09.01.2018

Законодательный процесс в США

Антон Фигуров
Руководитель отдела аналитики и мониторинга
ЗАО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Право законодательной инициативы формально предоставлено членам Палат Конгресса США — Сената и Палаты представителей.

Внесение законопроекта в Конгресс

На первом этапе билли (законопроекты), кроме финансовых (бюджетных), вносятся в ту Палату, членами которой являются инициаторы. Нередки случаи, когда билли вносятся одновременно членами как Палаты представителей, так и членами Сената (для примера, «поправка Джексона-Вэника»).

Постоянные правила Палат допускают внесение как разработанного проекта, так и законопредложения — петиции, предлагающей рассмотреть вопрос о целесообразности принятия закона.

Обсуждение законопроекта в палатах Конгресса

В ходе первого чтения секретарь Палаты представителей или секретарь Сената зачитывают название проекта, после чего обсуждается целесообразность его принятия в предложенной концепции. Затем вопрос выносится на голосование. Если билль принят в первом чтении, он направляется в профильный постоянный комитет.

В обеих Палатах Конгресса имеются как постоянные комитеты (standing committee), так и специальные (select committee), в свою очередь, внутри них создаются постоянные подкомитеты (subcommittee) либо подкомитеты ad hoc. Палатой представителей и Сенатом могут создаваться совместные комитеты (joint committee) по каким-либо значимым вопросам.

В комитетах и подкомитетах проходит основная масса работ, связанная с детальным обсуждением законопроекта, проведением его экспертизы, выявлением основных недостатков и внесением существенных корректив в текст билля. По более значимым вопросам проводятся парламентские слушания, для обсуждения приглашаются общественность, эксперты и представители корпораций. Также учитываются мнения компетентных государственных структур — Главного контрольно-финансового управления и Административно-бюджетного управления Президента США (на соответствие законопроекта президентскому курсу), при этом они не имеют решающего значения, а носят всего лишь консультативный характер.

На заключительном заседании комитета по законопроекту проводится итоговое голосование и готовится доклад Палате, в котором высказывается либо положительный отзыв (favorable), либо отрицательный (adverse) с рекомендацией отложить рассмотрение законопроекта, также он может быть без указанной рекомендации. При этом Палата вправе вернуть отложенный законопроект обратно на рассмотрение.

Второе чтение в каждой палате начинается с оглашения текста законопроекта секретарем Палаты. После этого председатель или докладчик комитета излагает предложения о поправках, выработанных комитетом. Постоянные правила Палат устанавливают, что доклад постоянного комитета по законопроекту не может рассматриваться Палатой ранее, чем через два календарных дня (не считая суббот, воскресений и праздничных дней) после того, как члены Палаты получат его в отпечатанном виде.

После оглашения доклада комитета происходит постатейное обсуждение законопроекта. В ходе дебатов депутаты высказываются по поправкам, предложенным комитетом, и выдвигают собственные предложения о поправках. Предлагаемые поправки не должны противоречить содержанию проекта в целом. Поправка включается в текст проекта в случае ее одобрения большинством голосов присутствующих членов Палаты.

После завершения второго чтения законопроект вновь передается в постоянный комитет. Последний может дорабатывать его лишь в редакционном отношении. Только редакционные поправки допустимы и в ходе третьего чтения. Палата может вернуться ко второму чтению, то есть к внесению поправок по существу, только приняв об этом единогласное решение. Третье чтение завершается голосованием по вопросу о принятии билля.

Билль должен быть принят в идентичной редакции обеими Палатами. Поэтому билль, одобренный одной Палатой, направляется в другую. Если вторая палата одобряет его, то после подписания председателями Палат (первым подписывает Спикер) билль передается Президенту.

Если законопроект отклоняется одной из Палат, то его текст вместе с предложенными поправками возвращается в Палату, первоначально принявшую его. Она может согласиться с поправками либо отклонить их.

В случае отклонения поправок созывается согласительный комитет. Выработанный им текст билля выносится на голосование в Палатах. Они не вправе его изменять. Если в предложенной согласительным комитетом редакции текст законопроекта не будет принят обеими палатами, то либо создается новый согласительный комитет (в случае принятия обеими Палатами совпадающей резолюции об этом), либо билль считается отвергнутым.

Стадия подписания Президентом/вето

Получив принятый в идентичной редакции билль, Президент должен подписать его в течение 10 дней (не считая воскресных дней). С момента подписания Президентом акт приобретает юридическую силу, если в нем самом не указано иного срока. Но в течение этого срока Президент может отклонить закон, использовав право вето. В этом случае закон с возражениями Президента отправляется в ту Палату, в которую он был внесен. По общему правилу, Президент может отвергнуть только весь закон целиком: Конституция выборочного вето не предусматривает.

Конституцией США предусмотрен отлагательный характер вето Президента: оно может быть преодолено Конгрессом путем повторного принятия Палатами билля, причем сначала той, в которую он был внесен. Билль должен быть принят поименным голосованием в прежней редакции, то есть без учета замечаний Президента, 2/3 голосов членов каждой Палаты, присутствующих на данном заседании и участвующих в голосовании. В этом случае билль сразу после одобрения Палатами становится законом, то есть вступает в силу без подписи Президента.

Такое же последствие (вступление закона в силу) наступает и в том случае, если в течение 10 дней, отведенных для подписания актов Парламента, Президент не подпишет законопроект и не вернет его в Конгресс (разд. 7 ст. I Конституции). Данное правило не распространяется на те случаи, когда билль поступил к Президенту менее чем за 10 дней до окончания сессии.

Особенности прохождения финансовых законопроектов

Финансовые законопроекты могут быть внесены только в Палату представителей, причем не как законопредложения, а лишь в форме разработанных биллей. В нижней Палате финансовые билли обладают привилегией внеочередного рассмотрения.

Особый порядок имеет прохождение бюджета. Он регулируется Актом о сбалансированном бюджете и чрезвычайном контроле за дефицитом 1985 г. Закон предусматривает несколько этапов прохождения бюджета. К первому понедельнику после 3 января Президент направляет Конгрессу проект бюджета на следующий финансовый год.

Одновременно проект должен быть передан в бюджетное управление Конгресса (вспомогательный орган Парламента, в задачи которого входят разработка и представление Палатам докладов, заключений и исследований по вопросам бюджетной политики), которое к 15 февраля должно представить доклад по нему бюджетным комитетам Палат. Последние рассылают его в другие постоянные комитеты, которые до 25 февраля должны представить в бюджетные комитеты заключения и предложения по вопросам своего ведения.

К 1 апреля бюджетный комитет Сената готовит проект совпадающей резолюции по бюджету. К 15 апреля Конгресс должен принять ее. На основе резолюции по бюджету Конгресс принимает Акт об ассигнованиях, предусматривающий основные направления доходов и расходов федерального бюджета на следующий финансовый год. Палатой представителей он должен быть принят не позднее 30 июня (финансовый год начинается в США с 1 октября).

При получении акта об ассигнованиях, принятого Конгрессом, Президент в течение пяти дней может представить Парламенту послание, в котором будут перечислены отвергаемые им статьи. Если в течение определенного срока Конгресс не примет соответствующие статьи в прежней редакции 2/3 голосов постатейным голосованием, акт вступает в силу в редакции Президента.

Если примет, акт вновь направляется Президенту, который вправе наложить повторное вето на решение Конгресса. Оно опять-таки может быть преодолено, но уже 1/3 голосов плюс один голос присутствующих парламентариев каждой палаты. После окончания процедуры преодоления вето акт об ассигнованиях вступает в силу немедленно в редакции Конгресса, если вето преодолено, либо в редакции Президента — если нет.

Источники публикации

В США существует два издания, осуществляющих официальное опубликование законов. Непосредственно после вступления в силу публичные законы опубликовываются в изданиях серии «Публичное право». В конце года все акты Конгресса сводятся воедино и публикуются в хронологическом порядке в очередном номере ежегодного издания «Полное собрание статутов Соединенных Штатов» («United States Statutes at Large»).

Кроме того, положения законов публикуются и в Своде законов США («The United States Code»). Особенность его структуры заключается в том, что отдельные нормы законов (а не законы целиком) сводятся по предметам их регулирования, составляя 50 разделов Свода. Каждый раздел подразделяется на главы и параграфы.

По каждому параграфу приводится перечень предшествующих актов. Свод переиздается один раз в шесть лет. Ежегодно публикуются дополнения к Своду, в которых также по титулам фиксируются изменения законодательства за год. Все изменения поглощаются очередным изданием Свода.

Материал подготовлен на основании информации, представленной на https://www.congress.gov/.

Юрисдикция:  Соединённые Штаты Америки
Тематики:  Законодательный процесс

Copyright © 2008–2018 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»