18.10.2017

Эпоха автоматического обмена налоговой и финансовой информацией

Маргарита Прозорова
Руководитель отдела юридического перевода
ЗАО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Сентябрь 2017 года стал знаковым для сферы международного контроля за соблюдением налоговой дисциплины — около 50 стран приняли на себя обязательство по первичному автоматическому обмену информацией в рамках Единого стандарта ОЭСР по обмену налоговой информацией (Стандарта CRS).

Общие положения о Стандарте CRS

Согласно Стандарту CRS правительства различных государств обязаны на ежегодной основе обмениваться информацией о финансовых счетах. В частности, предусматривается информация, являющаяся предметом обмена, определяются финансовые организации, несущие обязанность по предоставлению отчетности, регламентируются различные типы отчетности и классы налогоплательщиков, а также регулируется порядок проведения финансовыми организациями надлежащей проверки (дью-дилидженс).

По сути, Стандарт CRS не является правовым нововведением, разработанным «с чистого листа». Действующими протоколами об обмене информацией закреплены правовые схемы, позволяющие предоставлять и получать информацию в соответствии с рассматриваемым Стандартом. Единый стандарт ОЭСР по обмену налоговой информацией обеспечивает стандартизацию данных механизмов посредством многостороннего соглашения компетентных органов, согласованного на международном уровне. А нововведение заключается в том, что государствами была признана необходимость обмена информацией именно на автоматической основе, а не только в случае поступления соответствующего запроса.

Этапы разработки Стандарта CRS

19 апреля 2013 года на фоне растущего недовольства по поводу уклонения от налогообложения и избежания уплаты налогов, которое активно освещалось в средствах массовой информации в рамках публикаций, посвященных техникам налогового планирования, которыми пользуются физические и юридические лица, министры финансов стран Большой двадцатки утвердили новый стандарт по обеспечению прозрачности налогообложения. В июне того же года представители стран Большой восьмерки выступили в поддержку отчета Генерального секретаря ОЭСР «Пошаговое повышение уровня налоговой прозрачности» (англ. OECD Secretary General report “A step change in tax transparency”), в котором освещались конкретные меры по обеспечению практического применения международной модели автоматического обмена информацией. Впоследствии в сентябре 2013 года лидеры стран Большой двадцатки приняли на себя обязательство по автоматическому обмену информацией в качестве нового международного стандарта.

В феврале 2014 года Министры финансов стран Большой двадцатки утвердили Единый стандарт ОЭСР по обмену налоговой информацией, положения о котором на сегодняшний день закреплены в Части II полной версии Стандарта. В мае 2014 года Декларация ОЭСР по автоматическому обмену информацией по налоговым вопросам была утверждена всеми 34 сторонами наряду с рядом государств, не принявших на себя обязательства по Стандарту. Более 65 юрисдикций официально обязались имплементировать Стандарт CRS, при этом 40 из них приняли решение об осуществлении обмена информацией, начиная уже с 2017 года.

ОЭСР выпустила полную версию Стандарта по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах по налоговым вопросам 21 июля 2014. Согласно данному документу правительства должны получать детальную информацию о счетах от своих финансовых организаций и ежегодно обмениваться полученными сведениями с другими юрисдикциями на автоматической основе. Указанный Стандарт был утвержден Советом ОЭСР 15 июля 2014 года.

22 сентября 2014 года на Глобальном форуме по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях вниманию Рабочей группы был представлен План по обеспечению участия развивающихся государств в новом Стандарте ОЭСР по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах. Разработка указанного документа направлена на борьбу с избежанием налогообложения в развивающихся странах, в том числе за счет использования оффшорных схем.

29 октября 2014 года 51 юрисдикция, интересы 39 из которых представлялись на уровне министерств, подписали Многостороннее соглашение компетентных органов по автоматическому обмену информацией, основанное на Статье 6 Многосторонней конвенции о взаимном административном содействии в налоговых вопросах. К 30 августа 2017 года уже 95 юрисдикций подписали указанное Соглашение, при этом около половины государств были намерены начать обмениваться информацией в рамках стандарта CRS в сентябре 2017 года.

При этом у государств сохранилась возможность руководствоваться двусторонними соглашениями (соглашением об избежании двойного налогообложения / соглашением об обмене налоговой информацией) в целях автоматического обмена информацией в соответствии со Стандартом CRS.

Кроме того, обмен информацией в рамках Стандарта CRS может осуществляться на основании правовых норм, закрепленных в Директиве Совета 2011/16/EU от 15 февраля 2011 года об административном сотрудничестве в области налогообложения. Подобный обмен будет происходить с участием Государств-членов ЕС и ряда стран, не входящих в состав Евросоюза.

Обмен информацией также может осуществляться в соответствии с иными двусторонними соглашениями, к примеру, в рамках договоров между Великобританией и ее коронными землями и заморскими территориями.

Необходимость Стандарта CRS

По заявлениям Организации экономического сотрудничества и развития, на сегодняшний день глобализированный мир финансов, практически не имеющий границ, предлагает массу возможностей для избежания налогообложения за счет размещения и хранения капитала за рубежом. «Большие финансовые потоки хранятся в оффшорных зонах, они не подлежат налогообложению — таким, образом, налогоплательщики не исполняют свои налоговые обязанности в собственной юрисдикции. Государства заинтересованы в обеспечении эффективности своих налоговых систем. Взаимодействие между налоговыми органами является ключевым элементом в борьбе с уклонением от уплаты налогов и сохранении эффективности налоговых систем. И подобное взаимодействие должно быть, в первую очередь, основано на обмене информацией».

Функционирование единого международного стандарта по предоставлению отчетности также позволит стандартизировать международные системы обмена сведениями. На сегодняшний день применяются различные процедуры обмена информацией, используемые налоговыми органами, а также действует ряд профильных документов — двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения, соглашения об обмене налоговой информацией, международные договоры (к примеру, та же Многостороння конвенция ОЭСР). «Быстрое распространение различных противоречивых механизмов приведет к существенным затратам при сборе необходимой информации как для правительств, так и для бизнеса». Таким образом, Стандарт CRS позволит, помимо прочего, избежать подобных расходов.

Сущность понятия «автоматический обмен информацией»

Государства, утвердившие Стандарт CRS, обязуются обмениваться друг с другом информацией «на автоматической основе». Данный подход свидетельствует о кардинальном изменении международной системы контроля за соблюдением налоговой дисциплины. Традиционно налоговый орган предоставлял информацию о физических и юридических лицах при поступлении соответствующего требования при условии наличия оснований полагать, что были совершены налоговые махинации или иные противоправные деяния. Можно сказать, что Евросоюз стал инициатором автоматического обмена информацией согласно положениям Директивы Совета 2003/48/EC от 3 июня 2003 года о налогообложении дохода от накопления сбережений в форме выплаты процентов. Однако американский Закон о налогообложении иностранных счетов 2009 года (англ. Foreign Account Tax Compliance Act 2009) в корне изменил положение дел в вопросах международного контроля за соблюдением налоговой дисциплины. К слову, на его положениях частично и основан Стандарт CRS.

Таким образом, «автоматический» обмен информацией подразумевает систематическую и периодическую передачу информации о налогоплательщике и категориях доходов, а также сведений об активах государством, являющимся источником получения доходов, государству резидентства налогоплательщика. По общему правилу, информация, являющаяся предметом обмена, на постоянной основе собирается в государстве, являющемся источником получения доходов, в основном, из отчетности финансовых организаций и прочих плательщиков.

Основа обмена информацией

Стандарт CRS и Закон FATCA во многом схожи с технической точки зрения, однако для них характерен и ряд различий, так, в Единый стандарт по обмену налоговой информацией не были включены положения, характерные для американской юрисдикции. К примеру, Закон о налогообложении иностранных счетов основан на концепции американского гражданства, которая является основой налоговой системы США, а в основе Стандарта CRS лежит принцип резидентства. В отличие от Закона FATCA, Стандартом CRS не предусмотрены предельные значения для счетов физических лиц, открытых до даты вступления в силу Стандарта. Кроме того, в рамках рассматриваемого Стандарта предусмотрены отдельные положения об определенных инвестиционных структурах, находящихся в юрисдикциях, которые не принимают участие в автоматическом обмене информацией в соответствии со Стандартом.

Информация, являющаяся предметом обмена

Финансовая информация о подотчетных счетах, являющаяся предметом обмена, включает сведения о процентах, дивидендах, балансе счета, доходах, полученных от использования определенных страховых продуктов, доходах от исполнения сделок купли-продажи финансовых активов, и других доходах, полученных по активам, размещенным на счете, или платежам, проведенным по счету.

Под «подотчетными счетами» понимаются счета физических и юридических лиц (в том числе трастов и фондов). При этом согласно Стандарту CRS финансовые организации должны контролировать и пассивные предприятия и сообщать информацию о соответствующих лицах с правом контроля.

К финансовым организациям, подпадающим под действие Стандарта, относятся депозитарные учреждения, кредитные и инвестиционные организации, ряд страховых компаний, при условии, что они не освобождены от обязанности по направлению отчетов.

Правоотношения по обмену информацией

Несмотря на тот факт, что Многостороннее соглашение компетентных органов по обмену информацией было подписано рядом сторон, правоотношения по обмену сведениями согласно Стандарту CRS являются по сути двусторонними и активируются в том случае, когда в обеих юрисдикциях действует национальная система обмена информацией в рамках Стандарта, а также при условии, что обе стороны достигли договоренности относительно обмена информацией в качестве партнеров.

Конфиденциальность

ОЭСР гарантирует, что рассматриваемый Стандарт содержит определенные положения о конфиденциальности информации, являющейся предметом обмена, а международными документами об обмене информацией предусмотрены соответствующие меры по обеспечению конфиденциальности сведений. В том случае, если положения о конфиденциальности информации не будут соблюдаться (в рамках буквы закона или на практике), государства откажутся от обмена информацией на автоматической основе.

И только время покажет, насколько подобный подход является действенным.

Стороны Многостороннего соглашения компетентных органов по обмену информацией

Обязательство по осуществлению первичного автоматического обмена информацией в соответствии со Стандартом CRS в сентябре 2017 года (по состоянию на 30 августа 2017 года) приняли на себя следующие государства, подписавшие Многостороннее соглашение компетентных органов по обмену информацией:

  • Ангилья
  • Аргентина
  • Барбадос
  • Бельгия
  • Бермудские Острова
  • Болгария
  • Британские Виргинские Острова
  • Великобритания
  • Венгрия
  • Германия
  • Гернси
  • Гибралтар
  • Гренландия
  • Греция
  • Дания
  • Джерси
  • Индия
  • Исландия
  • Испания
  • Ирландия
  • Италия
  • Каймановы острова
  • Кипр
  • Колумбия
  • Корея
  • Кюрасао
  • Латвия
  • Литва
  • Лихтенштейн
  • Люксембург
  • Мальта
  • Мексика
  • Монтсеррат
  • Нидерланды
  • Ниуэ
  • Норвегия
  • Остров Мэн
  • Польша
  • Португалия
  • Румыния
  • Сан-Марино
  • Сейшельские острова
  • Словакия
  • Словения
  • Теркс и Кайкос
  • Фарерские острова
  • Финляндия
  • Франция
  • Хорватия
  • Чехия
  • Швеция
  • Эстония
  • Южная Африка

А в сентябре 2018 года обмен информацией финансового и налогового характера станут осуществлять следующие юрисдикции (опять же речь идет о странах, подписавших Многостороннее соглашение компетентных органов по обмену информацией) (по состоянию на 30 августа 2017 года):

  • Австралия
  • Австрия
  • Азербайджан
  • Албания
  • Андорра
  • Антигуа и Барбуда
  • Аруба
  • Бахрейн
  • Белиз
  • Бразилия
  • Гана
  • Гренада
  • Израиль
  • Индонезия
  • Канада
  • КНР
  • Коста-Рика
  • Кувейт
  • Ливан
  • Маврикий
  • Малайзия
  • Маршалловы Острова
  • Монако
  • Науру
  • Новая Зеландия
  • ОАЭ
  • Острова Кука
  • Пакистан
  • Россия
  • Самоа
  • Саудовская Аравия
  • Сент-Винсент и Гренадины
  • Сент-Китс и Невис
  • Сент-Люсия
  • Сингапур
  • Синт-Мартен
  • Турция
  • Уругвай
  • Чили
  • Швейцария
  • Япония

Отметим, что Нигерия также подписала Многостороннее соглашение компетентных органов по обмену информацией и приняла на себя обязательство по осуществлению первичного обмена информацией на автоматической основе в сентябре 2019 года.

Материал подготовлен на основании информации, представленной на www.tax-news.com.

Юрисдикция:  Разное
Тематики:  Налогообложение

Copyright © 2008–2018 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»