05.04.2018

Законодательный процесс во Франции

Артём Саблин
Главный специалист отдела зарубежного права
ЗАО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Законодательная процедура функционирует на основании законодательства ЕС, Конституции V Республики 1958 года, Регламента Национальной Ассамблеи, Регламента Сената, Органического закона № 2009-403, а также некоторых других органических законов и подзаконных актов.

Законодательная процедура включает три основные стадии: передача законопроекта, рассмотрение Парламентом и обнародование акта Президентом Республики (после возможного рассмотрения в Конституционном Совете на предмет соответствия Конституции).

I. — Подача акта

Для продвижения акта на следующую стадию необходимо наличие согласия от двух Палат Парламента:

  • текст переходит от Национальной Палаты к Сенату и обратно, обсуждаются статьи, которые были приняты на тех же условиях двумя Палатами. Данная стадия носит неофициальное название «челнок».
  • если текст не был принят двумя Палатами или был принят преждевременно, Правительство может назначить процедуру согласования, путем созыва смешанной паритетной комиссии, состоящей из 7 депутатов и 7 сенаторов. В целях предложения законопроектов, председатели двух Палат также могут созвать такую комиссию; смешанная паритетная комиссия отвечает за создание текста законопроекта, удовлетворяющего требованиям обеих сторон, а затем Правительство передает его Палатам.

В случае фиаско процедуры согласования Правительство, по общему правилу, передает право последнего слова Национальной Палате.

С момента принятия текст передается в генеральный секретариат Правительства, который передает его на подпись Президенту Республики для обнародования. Тем не менее, обнародование может быть отложено, если в Конституционный Совет обращаются в целях подтверждения текста на предмет соответствия Конституции (данная процедура может быть отменена, если Совет признает текст не соответствующим Конституции) или если Президент Республики потребует новой процедуры рассмотрения.

Законодательная инициатива принадлежит Премьер Министру, а также депутатам и сенаторам.

До своего рассмотрения, любой законопроект подаётся в рамках предварительных формальных процедур:

  • для законопроектов, подачи предшествует запрос мнения Государственного Совета, который действует в данном случае как Совет Правительства, а затем решение по данному законопроекту принимает Совет Министров;
  • предложения должны быть поданы одним или несколькими депутатами или сенаторами при условии, что их принятие не снизит государственные ресурсы и при этом не возникнет превышения полномочий государственной власти (Статья 40 Конституции); бюро каждой палаты Парламента обязано подтвердить финансовую правомочность законопроектов.

Финансовый законопроект и законопроекты по финансированию социальной безопасности должны быть сначала поданы в Национальную Ассамблею; иным образом, законопроекты, целью которых является организация территориальных единиц, подаются в Сенат. В отсутствие данного случая рассмотрение законопроекта начинается вне зависимости от деятельности той или иной Палаты.

После передачи на официальное рассмотрение любой текст печатается и отправляется на рассмотрение постоянной или специальной комиссии.

Проекты и предложения включают две части:

  • обоснование законопроекта, в котором представлены аргументы автора текста в подтверждение новых изменений или законодательных положений после рассмотрения;
  • основная часть, представленная в статьях в последовательной нумерации; это составляет нормативную часть, которая будет передана на рассмотрение Палатам. Каждая статья направлена либо на отмену или изменение положений действующего закона, либо на корректировку нового законодательного положения.

II. — «Челнок»

Любой законопроект должен быть последовательно рассмотрен двумя Палатами Парламента в целях принятия идентичного текста. Текст, принятый с соответствующими условиями от двух Палат, является окончательным и составляет нормативный акт.

Данная процедура приводит к окончательному принятию текста, состоящего в движении текста между двумя Палатами. Каждая Палата рассматривает текст и изменяет его на определенном этапе. Некоторые статьи и положения законопроекта обсуждаются Палатами несколько раз. Процедура заканчивается, когда обе палаты принимают законопроект и его условия. Каждое рассмотрение законопроекта палатой называется «чтением».

1. – Рассмотрение в первом чтении

Рассмотрение в первом чтении поданного текста в Палате состоит из нескольких этапов: рассмотрение комиссией, внесение на повестку дня и, наконец, обсуждение на открытом заседании, после которого текст передается в другую Палату. Передача текста из Палаты начинает «челнок».

Вышеуказанная процедура осуществляется в Национальной Ассамблее. Данная процедура осуществляется подобным образом и в Сенате.

a) Рассмотрение в комиссии

Текст передается в комиссию после его подачи. Данное рассмотрение специальной комиссией осуществляется одной из 8 специальных комиссий при Национальной Ассамблее (7 комиссий в Сенате).

Передача текстов в одну или в другую комиссию осуществляется Председателем Национальной Ассамблеи в рамках его соответствующих компетенций, так как они указаны в Регламенте Палаты. К одной или нескольким другим постоянным комиссиям можно обратиться за мнением.

Комиссия может перейти к слушаниям до рассмотрения текста законопроекта. Положения, применяемые к данному рассмотрению, в которых речь идёт об организации Комиссии или о правомочности данных поправок, сходны с теми, которые предусмотрены для рассмотрений на пленарной сессии. После конституционного пересмотра от 23 июля 2008 года обсуждение законопроекта на пленарной сессии осуществляется в отношении принятого текста, за исключением конституционных, финансовых законопроектов и законопроектов по финансированию социальной безопасности. С этой целью комиссия может:

  • предложить новый текст законопроекта, включающий поправки депутатов или Правительства, принятого ими;
  • принять текст в его первоначальной редакции;
  • отменить текст.

Если комиссия не представляет текст, то обсуждение осуществляется на открытом обсуждении первоначального текста.

b) Внесение на повестку дня

Законопроект должен быть внесен на повестку дня для обсуждения на пленарной сессии.

Конституция предусматривает срок в 6 недель между подачей текста и его пленарным обсуждением. Данные сроки не применяются, в случае если Правительство решит запустить ускоренную процедуру (в данном случае минимальный срок в 15 дней предусматривается в отношении законопроектов по органическим законам).

После данного пересмотра происходит внесение на повестку дня, которая фиксируется каждой Палатой.

Различные предложения на повестке дня, сформулированные за две недели, назначенные специально для данных обсуждений, фиксированные каждой палатой, собираются для рассмотрения на Конференции, которая затем делает общий обзор и передает на голосование в соответствующую Палату. Некоторые тексты в соответствии с Конституцией являются приоритетными. Правительство может также внести на повестку дня Палат финансовые законопроекты и законопроекты по финансированию социальной безопасности.

c) Рассмотрение на пленарной сессии

Обсуждение на пленарной сессии осуществляется в два этапа: общее рассмотрение и детальное рассмотрение. Конференция председателей может организовать общее рассмотрение или совместное обсуждение.

Общее рассмотрение подразумевает представление акта для обсуждения. Председатель собрания после внесения текста законопроекта на повестку дня, предоставляет слово Правительству, состоящему из соответствующего министра, а затем докладчику от комиссии. Слово может быть передано докладчику в начале для обсуждения предложений по законопроекту.

На данной стадии, после рассмотрения могут быть приняты следующие решения:

  • предварительный отказ;
  • передача на рассмотрение специальной комиссии.

Собрание представителей проводит общее обсуждение текста законопроекта, назначая его общий срок действия, выслушивает прения политических партий и учитывает их цели и интересы.

Депутаты принимают участие на общем собрании через председателя их группы. Порядок выступления докладчиков определяется Председателем Палаты, принимая во внимание различия между политическими группами.

Детальное рассмотрение состоит из постатейного обсуждения текста.

РАССМОТРЕНИЕ СТАТЕЙ

Поправки могут быть представлены всеми участниками дискуссии: Правительством, Комиссиями, к которым обратились за компетентным мнением, депутатами. В целях лучшей организации процесса все поправки, за исключением поправок Правительства или Комиссии, должны быть представлены к обсуждению, если не имеется иного решения от Собрания председателей, не позднее, чем за 17 часов до третьего рабочего дня, который предшествует началу рассмотрения текста на пленарной сессии (при обсуждении финансовых законопроектов применяются иные специальные сроки). Поправки, как и законопроекты, должны соответствовать условиям о финансовой правомочности, за исключением поправок от Правительства. Они также должны соответствовать условиям Статьи 41 Конституции, то есть отражать определенную отрасль права и не противоречить полномочиям Правительства, в соответствии с применением Статьи 38. Любая поправка может быть заслушана в первом чтении, если она прямо или косвенно относится к законопроекту.

Председатель сессии зачитывает статьи по порядку, за исключением случаев приоритетности. Обсуждение проводится по каждой статье и поправкам, относящимся к ней. Депутаты могут участвовать в обсуждении статьи. В случае если два докладчика выражают противоположные мнения, председатель пленарной сессии или член Палаты могут постановить о прекращении пленарной сессии.

После данных выступлений председатель пленарной сессии переходит к поправкам. Слово предоставляется автору поправки, затем докладчику от комиссии, министру, который также может предоставить свое мнение и, наконец, оппоненту поправки. Председатель сессии может разрешить докладчику выступить в Комиссии и в Правительстве.

Порядок поправок существенно важен для проведения дебатов, ибо принятие решения в отношении поправок автоматически влечет устранение противоречий. Принципы обсуждения поправок являются индуктивными: сначала идет отмена или изменение фразы из абзаца, затем отмена или изменение абзаца, затем статьи и т.д. В случае если несколько поправок относятся к одной и той же части текста, то они рассматриваются с точки зрения их удаленности от первоначального текста. Поправки обсуждаются путем голосования в соответствии с порядком, регулирующим данные принципы.

ГОЛОСОВАНИЕ

После рассмотрения последней поправки, представленной в статье, Национальная Ассамблея голосует за измененную статью. Обсуждение текста законопроекта осуществляется в соответствии с теми же условиями, постатейно, до последней статьи.

По окончании рассмотрения статей Комиссия может перейти ко второму рассмотрению всего текста или его части, по праву требования от Правительства или комиссии. Председатель сессии ставит на голосование весь текст, который был изменен ранее принятыми поправками. Последнее голосование осуществляется докладчиком и его группой, которые должны представить свое мнение в течение 15 минут.

Голосование проходит по поднятой руке. В случае неясности в результатах, председатель может попросить встать тех, кто голосует «за». В данных случаях никакое уточнение в голосовании от присутствующих депутатов не указывается в письменном протоколе собрания. Оно проходит отдельно от открытого голосования, по ходатайству Правительства, председателя или докладчика комиссии, председателя групп или их представителей, а также председателей сессии. Для некоторых особенно важных текстов Собрание представителей может самостоятельно принять решение об открытом голосовании, установив дату для благоприятного момента участия всех депутатов. Данный тип голосования носит название «официальный».

После реформы Регламента Национальной Палаты 27 мая 2009 года Собрание председателей при некоторых условиях может также назначить процедуру «фиксированного законодательного срока». Данная возможность предоставляется в соответствии с органическим законом от 15 апреля 2009 года на основании сСтатьи 44 Конституции в её редакции и пересмотре от 23 июля 2008 года.

Максимальный срок на рассмотрение всего текста, составляющий 60% от всего времени, предоставленного оппозиционным группам, может быть распределен между ними пропорционально их целям. Остаток времени возмещается тем же образом, что и у большинства групп.

Любое участие депутатов вычитается из срока их группы, за исключением тех представителей группы, которые действуют от своего имени, докладчиков комиссий и председателя комиссии.

Председатели группы могут ходатайствовать о том, чтобы для текста, рассматриваемого в данной процедуре, был предусмотрен минимальный срок и, один раз за сессию, они могут получить исключительное продление данного срока на максимальный. Минимальные и максимальные сроки устанавливаются на 30 или 50 часов собранием председателей, которое в любой момент может увеличить срок, предусмотренный на рассмотрение текста, если оно сочтет существующий срок недостаточным.

В случае если применяется фиксированный законодательный срок, то срок общего обсуждения не ограничивается и зависит от времени, которое различные группы, пожелают установить. Время обсуждения каждой статьи не ограничивается. Тем не менее, в случае если группа истратила всё данное ей время, участники собрания не могут представить поправки и они осуществляются без рассмотрения.

По запросу председателя группы предоставляется дополнительное время, в случае если Правительство или комиссия вносят поправку по истечении сроков, в течение которых депутаты могут оспорить решение. Данные дополнительные сроки не могут быть использованы в отношении статьи или дополнительной статьи, по которой поправка была внесена после соответствующего срока.

Если тому препятствует председатель группы «фиксированный законодательный срок» не может применяться, в случае если обсуждение текста в первом чтении составило менее 6 недель после подачи или менее четырех недель после передачи в другую Палату.

2. – Передача и последовательные чтения

Текст, также принятый первой Ассамблеей, передается без промедления другой Палатой, которая, в свою очередь, рассматривает его в первом чтении, в соответствии с теми же условиями: рассмотрение комиссией, внесение на повестку дня, обсуждение на пленарной сессии.

Если вторая Ассамблея принимает все статьи текста, который был подан без изменений, данный текст может быть действительно принят.

В противном случае двумя Ассамблеями может осуществляться челночная процедура. Со второго чтения статьи, за которые ранее Палаты проголосовали при соответствующих условиях, не передаются на обсуждение: стадия «челнока» не включает в себя те статьи, которые «соответствуют нормам законодательства». Остаются на обсуждении те статьи текстов, в отношении которых Палаты не пришли к единому пониманию. После первого чтения применяется принцип «воронки» — т.е. поправки должны быть в прямом взаимоотношении с обсуждаемым положением; исключения касаются поправок, направленных на обеспечение соблюдения Конституции, осуществление взаимосвязи с текущими текстами или исправление технических ошибок. «Челнок» осуществляется в первом, втором, третьем, четвертом чтении и далее при условии, что не все статьи были приняты в одни и те же сроки.

Необходимо также соблюдать Статью 41 Конституции, то есть отражать сущность законодательства, не противоречащую праву, предоставленному Правительству в применение Статьи 38. Любая поправка может быть получена в первом чтении при указании на её прямую или косвенную связь с законопроектом.

III. — Процедура согласования: Смешанная паритетная комиссия

После двух чтений текста каждой из Палат цель данной процедуры согласования (если Правительство предварительно запустило ускоренную процедуру) состоит в организации собрания комиссии, включающей 7 депутатов и 7 сенаторов или в созыве смешанной паритетной комиссии (далее по тексту — СПК).

Политический состав СПК должен представлять данные Палаты. В Сенате состав СПК не является фиксированным, но включает всегда четыре сенатора и трех оппонентов.

Данная комиссия назначает своё бюро по управлению. Председатель СПК традиционно является председателем комиссии или смешанной комиссии, вице-президентом комиссии и другой Палаты. Бюро включает двух докладчиков: депутата и сенатора, которые отвечают за передачу отчета о работе перед соответствующей Палатой. По общему правилу, это докладчики от каждой комиссии, которые занимают данные посты.

В рамках данного собрания парламентарии ищут в тексте компромиссы по всем обсуждаемым статьям. Они могут назначить задержку редакции, которая ранее была принята одной из Палат или назначить новую редакцию для разработки некоторых статей.

Голосование в СПК, по общему правилу, проводится по поднятой руке.

Работы данной комиссии указываются в отчете. Если члены СПК разрабатывают и принимают компромиссный текст, то он включается в отчет. В противном случае в отчете указываются причины, по которым не было принято согласование.

На данной стадии представляются различные предположения, с разными правовыми последствиями после процедуры принятия текста.

1. – Смешанная паритетная комиссия: достижение компромисса

Правительство может передать законопроект на одобрение сначала в одну, а затем в другую Палату. Оно может также, в особенности, если данный согласованный текст не был ей признан, отказаться от постановления Палат по данному тексту законопроекта. В данном случае «челнок» относится к той стадии, когда рассмотрение законопроекта было прервано или должно было прийти к принятию текста на равных условиях двумя Палатами.

Обсуждение на пленарной сессии заключений из отчета СПК начинается с изложения докладчика от СПК, после докладов от Правительства, после доводов в пользу предварительного отказа и докладчиков, внесенных в общее обсуждение. Обсуждение статей ограничивается обсуждением и голосованием за поправки. В данном чтении могут быть представлены только поправки Правительства. Ассамблея затем переходит к голосованию за весь текст, принимая во внимание редакцию СПК, которая впоследствии была изменена данными поправками.

Если каждая Палата принимает весь законопроект, учитывая текст, разработанный СПК, который был впоследствии изменен несколькими поправками, то считается, что процедура согласования состоялась и текст является окончательным.

2. – Прекращение процедуры согласования: последнее слово, предоставляемое Национальной Ассамблеи

Если данный согласованный текст был отменен одной или другой Палатой или если данные поправки в тексте СПК, принятые Палатой, не принимаются другой — то процедура согласования прекращается. Данное прекращение также происходит, учитывая тот факт, что СПК не может прийти к согласованному тексту. В данных случаях Правительство может предоставить последнее слово Национальной Ассамблее.

Данная процедура включает три этапа в следующем порядке: новое чтение Национальной Ассамблеей, новое чтение Сенатом и окончательное чтение Национальной Ассамблеи.

Во время нового чтения Ассамблея выносит решение по последнему тексту до того, как осуществляется процедура согласования. Это означает, что в данном случае текст передается в Сенат; Национальная Ассамблея снова рассматривает текст, который был ранее принят. Данный текст подлежит рассмотрению в комиссии и обсуждается в обычном порядке. Текст, принятый Национальной Ассамблеей, передается в Сенат, который рассматривает его в рамках обычной процедуры. Если Сенат принимает его без изменений, то считается, что текст действительно был принят. В противном случае он передается в Национальную Ассамблею для окончательного чтения.

Во время окончательного чтения Национальная Ассамблея действует в строго ограниченных рамках. Она выносит решение по предложению комиссии, либо в отношении текста, созданного СПК, если таковой имеется, либо по тексту, который был принят в новом чтении. В последнем случае она не может принимать иные поправки, которые были приняты Сенатом в его новом чтении.

IV. — Особенные процедуры принятия

1. – Процедура упрощенного рассмотрения

У Палаты есть только ограниченный срок для пленарных сессий.

Главным образом, это происходит для обсуждения текстов, которые рассматриваются упрощенно. Поправкам подлежат только те статьи, которые были представлены на голосование; не существует смешения между статьями, и по каждой поправке, кроме поправки Правительства, могут только относиться к одному из авторов поправок, председателю или докладчику комиссии и его оппоненту. Когда не существует поправок, то весь текст незамедлительно передается на голосование.

Правила применения данной процедуры могут гарантировать соблюдение правил выражения депутатами мнений, в особенности, оппозиционных. Фактически, если процедура может быть начата собранием председателей по требованию председателя Палаты, Правительства, председателей комиссии или председателей группы, то данное право оппозиции открыто тем же органам (за исключением Председателя Национальной Ассамблеи) до окончания 13-часового обсуждения. Если реализуется данное право, соответствующий текст рассматривается в рамках процедуры общего права. Другая гарантия представляется по распоряжению, в соответствии с которым подача Правительством поправки после истечения срока автоматически влечет возврат текста на повестку дня Национальной Ассамблеи. Текст также может быть внесен на повестку дня следующей сессии в соответствии с процедурой общего права.

Данная процедура рассмотрения применяется в отношении фактов, которые принципиально относятся к законопроектам, предусматривающим ратификацию договора и/или одобрение международного соглашения.

2. - Однократное голосование в Парламенте по тексту с поправками Правительства — «закрытое голосование»

Закрытое голосование — это процедура, указанная в абзаце 3 Статьи 44 Конституции, которая позволяет одной или другой Палате выносить решение одним голосом полностью или частично по всему обсуждаемому тексту, учитывая, что предложенные поправки были им приняты.

Правительство имеет широкие полномочия для проведения данной процедуры. Оно может выбирать момент, когда оно укажет о данном решении. Правительство также решает в отношении поправок, которые были приняты.

Осуществление данной процедуры служит для того, чтобы отменить голосование по данным поправкам и по статьям, являющимся предметом единого голоса. Оно не препятствует обсуждению всех статей и поправок, относящихся к нему, включая поправки, принятые Правительством.

3. – Возникновение ответственности Правительства по голосованию текста

Конституция (абзац 3, Статья 49) позволяет Премьер Министру после решения в Совете министров взять ответственность Правительства перед Национальной Ассамблеей по голосованию по финансовому законопроекту или законопроекту по финансированию социальной безопасности или один раз за сессию — по другому законопроекту или предложению. Данная процедура не может быть принята в Сенате; Правительство не несет ответственность перед данной Палатой.

В случае закрытого голосования Правительство может свободно выбирать момент, когда оно может взять ответственность за принятие решения по содержанию текста, в принятии которого оно принимает участие.

С момента возникновения ответственности наступает срок в двадцать четыре часа, в течение которого депутаты могут подать вотум недоверия.

Вотум недоверия является допустимым только в том случае, если он подписан, по меньшей мере, десятой частью всех членов Национальной Ассамблеи. Вотум недоверия вступает в силу с момента подачи. Данный вотум затем обсуждается и принимается на голосование в течение сроков и в соответствии с условиями, установленными Конституцией и Регламентом Палаты (голосование может осуществляться не менее чем 48 часов после подачи и после обсуждения должно пройти, по меньшей мере, три дня с того момента, который следует после данного срока). Вотум принимается только в том случае, если он собирает большинство голосов депутатов Национальной Ассамблеи.

Если вотум недоверия не был подан в течение 24 часов или если вотум не был принят, то текст, за который начало отвечать Правительство, рассматривается в качестве принятого.

Если был принят вотум недоверия, Премьер Министр должен распустить Правительство и, кроме того, отменить текст, за который отвечает Правительство. Однако с 1958 года подобных случаев не было.

V. — Обнародование законов

1. – Обнародование

Окончательное принятие законопроекта осуществляется только при обнародовании закона.

Окончательный текст законопроекта передается в секретариат Правительства, которое, в особенности, несет ответственность за передачу текста на подпись Президенту Республики, который уполномочен обнародовать законы (то есть наделять их исполнительной силой). Президент Республики может в течение двух недель обнародовать закон. Затем он публикуется в Journal officiel (Официальной Газете) Французской Республики.

Тем не менее, обнародование закона может быть приостановлено или отложено в двух случаях:

  • проверка на конституционность;
  • новая редакция.

2. – Последствия проверки на конституционность

Конституционный Совет, в особенности, обязан контролировать соответствие тех законов Конституции, за которые проголосовал Парламент.

a) Обращение в Конституционный Совет

Контроль органических законов (то есть законов, признанных в качестве таковых Конституцией и целью которых является применение конституционных положений) осуществляется Конституционным Советом.

В отношении других законов, называемых также ординарными, данный контроль осуществляется только по запросу некоторых органов власти: Президента Республики, Президента Национальной Палаты, и шестьюдесятью депутатами или шестьюдесятью сенаторами.

Обращение в Совет должно осуществляться в течение срока обнародования закона; обращение приостанавливает данный срок. Конституционный Совет при обращении к нему может в течение месяца вынести свое решение в срочном порядке, если того потребует Правительство. Данные решения относятся ко всем актам и не могут быть обжалованы.

b) Правовые последствия решений Конституционного Совета

В случае если Конституционный Совет постановляет, что закон соответствует Конституции, он вступает в силу.

В противном случае решение Конституционного Совета, объявляющего закон полностью или частично не соответствующим Конституции, препятствует его обнародованию. Законодательная процедура, которая привела к принятию такого закона, признается ничтожной, и можно только снова редактировать законопроект с начального варианта, за исключением случаев, если обоснование несоответствия влечет предварительное изменение самой Конституции.

Наконец, Конституционный Совет может постановить, что закон частично соответствует Конституции. В данном случае он может быть обнародован, за исключением тех статей или частей, которые не были признаны соответствующими Конституции.

3. – Новое решение, запрашиваемое Президентом Республики

В течение двух недель с момента принятия закона Парламентом, Президент Республики также может запросить новое обсуждение закона, в особенности, в целях устранения противоречий Конституции.

Данная процедура предоставляется декретом Президента Республики, подписанного Премьер Министром. Срок обнародования законопроекта приостанавливается. Дополнительная стадия законодательной процедуры открывается после того, как она будет запрошена у Парламента.

VI. — Специальная процедура: Ордонансы

В соответствии с условиями Статьи 38 Конституции «Правительство может в целях исполнения своей программы запрашивать у Парламента разрешение принимать ордонансами, в течение ограниченного срока, меры, которые относятся к законодательству».

Данная процедура осуществляется при следующих условиях:

  • закон о признании правоспособности должен предварительно быть одобрен в соответствии с описанной выше законодательной процедурой;
  • данный закон о признании правоспособности должен уточнять законодательные вопросы, которые могут являться предметом постановлений;
  • процедура закрепляет срок, в течение которого Правительство может принять ордонанс;
  • уточняется срок предоставленный Правительству для передачи в Парламент законопроекта на ратификацию.

Если Правительство не передает законопроект на ратификацию по истечении установленного срока, ордонансы становятся недействительными.

В случае если Правительство передает законопроект на ратификацию, Парламент может ратифицировать ордонансы и предоставить им законодательную силу или не может начать дебаты, и в данном случае ордонансы наделяют акты полномочиями подзаконного акта. Ордонансы могут быть ратифицированы только непосредственно, что исключает «косвенную ратификацию» ордонансов. Однако данная практика иногда допускается Конституционным Советом.

Материал подготовлен на основании информации, представленной на http://www.senat.fr/, http://www.assemblee-nationale.fr/

Юрисдикция:  Французская Республика
Тематики:  Законодательный процесс

Copyright © 2008–2018 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»