24.01.2018

Планы Комиссии ЕС по регулированию криптовалют

Артём Саблин
Главный специалист отдела зарубежного права
ЗАО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Регуляторы разных стран все чаще рассматривают возможность контроля оборота криптовалют так же, как и фиатных денег. В данной статье представлены последние планы Европейской Комиссии по внесению поправок в Директивы Европейского Парламента и Европейского Совета 2015/849/EC и 2009/101/EC в целях усиления борьбы с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма (ОД/ФТ). Комиссия ЕС заявляет, что «по-прежнему существуют пробелы в регулировании многих финансовых средств, используемых террористами: от наличных денег и предметов искусства до криптовалют и анонимных карт. Цель поправок — устранить данные пробелы, не создавая при этом препятствий, связанных с функционированием платежных и финансовых рынков для граждан и предприятий, что позволит создать баланс между необходимостью повышения безопасности и защитой основных прав, включая защиту данных и экономические свободы».

The 4th Anti-Money Laundering Directive (4AMLD)
Четвертая Директива о противодействии отмыванию денежных средств и финансированию терроризма (4AMLD)

Комиссия предлагает внести поправку в статью 2 4AMLD с тем, чтобы определить в качестве обязанных субъектов в рамках 4AMLD всех регуляторов, контролирующих доступ к виртуальным валютам, в частности, трейдинговые платформы и платформы криптовалютных кошельков.

Что должны сделать биржи и платформы криптовалютных кошельков?

«Сферы действия 4AMLD в отношении криптовалютных бирж должны быть проанализированы с точки зрения частных прав и защиты персональных данных. Законодательство о ПОД/ФТ требует, чтобы организации знали своих клиентов — а также некоторых других лиц, которые не всегда являются их клиентами (например, бенефициарные владельцы) — и вместе с этим оценивали связанные с ними риски отмывания денежных средств и финансирования терроризма (ОД/ФТ). С этой целью субъекты должны собирать, обрабатывать и записывать персональные данные, а иногда передавать такие данные компетентным государственным органам».

«Следует также уделить необходимое внимание свободе ведения бизнеса, и хотя это повлияет на то, что участники рынка станут обязанными лицами и не будут выполнять требования политики KYC (знай своего клиента), возможность управления вкриптовалютной биржей не будет зависеть от предлагаемых поправок».

Нужна ли самоидентификация?

«В целях определения подозрительных криптовалютных операций, были рассмотрены следующие варианты регулирования данного вопроса: (i) привлечение виртуальных платформ обмена валюты (ii) платформы криптовалютных кошельков (iii) предоставление большего количества времени для добровольной самоидентификации пользователей криптовалюты».

Почему необходимо регулировать криптовалюту?

«Многие подозрительные операции совершаются с использованием криптовалюты, что недостаточно контролируется органами власти, вследствие анонимности пользователей».

Как это повлияет на регулирование криптовалюты?

Предложенные правила положительно скажутся на потребителях, если криптовалютные биржи будут регулироваться Директивой. Снижение анонимности криптовалют поспособствует повышению доверия их добросовестных пользователей.

Однако существует вероятность, что приведенные меры спровоцируют движение оппозиции, которое посчитает, что это очередная попытка правительства полностью контролировать частную сферу финансов.

Тем не менее, невозможно полностью предсказать последствия. Все разрешится по мере имплементации данных мер.

Какие еще меры по регулированию будут приняты?

  • Повышение доверия к криптовалютам посредством предотвращения их использования в преступных целях.
  • Регулирование трейдинговых платформ и платформ криптовалютных кошельков не решает полностью вопрос анонимности транзакций виртуальной валюты, поскольку пользователи также могут совершать сделки и без них.
  • Национальные компетентные ораны власти должны иметь возможность связывать адреса криптовалют с личностью владельца.
  • Крайне важно создать централизованные автоматизированные механизмы доступа к информации о личности держателей банковских и платежных счетов.
  • Доступ к реестрам и базам данных должен быть ограничен. Следует установить защищенные электронные копии подлинных документов, а также электронные сертификаты и свидетельства как действительные средств идентификации.
  • Важно снизить существующие пороговые значения для анонимных карт и назначить проверку по их использованию клиентом в сети Интернет.

Официальные проектные поправки Директивы (ЕС) 2015/849, влияющие на регулирование криптовалюты в ЕС:

В пункте (3) статьи 2(1) будут добавлены подпункты (g) и (h): «(g) трейдеры криптовалюты и фиатных денег должны являться профессиональными участниками рынка; (h) кошельки поставщиков, должны иметь учетные данные, необходимые для доступа к криптовалюте».

В статью 3 будет добавлен следующий пункт с): «Криптовалюта представляет собой ценность, не выраженную Центральным Банком или иным государственным органом. Криптовалюты не обязательно связаны с фиатной валютой, но принимаются физическими или юридическими лицами в качестве платежного средства и могут передаваться, храниться или продаваться в электронной форме».

В статью 65 будет добавлен второй пункт: «При необходимости, в докладе будут содержаться соответствующие предложения, в том числе, в отношении криптовалют, ведения центральной базы данных пользователей и адресов крипто-кошельков, доступных регуляторам».

Материал подготовлен на основании информации, представленной на www.ec.europa.eu.

Юрисдикция:  Европейский Союз
Тематики:  Противодействие отмыванию денежных средств

Copyright © 2008–2018 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»