие положения гражданского права КНР, которые продолжают действовать в системе китайского права. Кроме того, ряд положений по отдельным видам договоров закреплен отдельными законами, в частности, о страховании, защите авторских прав и судоходстве.

Принципы договорного права в Китае

Действительность договора

В соответствии с Законом о договорах стороны (включая физических лиц) имеют право на добровольное заключение договоров, и никто не может вмешиваться в реализацию данного права. По общему правилу, договор считается возникшим с момента акцепта одной стороной оферты другой стороной. Таким образом, здесь китайское право не придерживается принципа из общей системы права, согласно которому действительный договор требует встречного предоставления. Например, согласно договорному праву США, договор не считается обязательным к исполнению, пока обе стороны не выразят свои договорные обязанности, то есть действует принцип quid pro quo (лат. «то за это»). Как большинство континентальных систем права, китайское договорное право не требует наличия встречного предоставления в качестве обязательного условия действительности договора. Поэтому, если одна сторона сделала предложение другой сторона, и та приняла данное предложение без обещания совершить какие-либо действия (или воздержаться от их совершения) или уплатить определенное вознаграждение, то этого зачастую достаточно для того, чтобы признать факт возникновения действительного договора.

Однако закон налагается отдельные ограничения на данную довольно гибкую позицию относительно действительности договора. Например, Статья 44 Закона о договорах указывает на то, что прочие нормативные активы могут требовать государственной регистрации или проверки отдельных видов договоров. Данные договоры не имеют юридической силы, пока не пройдут данную процедуру. К ним относятся договоры о передаче прав на земельные участки, договоры, связанные с зарубежными инвестициями (например, венчурные предприятия), а также договоры о передаче патентных прав китайскими предприятиями или физическими лицами. Кроме того, закон прямо определяет ряд случаев недействительности договора. Например, к таким случаям относятся заключение договора при использовании одной из сторон мошеннических средств, средств принуждения, а также с причинением вреда публичным или государственным интересам.

Китайское договорное право не налагает отдельных ограничений на форму договора, что характерно для многих стран с континентальной системой права. Юрисдикции из системы общего права (такие как Англия или США) требуют согласно Статуту о мошенничестве 1677 года обязательной письменной формы для некоторых видов договоров для того, чтобы права по ним можно было защитить и принудительно исполнить в судебном порядке. Например, в большинстве штатов США договор купли-продажи товаров на сумму более 500 долларов США не подлежат принудительному исполнению в судебном порядке, если факт его наличия не зафиксирован письменно. Закона о договорах Китая указывает, что стороны вправе заключить договор в письменной, устной или любой другой форме. В 2009 году Верховный народный суд КНР дал разъяснение, в котором подтвердил действительность и исполнимость договоров без соблюдения письменной формы. Тем не менее, закон закрепляет обязательную письменную форму за некоторыми видами договоров, такими как кредитные договоры, договоры аренды сроком более шести месяцев, а также договоры строительно-инженерных работ.

Конечно же, даже наличие письменного документа не дает гарантии исполнения договора. Как и в других странах, суды Китая оценивают существо отношений, которые изложены в договоре.

Материал подготовлен на основании информации, изложенной в книге «China’s Changing Legal System» Чуан Фенг, Лейтон П. Нельсон и Томас В. Саймон.

Юрисдикция:  Китайская Народная Республика
Тематики:  Договорное право

Copyright © 2008–2017 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»