12.03.2018

Кипр: идентификатор юридического лица

Антон Фигуров
Руководитель отдела аналитики и мониторинга
ЗАО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

С момента вступления в силу 3 января 2018 года Директивы ЕС 2014/65/ЕС о рынках финансовых инструментов (MiFID II) и сопутствующего ей Регламента (ЕС) №600/2014 (MiFIR) в отношении определенных организаций, регулируемых MiFID II/MiFIR, были введены дополнительные требования в части сбора и раскрытия ими в определенных обстоятельствах идентификатора юридического лица применительно ко всем их клиентам.

Что такое идентификатор юридического лица?

Идентификатор юридического лица (Legal Entity Identifier, LEI) — это 20-значный буквенно-цифровой код, который позволяет четко и однозначно идентифицировать юридических лиц, участвующих в финансовых транзакциях. LEI широко используется в глобальных и, в частности, европейских режимах надзора и регулирования сектора финансовых услуг, поскольку обеспечивает наличие эффективной и надежной базы данных, позволяющей безошибочно и оперативно идентифицировать все стороны финансовых операций.

Что (или кто) является «юридическим лицом» в целях LEI?

Европейская организация по ценным бумагам и рынкам (ESMA) в рамках информационной записки в части применения LEI (ESMA Briefing Note), выпущенной 9 октября 2017 года, разъясняет, что для целей получения LEI термин «юридическое лицо» включает в себя, но не ограничивается ими, «стороны, которые с юридической или финансовой точки зрения ответственны за осуществление финансовых операций или имеют законное право в границах своей юрисдикции выступать независимыми сторонами законного договора, вне зависимости от того, являются ли они зарегистрированными или созданными каким-либо иным образом, как, например, траст, товарищество, подряд. Термин «юридическое лицо» в означенных целях не включает физических лиц, однако включает лиц, действующих в сфере бизнеса, а также правительственные и наднациональные организации».

Почему необходимо получение LEI?

LEI как правило аккумулируются регулируемыми лицами в целях соблюдения их обязательств в отношении нормативной отчетности в рамках режима финансовых услуг. Последнее и значительное расширение требований к поднадзорным субъектам, в том числе к кипрским организациям, в целях получения LEI стало результатом применения на территории Республики положений MiFID II и MiFIR.

Как отмечается в примечании к информационной записке ESMA, общая структура, обеспечиваемая использованием LEI, «имеет решающее значение для четкого определения каждого риска в рамках управления рисками финансовых операций, а также для обеспечения прозрачности при проведении надзора за рынком».

Помимо применения в целях MiFID/MiFIR, LEI является важной характеристикой в ключевых европейских режимах регулирования деятельности игроков сектора финансовых услуг, присутствующих на Кипре и в других странах ЕС, таких как:

  • Директива об альтернативных инвестиционных фондах (AIFMD): фонды и управляющие фондами;
  • Solvency II: пенсионные фонды и страховые компании;
  • Директива о прозрачности (Transparency Directive, 2004/109/EU): эмитенты финансовых инструментов, допущенных к обращению на регулируемых рынках;
  • Правила регулирования инфраструктуры европейского финансового рынка (European Market Infrastructure Regulation, EMIR): контрагенты по контрактам с производными инструментами, а также бенефициары, брокеры, центральные контрагенты и клиринговые компании;
  • Регламент о злоупотреблениях на рынке (Market Abuse Regulation, MAR): эмитенты финансовых инструментов; субъекты, участвующие в подозрительных операциях;
  • Регламент о требованиях к капиталу (Capital Requirements Regulation, CRR): кредитные и финансовые учреждения;
  • Регламент о кредитных рейтинговых агентствах (Credit Rating Agencies Regulation, CRAR): рейтинговые агентства и рейтинговые организации;
  • Регламент о центральных депозитариях ценных бумаг (Central Securities Depositories Regulation, CSDR): центральные депозитарии ценных бумаг;
  • Регламент о сделках с ценными бумагами (Securities Financing Transactions Regulation, SFTR): стороны, участвующие в сделках по финансированию ценных бумаг, а также бенефициары прав и обязательств, вытекающих из них;
  • Регламент о проспектах эмиссии (Prospectus Regulation, 2017/1129): эмитенты ценных бумаг, предлагаемые инвестиционному сообществу, или допущенные к обращению на регулируемом рынке, расположенном или действующем в государстве-члене ЕС.

Каким образом Кипр реализует соответствие требованиям в части LEI?

Кипр имплементировал на территории юрисдикции требования MiFID II в рамках введения в действие Закона об инвестиционных услугах, инвестиционной деятельности и регулируемых рынках 2017 года, который так же вступил в силу 3 января 2018 года. Принятый закон отменил и переработал подавляющее большинство положений, содержавшихся в Законе об инвестиционных услугах, инвестиционной деятельности и регулируемых рынках 2007 года, и в которых реализованы требования Директивы 2004/39/EC о рынках финансовых инструментов (MiFID).

Закон об инвестиционных услугах Кипра вместе с MiFIR составляют основу нового режима. MiFIR, будучи механизмом европейского регулирования, непосредственно применим на Кипре с той же даты, что и MiFID II.

В частности, MiFIR вводит следующие требования к субъектам, которые могут быть идентифицированы при применении LEI:

  • Инвестиционные компании, осуществляющие операции с финансовыми инструментами;
  • Клиенты (покупатель, продавец), от имени которых инвестиционная компания осуществляет операции, в случае, когда клиент является юридическим лицом;
  • Клиент инвестиционной компании, от имени которого торговая площадка раскрывает информацию в соответствии со Статьей 26 (5) MiFIR, в случае, когда клиент является юридическим лицом;
  • Лицо, которое принимает решение о приобретении финансового инструмента, в случае, когда это лицо является юридическим лицом (например, управляющий инвестициями, действующий согласно дискреционным полномочиям от имени своих ключевых клиентов);
  • Инвестиционная компания, размещающая распоряжение;
  • Предприятие, представляющее отчет об операции (например, о месте проведения торгов, утвержденном механизме отчетности (ARM), инвестиционной компании);
  • Эмитент любых финансовых инструментов, обладающих листингом и/или торгуемых на торговой площадке.

Соответственно, в пояснительной записке ESMA подчеркивает, что инвестиционные компании, раскрывающие информацию в соответствии со статьей 26 MiFIR, должны располагать соответствующими механизмами сбора и сверки LEI своих клиентов до момента совершения операции. В свою очередь, операторы торговых площадок, раскрывающие информацию согласно статье 27, должны располагать соответствующими механизмами для сбора и сверки LEI эмитента финансового инструмента, допущенного к торгам или торгуемого на их площадке.

Как инвестиционные фирмы, так и операторы торговых площадок должны гарантировать, что длина и структура кода соответствуют стандарту ISO 17442, что код включен в глобальную базу данных LEI и что он соответствует конкретному клиенту.

Иные положения касательно кипрских эмитентов

20 сентября 2017 года Кипрская комиссия по ценным бумагам и биржам (CySEC), которая является уполномоченной организацией Кипра в отношении реализации MiFID II и MiFIR, выпустила циркуляр C237 о получении LEI. Циркуляр адресован кипрским эмитентам финансовых инструментов, торгуемых на торговых площадках (т.е. регулируемом рынке, многостороннем торговом механизме или организованном торговом механизме). В Циркуляре также затрагиваются обстоятельства, при которых т.н. «систематические перекупщики» (systematic internaliser — это предприятие, оказывающее финансовые услуги, которое на организованной, постоянной и систематической основе согласует распоряжения клиента на заключение сделок с финансовыми инструментами с помощью внутреннего списка распоряжений независимо от регулируемого рынка) обязаны получать LEI эмитентов финансовых инструментов, обращающихся на их площадках, в частности в отношении:

  • финансовых инструментов, в которых базовый финансовый инструмент торгуется на торговой площадке;
  • финансовых инструментов, в которых базовый индекс является индексом или корзиной, состоящей из финансовых инструментов, торгуемых на торговой площадке.

Циркуляр также содержит подробную информацию о процедуре получения LEI через Кипрскую фондовую биржу, а также информирует торговые площадки и систематических интернализаторов об инструменте «Регистрационный агент LEI», представленный фондом GLEIF, который может использоваться регулируемыми организациями для должного проведения эмитентов через процедуру получения LEI.

Материал подготовлен на основании информации, представленной на www.mondaq.com.

Юрисдикция:  Республика Кипр
Тематики:  Финансовые организации

Copyright © 2008–2018 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»