30.10.2017

Общий юридический анализ ICO. Регулирование процедуры ICO в Люксембурге

Артём Саблин
Главный специалист отдела зарубежного права
ЗАО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Введение

ICO — это форма привлечения инвестиций на рынке в виде продажи инвесторам фиксированного количества новых единиц криптовалют, полученных разовой или ускоренной эмиссией. Данная процедура сейчас набирает обороты, и всё больше и больше стартапов используют её для быстрого сбора средств. Однако ICO не имеет определенной нормативно-правовой базы на уровне международного сообщества и, тем более, на уровне Европейского Союза, на который, как правило, ориентируется Люксембург. В Великом Герцогстве вопросами криптовалют и связанными с ними аспектами занимается Комиссия по наблюдению за финансовым сектором (CSSF). В настоящий момент CSSF разрабатывает соответствующую правовую документацию.

Сейчас во всем мире осуществляются процедуры ICO. Данные процедуры имеют общие признаки, которые будут рассмотрены в данной статье, следовательно, эти признаки равным образом характерны для ICO в Люксембурге.

Кратко об ICO

C января 2017 года по сегодняшний день, многим организациям удалось заработать более 1,8 миллиарда долларов благодаря ICO. Популярность ICO как способа быстрого приобретения активов новыми предприятиями взлетела вверх.

ICO представляет собой относительно простой, быстрый и альтернативный метод сбора денежных средств для стартапа. Все больше организаций уже ощутили вкус успеха, собрав средства финансирования через ICO.

Однако отсутствие конкретного правового регулирования и управления создают вокруг ICO репутацию финансового «Дикого Запада», где повсюду «подстерегают опасности», особенно, в связи с тем, что ICO начинает набирать обороты равным образом и у инвесторов, и у мошенников.

В ICO остаются нерешенными вопросы защиты прав потребителей, противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма (далее по тексту — ПОД/ФТ), а также due dilligence, комплаенс и иные нормативные требования и стандарты. Возникают разного рода сложности сразу в нескольких аспектах, включая механизмы ICO, команды, ID участников, объём денежной массы, маркетинг и воздействие ICO на рынки криптовалюты. Все эти факторы должны быть тщательно изучены так, чтобы преимущества ICO были сбалансированы с рыночными и правовыми рисками.

Процедура ICO также известна как продажа, генерация, первичное предложение токенов на рынке. В данном случае организация продает токены для получения капитала на финансирование разработки программного обеспечения, бизнес деятельности, развития бизнеса, управления организацией, или для иных инициатив стартапа.

Сюда относится и право доступа и использование сетевого или программного обеспечения, право выкупать токены или криптовалюту или продукт компании, право на получение процента от будущих доходов и т.д. Однако в настоящее время большинство ICO не предлагают клиентам корпоративные права голоса, права собственности или права на процент от будущей прибыли. Вместо этого они передают право доступа, использования и/или потребления своих услуг или продуктов.

Кратко о нормативном регулировании ICO в ЕС и в Великом Герцогстве Люксембург

Европейский союз

Каждое государство-член ЕС может выбрать свой способ регулирования деятельности, связанной с криптовалютами. Тем не менее, предстоящие поправки к V Директиве ЕС по ПОД/ФТ, позволят создать общеевропейскую нормативно-правовую базу, регулирующую ПОД/ФТ, касательно криптовалюты. Директивой предусмотрено, что поставщики услуг, связанных с криптовалютой, должны быть зарегистрированы или лицензированы в странах ЕС, в которых находится их головной офис.

Люксембург

Люксембург является лидером по продвижению инновационного применения технологий блокчейна. Это первая страна ЕС, получившая лицензию на обмен биткоинов и одобрившая лицензии платежных учреждений на производство криптовалюты и на систему их обмена в Евросоюзе. Компетентным органом власти по данному вопросу является CSSF. У данного органа Люксембурга еще отсутствует официальная позиция касательно ICO или инвестиционных фондов, работающих с виртуальной валютой.

Поставщики финансовых услуг, включая некоторые организации, выпускающие или использующие криптовалюту, осуществляющие деятельность в финансовом секторе, находятся под наблюдением CSSF и обязаны получить разрешение от Министра финансов.

Этапы ICO

1. Идея. У команды специалистов рождается инновационная идея децентрализованного применения blockchain. Команда решает её воплотить.

2. Исследования. Команда вербует других специалистов. Они исследуют и принимают решения относительно:

  • технологии (т. е. какая технология необходима для построения технической инфраструктуры продукта или услуги и какие нужны технические ресурсы);
  • общих бизнес-данных (рынок, целевая аудитория (далее по тексту — ЦА), спрос);
  • оценки возможностей команды в успешном выполнении своих задач;
  • потребности в ICO для успешного запуска проекта.

Если ответы утвердительные, то специалисты принимают решение о развитии стратегий ICO: создание специальных платформ, структуризация продаж, ценообразование, модели использования и др.

3. White paper. White paper представляет собой документ, рассказывающий о краткосрочной и долгосрочной стратегиях, технологиях, команде, бизнесе, а также о так называемой «дорожной карте». С данным документом знакомятся потенциальные инвесторы и клиенты.

4. Маркетинг. ICO предлагается определенной ЦА, например — инвесторы, трейдеры, консультанты. Они дают обратную связь и оценивают все параметры проекта. После этого команда выходит на более широкую аудиторию рынка.

5. Правовые аспекты. Сюда относятся: консультация юриста по инвестициям, формирование корпоративной структуры, налоги, ценные бумаги, денежные средства, регламентация. После данных процедур команда может пересмотреть первоначальный план ICO.

6. Предварительная продажа (необязательно). Токены могут продаваться по предзаказу. Организациям, возможно, потребуется собрать денежные средства для оплаты юридических, операционных расходов и иных затрат.

7. Основная работа и планирование. Продолжается разработка технологий, бизнес-плана и формирование команды с учетом всех корректировок.

8. Предложение. Команда начинает предлагать ICO широкой аудитории. Они могут продвигать продукт в социальных сетях (Facebook, Reddit, Telegram, Slack, Medium), покупать платные объявления, размещать публикации в блоге, проводить презентации продукта и т.д.

9. Продажа ICO.

10. Реструктуризация. После получения доходов от сбыта токенов команда реструктурирует финансы и продолжает вносить коррективы в свой состав, бизнес-план, технологии и т.д.

11. Запуск проекта.

Преимущества и риски ICO

ICO — это мощный катализатор развития технологий блокчейна. ICO также способствует запуску инновационных финансовых процедур и доступу к инвестированию.

Преимущества ICO

1. Формирование клиентской базы на нулевом этапе. Ещё до продажи токенов можно собрать определенную клиентскую базу. Данный эффект схож с функциями сервиса Kickstarter, на котором клиентская база может быть сформирована ещё до официального релиза продукта или услуги.

2. Нетворкинг. Если пользователи являются владельцами токенов, они могут инвестировать их, используя сетевой маркетинг. Модель ICO позитивно влияет на укрепление децентрализованной деятельности разработанного продукта или услуги, которые имеют большое число пользователей. При этом при присоединении новых пользователей опыт прежних пользователей суммируется, и информация обновляется. Когда организация ICO готова для развития, благодаря данным процессам большая клиентская база создаётся автоматически.

3. Глобальный охват инвесторов и аудитории. Любой желающий может участвовать в ICO, независимо от уровня дохода, страны проживания, уровня образования, социальных связей или профессии. Однако некоторые организации исключают участников из определенных юрисдикций (например, из-за неопределенности нормативно-правового регулирования данного аспекта в соответствующей юрисдикции). Есть и такие организации, которые принимают только аккредитованных инвесторов.

4. Быстрый сбор денежных средств. Любое лицо может запустить ICO. ICO может быть создано через ряд платформ, в том числе через Ethirium, Stellar, Omni. Расходы на маркетинг здесь значительно ниже, чем при традиционных способах сбора средств стартапами, в первую очередь, благодаря нетворкингу. Потенциальные покупатели могут узнать об ICO через сайты, интернет-форумы, мессенджеры, социальные сети и прочие источники информации.

6. Спрос розничных инвесторов. В настоящее время розничные инвесторы сильно заинтересованы в ICO и покупке токенов. Кроме того, передача токенов розничным инвесторам не исключает передачу им прав собственности или корпоративных прав управления компании.

Риски ICO

1.Отсутствие due diligence. Во многих странах отсутствуют формальные процедуры по проведению аудита в организациях, осуществляющих ICO. Многие команды продают токены до создания полноценного и функционального продукта. Команда может указать свои технологии и бизнес-плане и в White Paper, однако у неё может быть мало доказательств того, что технология может быть действительно реализована или что бизнес будет функционировать должным образом. Недостатки определенных технологий могут быть обнаружены только после того, как в проект уже были инвестированы значительные денежные средства.

2. Уязвимость Smart-контрактов. Сюда относятся и денежные трансферы. Например, на Etherium в Smart-контрактах используется особый язык программирования. Если контракт не был правильно запрограммирован с соблюдением технических требований, токены случайно могут быть переданы другому лицу без разрешения на то их действительного владельца.

3. Неопределенность ценовой политики. Цены на токены ничем не обусловлены и не регулируются рынком. Многие покупатели берут токены в инвестиционных целях, предполагая, что цены на них постоянно будут расти. Таким образом, они, как правило, рассчитывают на перепродажу токенов вместо размещения их в своих активах, что способствует только увеличению финансовых пузырей и пирамид, в которых опытные инвесторы получают прибыль от торговли преимущественно за счет притока капитала от новых, «зеленых» инвесторов, а не от законного увеличения основной стоимости токенов, которая как таковая даже не существует.

4. Недостаточный уровень осведомленности клиентов. В настоящее время потребители склонны инвестировать в ICO только из-за растущей популярности криптовалют и грез о быстром увеличении капитала, но при этом у них нет представления о технологическом риске, о бизнес рисках, об их законных правах как потребителей и/или инвесторов. Более того, многие клиенты вообще не разбираются в технологии blockchain и могут быть введены в заблуждение мошенниками.

5. Утечка информации и недостаток безопасности. Потребители могут потерять доступ или управление ключами шифрования, необходимыми для сделок с токенами. Если потребитель не правильно управляет ими и не обеспечивает их безопасность, его данные могут быть украдены хакерами. В отличие от многих сайтов, где можно сбросить пароли учетной записи, потерянный закрытый ключ токенов не восстанавливается.

6. Мошенничество. Мошенник может обманным путем выдать себя за организацию, продающую токены и убедить покупателей купить криптовалюту на сайте, не связанном с настоящими организациями. В основном, злоумышленники часто работают на сайтах со слабой защитой и в социальных сетях. Они взламывают учетную запись организации, аккаунт или создают ложное доменное имя или имя пользователя, похожее на имя организации, а затем от имени организации просят покупателей купить криптовалюту на сфабрикованном адресе. Они также могут взломать веб-сайт организации и изменить платежный адрес организации на свой.

7. Анонимность. Поскольку токены отправляются из криптографически сгенерированных адресов, покупатели токенов не могут их легко идентифицировать. Эти криптографически сгенерированные адреса иногда позволяют проследить по IP конкретный адрес лица, однако некоторые блокчейны целенаправленно прекращают трассировку в целях конфиденциальности. Некоторые криптовалюты (например, Монер и Zcash) полностью разрешают анонимные транзакции. Это означает, что клиенту трудно реализовать операции ОД/ФТ.

С другой стороны, некоторые платформы предоставляют организациям возможность запрашивать данные и

делиться персональной информацией при совершении сделки (например, Stellar).

8. Уклонение от уплаты налогов. Потребители могут не знать о налоговом регулировании купли-продажи токенов (например, налогообложение прироста капитала). Кроме того, сами эмитенты могут не осознавать налоговых последствий, связанных с их продуктом.

Многие пользователи непреднамеренно уклоняются от уплаты налогов из-за сложностей ведения бухгалтерского учета или из-за двусмысленных требований по налогообложению. Иные пользователи могут намеренно уклоняться от налогов, получив анонимность через блокчейн платформы. Более того, они используют виртуальные валюты, обеспечивающие полную анонимность в различных транзакциях.

9. Правовая неопределенность. Организации, осуществляющие ICO, могут регулироваться несколькими юрисдикциями. Однако нормативно-правовое регулирование по-прежнему находится в зачаточном состоянии, как уже было упомянуто в начале статьи. Большинство стран не урегулировали вопросы, связанные с ICO.

10. Отмывание денежных средств. Растут опасения, что ICO могут быть использованы для ОД/ФТ, поскольку криптографически сгенерированные адреса могут скрывать личные данные. Преступники также используют конфиденциальность, ориентированную на криптовалюты, чтобы запутать транзакции блокчейна.

Возможные решения

Матрица оценки. Правительствам стран следует разработать оценку матрицы ICO, которая:

  • определяет области регулирования ICO;
  • определяет различные типы токенов и структуры ICO;
  • определяет различные правовые нормы и правовые последствия пользования различными типами токенов и структурами ICO. Эта матрица помогла бы прояснить некоторые юридические аспекты и применяемые рамки законодательства.

Внешние и/или внутренние аудиторы организаций. Необходимо наличие специальных аудиторов ICO, осуществляющих оценку, выявление и расследование различных рисков, связанных с ICO. Данные аудиторы могут работать и на государственное учреждение, не зависимое от организации. Организации следует связать свои цели с аудитором таким образом, чтобы аудитор мог рассмотреть вопросы регулирования и проконсультировать организацию на предмет того, как проводить процедуру ICO в рамках соответствующих стандартов. Аудитор может предоставить в соответствующие органы информацию об ICO и о его прогрессе, что обеспечит информированность властей о недавних событиях.

Если в юрисдикциях требуются лицензии для проведения ICO, то касательно деятельности предприятий криптовалют органы власти могут дать организации разрешения на проверку, и правительство может утвердить кандидатуру уполномоченного аудитора вместо того, чтобы потребовать у организации непосредственного получения лицензии от самого правительства и компетентных органов власти. Такой подход схож со швейцарскими методами, согласно которым финансовые технологии компаний могут относиться к организации или может иметь место обращение к соответствующему ведомству (FINMA) за лицензией на осуществление деятельности в качестве финансового посредника.

Международное сотрудничество. Правительствам всего мира следует сотрудничать друг с другом для согласования общих требований по ПОД/ФТ и для защиты прав инвесторов и потребителей в сфере криптовалют. Сотрудничество поможет обеспечить клиентов и инвесторов базовой защитой.

Унифицированная нормативно-правовая система позволит организациям более глубоко понимать законодательство.

Одной из полезных мер является принятие специальных финансовых соглашений о технологическом сотрудничестве в сфере криптовалют между правительствами. В качестве примера: соглашение между Швейцарией и Сингапуром, соглашение между Соединенным Королевством и Южной Кореей. Данные соглашения о сотрудничестве, как правило, содержат положения об оказании финансовой взаимопомощи. Благодаря соглашениям,уменьшается трансграничная неопределенность и сокращается время выхода компаний на рынок в двух странах.

Еще одной полезной мерой является выдача разрешений и лицензирование. В ЕС и, в частности, в Люксембурге уже приступили к созданию соответствующих регламентов.

Судебное регулирование. Инвестиционные фонды. Правительствам следует обеспечить нормативные стандарты путем классификации криптовалютных инвестиционных фондов как традиционных инвестиционных фондов. Подобный подход поможет установить базовые обязательства, касающиеся сбора денежных средств. Более того, нормативная определенность поможет управлять инвесторами и регулировать потребительские ожидания, обеспечивая определенные средства правовой защиты.

Для криптовалютных инвестиционных фондов очень важно иметь четкую нормативно-правовую базу, особенно, в таких странах, как Люксембург, являющихся лидерами в инвестиционной сфере.

Повышение осведомленности потребителей. Необходимо повысить уровень осознанности покупателей токенов и криптовалюты, информировать их о рисках, поощрять широкое распространение осведомленности об аспектах, связанных с криптовалютой и т.п. Властям стран необходимо инициировать специальные кампании по обучению граждан. В частности, граждане должны быть компетентными в таких вопросах, как:

  • риски и преимущества ICO;
  • налоговое бремя криптовалюты;
  • избежание мошеннических схем;
  • защита вкладов и управление секретными/закрытыми ключами;
  • продажа токенов организацией.

Связи с профильным сектором. Заинтересованные субъекты. Компетентным органам власти следует вступить в открытый диалог с заинтересованными предприятиями. Для клиентов также можно создать платформу, содержащую информацию о потенциально мошеннических ICO. Организации могут обсуждать следующие вопросы:

  • Разработка нормативных актов и вопросы, касающиеся тех областей, которые еще не были нормативно урегулированы. Власти должны стремиться к повышению уровня прозрачности нормативных процедур и стандартов.
  • Интерфейс для государственного мониторинга. Организации, деятельность которых связана с блокчейн и криптовалютой, могут предоставить правительству специальный пользовательский интерфейс, чтобы помочь ему контролировать транзакционную деятельность владельцев токенов. После совершения сделок данные о них сохраняются в системах блокчейн, что позволяет сократить затраты на соблюдение стандартов. При этом данные меры не будут обременительны для организаций и не будут нарушать частную жизнь. В результате сбора организацией информации о пользователях токенов упростятся многие процессы, поскольку государство незамедлительно получит доступ к персональным данным пользователей, что значительно «снизит волокиту».
  • Конфиденциальность. Некоторые организации (например, Zcash, Monero и EgaaS) полностью сохраняют конфиденциальность своих клиентов. Они, как правило, предварительно консультируются с юристом, чтобы понять и прояснить вопросы, связанные с ценными бумаги, налогами, денежными переводами, защитой прав потребителей и инвесторов, деятельностью брокеров и управлением инвестиционными и правовыми рисками, возникающими в случае продажи токенов.

* * *

Создание в Европе унифицированной нормативно-правовой базы ICO сможет принести пользу всему ЕС, особенно, в рамках правил ПОД/ФТ и защиты инвесторов. Но прежде всего, необходима четкая позиция национальных компетентных ведомств по данному вопросу. В ближайшее время некоторые страны, скорее всего, уже выпустят более подробные нормативные акты, регулирующие ICO.

Материал подготовлен на основании информации, представленной на http://www.lhoft.com/blog/.

Материал подготовлен на основании информации, представленной на www.lhoft.com/blog/.

Юрисдикция:  Великое Герцогство Люксембург
Тематики:  Криптовалюта

Copyright © 2008–2018 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»