02.11.2017

Законодательный процесс в Индии

Маргарита Прозорова
Руководитель отдела юридического перевода
ЗАО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Конституцией Республики Индии предусмотрено, что высшим законодательным органом государства является двухпалатный Парламент, состоящий из Совета штатов — Раджья сабха (верхняя палата) и Народной палаты Лок сабха (нижняя палата). Деятельность каждой из Палат детально урегулирована в соответствующих Регламентах. Отметим, что согласно Статье 79 Конституции, Президент также является частью Парламента.

Раджья сабха

Согласно законодательству в состав верхней Палаты индийского Парламента должно входить не более 250 членов, 12 из которых назначаются Президентом за особые заслуги в сфере искусства, науки и общественной деятельности. Остальные места распределяются по различным штатам и территориям на основании решений местных законодательных собраний пропорционально численности населения. Тем не менее, интересы каждого штата должны быть представлены, по меньшей мере, одним членом. Впервые Раджья сабха была созвана 3 апреля 1952 года, а первая сессия была проведена 13 мая того же года. Палата не может быть распущена, а избрание ее членов осуществляется по заранее определенному ротационному графику. Каждый член Палаты выбирается на шестилетний срок, новые выборы проводятся для одной трети состава Палаты каждые 2 года.

На сегодняшний день в состав Палаты входят 245 членов: 233 депутата представляют штаты и союзные территории, а 12 депутатов являются назначенными членами.

Лок сабха

Как было указано выше, нижней Палатой Парламента является Лок сабха (Народная палата). Ее члены избираются прямым всеобщим тайным голосованием на основе мажоритарной системы для представления интересов народа. Лок сабха — наиболее влиятельная из двух Палат, превосходящая верхнюю по своему значению и объему полномочий, в частности, в рамках законодательного регулирования финансовых вопросов. Максимальный установленный Конституцией страны (Статья 81) размер Лок сабхи — 552 депутата (до 530 от штатов, до 20 от союзных территорий, и еще два члена могут быть назначены Президентом для представления интересов индийцев британского происхождения).

Лок сабха избирается сроком на 5 лет, однако, если в стране было объявлено чрезвычайное положение, ее полномочия могут быть продлены еще на один год. Президент Индии вправе распустить Палату раньше срока в том случае, если ни одна из партий не сможет сформировать большинство или создать коалицию.

Текущий состав Лок сабхи был сформирован по итогам выборов в апреле-мае 2014 года и включает 545 членов (530 от штатов, 13 от союзных территорий и 2 представителя англо-индийцев).

Стадии законодательного процесса

Как и во всех других юрисдикциях мира, для получения юридической силы и статуса закона законопроект должен пройти установленную законодательную процедуру.

Первое чтение

Законодательный процесс начинается с внесения законопроекта в любую из Палат Парламента. Однако на практике процесс рассмотрения большинства законопроектов начинается в нижней Палате. Законопроект может быть внесен либо министром, либо субъектом законодательной инициативы, не являющимся представителем исполнительной ветви власти. Субъект законодательной инициативы обязан запросить формальное разрешение на внесение законопроекта на рассмотрение законодателя. Если подобное разрешение будет получено, законопроект вносится на рассмотрение той или иной Палаты. Рассматриваемая стадия законодательного процесса и является первым чтением. Если по ходатайству о получении разрешения на внесение законопроекта на рассмотрение имеют место возражения, Спикер Палаты вправе предоставить возможность дать краткие пояснения и члену Парламента, возражающему против соответствующего ходатайства, и субъекту законодательной инициативы, представившему законопроект. Если возражения по ходатайству о получении разрешения на внесение законопроекта на рассмотрение законодателя основаны на том факте, что законопроектом регулируются правоотношения, выходящие за пределы законодательной компетенции данной Палаты Парламента, Спикер данной Палаты Парламента вправе санкционировать проведение обсуждения данного вопроса в полном объеме. Впоследствии рассматриваемый вопрос выносится на голосование Палаты.

Опубликование законопроекта в источнике официального опубликования

После внесения законопроекта на рассмотрение той или иной Палаты законопроект подлежит опубликованию в источнике официального опубликования «Оффишел Гэзетт» (Official Gazette). Отметим, что при условии получения одобрения со стороны Спикера Палаты законопроект может быть опубликован в «Оффишел Гэзетт» и до своего внесения на рассмотрение законодателя. В таком случае отсутствует обязанность на получение разрешения на внесение законопроекта на рассмотрение в определенную Палату Парламента, и законопроект вносится на непосредственное рассмотрение напрямую.

Направление законопроекта на рассмотрение в Постоянный комитет

После внесения законопроекта на рассмотрение Председатель соответствующей Палаты может направить законопроект на рассмотрение профильного Постоянного Комитета для проведения оценки и получения заключения. Отметим, что на сегодняшний день срок предоставления подобного заключения составляет три месяца. При проведении указанной оценки Постоянный комитет анализирует общие принципы и положения рассматриваемого законопроекта и составляет по ним соответствующее заключение. Комитет может воспользоваться услугами экспертов или учитывать мнение общественности.

Второе чтение

Второе чтение проходит в два этапа.

Первый этап заключается в общем обсуждении законопроекта. На данном этапе Палата может направить законопроект на рассмотрение одного из своих Профильных комитетов или Совместного комитета обеих Палат. Кроме того, законопроект может быть распространен для получения общественного мнения по нему. Соответствующий Комитет рассматривает каждое положение законопроекта; члены Комитета вносят необходимые поправки. При этом Комитет может учитывать информацию, получаемую от государственных органов, общественности или экспертов. После рассмотрения законопроекта Комитетом Комитет направляет свое заключение в Палату, и в Палате происходит повторное рассмотрение законопроекта с учетом заключения Комитета и внесенных им корректировок. Если имеет место распространение законопроекта в целях получения общественного мнения по нему, подобные заключения поступают через правительства штатов и союзных территорий. Полученные заключения представляются на рассмотрение Палаты, и для обеспечения направления законопроекта на рассмотрение Профильного или Совместного комитета необходимо подать отдельное ходатайство.

Второй этап второго чтения заключается в детальном рассмотрении законопроекта в первоначальной редакции или с изменениями и дополнениями, внесенными Профильным / Совместным комитетом. Обсуждение проводится по каждому положению законопроекта, и на данном этапе законодателем могут вноситься необходимые поправки при условии проведения соответствующего голосования. Поправки становятся частью законопроекта, если они утверждаются большинством присутствующих голосующих членов. После утверждения основного текста законопроекта и приложений к нему (при их наличии) стадия второго чтения считается завершенной.

Третье чтение

После завершения предыдущей стадии законодательного процесса начинается процесс принятия законопроекта в рамках третьего чтения. На данной стадии дебаты ограничиваются аргументами в пользу или против рассматриваемого законопроекта. За редким исключением детали законопроекта не подлежат рассмотрению и обсуждению. На данной стадии допускается внесение формальных устных изменений или поправок к поправкам. Для принятия простого законопроекта требуется простое большинство голосов. А в случае с законопроектами, вносящими изменения и дополнения в Конституцию, требуется большинство членов Палаты и большинство не менее чем двух третей присутствующих голосующих членов каждой Палаты Парламента.

Рассмотрение законопроекта во второй Палате

После принятия законопроекта одной Палатой он направляется на рассмотрение другой Палаты, при этом законопроект проходит аналогичные стадии рассмотрения, за исключением этапа первичного внесения на рассмотрение.

Законопроекты финансового характера

Как было указано выше, законопроекты вносятся в любую Палату Парламента, однако данная норма не распространяется на финансовые законопроекты, которые подлежат внесению только в Народную палату. Финансовым законопроектом считается правовой документ, содержащий исключительно положения, предусматривающие:

  • установление, отмену, изменение или регулирование налога либо прощение недоимок по нему;
  • регулирование денежного займа или предоставление гарантии Правительством Индии или изменение закона с учетом финансового обязательства, которое Правительство Индии приняло или должно принять на себя;
  • хранение Консолидированного фонда или Фонда непредвиденных расходов Индии, внесение денежных средств в такие фонды или изъятие денежных средств из них;
  • ассигнование денежных средств из Консолидированного фонда Индии;
  • отнесение расходов на счет Консолидированного фонда Индии или увеличение суммы таких расходов;
  • поступление денежных средств на счет Консолидированного фонда Индии или на публичный счет Индии либо хранение или выделение таких денежных средств или аудит счетов Союза или штата;
  • любой вопрос, имеющий отношение к вышеуказанным аспектам.

Сомнения относительно финансового характера законопроекта разрешаются Спикером Народной палаты.

Раджья сабха не может вносить изменения в финансовый законопроект. Однако она может давать соответствующие рекомендации относительно поправок, подлежащих внесению в законопроекты такого характера. При этом Раджья сабха должна передавать финансовые законопроекты в нижнюю Палату Парламента в течение четырнадцати дней с даты поступления соответствующего законопроекта. В свою очередь, Лок сабха вправе принять или отклонить рекомендации Совета штатов. При принятии указанных рекомендаций финансовый законопроект считается принятым обеими Палатами с изменениями, которые были рекомендованы Раджья сабхой и приняты Лок сабхой, а в том случае, если Раджья сабха отклонит рекомендации Лок сабхи, финансовый законопроект считается принятым обеими Палатами в первоначальной редакции без учета рекомендаций Совета штатов.

Рассмотрение законопроекта на совместном заседании

Если законопроект принимается одной Палатой, но отклоняется другой, или если обе Палаты не согласуют подлежащие внесению в законопроект изменения или в том случае, если с даты получения законопроекта другой Палатой прошло шесть месяцев, а законопроект не были принят, Президент может созвать совместное заседание обеих Палат Парламента. Если на совместном заседании Палат законопроект будет принят большинством голосов присутствующих голосующих членов обеих Палат, он считается принятым обеими Палатами. Если речь идет о законопроекте, предусматривающем внесение поправок в Конституцию, правовая возможность проведения совместного заседания отсутствует.

Одобрение Президента

В случае принятия законопроекта обеими Палатами Секретарит Палаты Парламента, через которую документ прошел во вторую очередь, должен получить одобрение Президента. В случае с законопроектами финансового характера или законопроектами, принятыми на совместном заседании обеих Палат Парламента, одобрение Президента должна получить Народная палата. Законопроект становится законом только после того, как он будет одобрен Президентом. При этом одобрение законопроектов — это право, а не обязанность Президента (за исключением случаев, когда речь идет о законопроектах, вносящих изменения в Конституцию): законопроект может быть одобрен, а может быть и отклонен. Помимо прочего, Президент вправе возвратить законопроект (если он не является финансовым), дав при этом ответствующие рекомендации. В результате повторного рассмотрения Палаты могут принять законопроект с поправками Президента или без их учета, но в любом случае Президент уже не может отказать в одобрении.

Публикация принятого закона в «Оффишел Гэзетт»

Наконец, как и во многих других странах, в том числе и в Российской Федерации, принятый нормативно-правовой акт подлежит включению с собрание законодательства и опубликованию в «Оффишел Гэзетт». При этом закон вступает в силу незамедлительно после опубликования, если в самом тексте нормативно-правового акта не установлена иная дата.

Материал подготовлен на основании информации, представленной на http://parliamentofindia.nic.in/, http://rajyasabha.nic.in/, http://loksabha.nic.in/.

Юрисдикция:  Прочие юрисдикции
Тематики:  Законодательный процесс

Copyright © 2008–2018 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»