26.07.2018

Особенности классификации товаров и услуг в Китае при регистрации товарных знаков и знаков обслуживания

Илья Манеев
Главный специалист отдела зарубежного права
ЗАО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Ни для кого не секрет, что классификация товарных знаков в Китае несколько отличается от Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), принятой в рамках Ниццкого соглашения от 15 июня 1957 года. В этой юрисдикции используется так называемая «система подклассов товаров и услуг».

МКТУ является международной системой классификации, которая подразделяет все возможные товары и услуги на 45 классов, 34 из которых — это товары, а остальные 11 классов — услуги. Впервые она была принята в 1957 году вместе с принятием Ниццкого соглашения о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков. Администрированием в рамках международного соглашения сейчас занимается Всемирная организация интеллектуальной собственности (англ. WIPO). МКТУ пользуется большинство развитых и развивающихся стран, включая США, Мексику, страны ЕС, страны бывшего СССР, Китай, Японию, Южную Корею, Австралию и Новую Зеландию. К слову, МКТУ не признается в Канаде. Как в теории, так и на практике данная классификация упрощает веерную подачу заявок на регистрацию какого-либо товарного знака или знака обслуживания по мадридской системе или в рамках Парижской конвенции. МКТУ также влияет на стоимость регистрации, так как в большинстве стран она, в первую очередь, зависит от количества регистрируемых классов.

Что касается системы подклассов товаров и услуг в Китае, то она служит своеобразной «надстройкой» к МКТУ. Таким образом, в Китайской Народной Республике существует собственное прочтение МКТУ, согласно которому каждый класс в рамках Ниццкого соглашения подразделяется на подклассы. Такой подкласс считается самостоятельной единицей. Регистрация товарного знака или знака обслуживания даёт правообладателю защиту в рамках подкласса и не распространяется на остальные.

МКТУ включает в себя перечень отдельных товаров и услуг по каждому из 45 классов. Каждая единица имеет уникальный шестизначный «Базовый номер», который начинается с двух цифр, отвечающих за класс данного товара или услуги. Например, Класс 15 включает в себя музыкальные инструменты, а перечень товаров в Классе 15 – аккордеоны (базовый номер 150001), пианино (базовый номер 150008), а также камертоны (базовый номер 150033).

В Китае такие номера образуют свой собственный список с указанием каждого класса и его подклассов, в которых уже собраны базовые номера всех товаров и услуг. Например, Класс 15 делится на два подкласса. Подкласс 1501 включает в себя музыкальные инструменты, а подкласс 1502 – аксессуары и части музыкальных инструментов. Таким образом, аккордеоны и пианино находятся в подклассе 1501, а вот камертоны — уже в подклассе 1502. 

Ещё более интересная ситуация происходит в других классах согласно МКТУ, с учётом китайской специфики. Обратимся к Классу 09, который WIPO описывается как «Приборы и инструменты научные, морские, геодезические, фотографические, кинематографические, оптические, для взвешивания, измерения, сигнализации, контроля (проверки), спасания и обучения; приборы и инструменты для передачи, распределения, трансформации, накопления, регулирования или управления электричеством; аппаратура для записи, передачи, воспроизведения звука или изображений; магнитные носители информации, диски звукозаписи; компакт-диски, DVD и другие цифровые носители информации; механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; кассовые аппараты, счётные машины, оборудование для обработки информации и компьютеры; программное обеспечение; оборудование для тушения огня.»

Китай же делит Класс 09 ещё на следующие 24 подкласса:

  • 901 Компьютеры и периферийные устройства;
  • 902 Устройства записи и подсчёта;
  • 903 Другое офисное оборудование, не считающееся принтерами или копировальными аппаратами;
  • 904 Весоизмерительные машины;
  • 905 Измерительные приборы;
  • 906 Сигнальные приборы;
  • 907 Электромеханические и навигационные приборы;
  • 908 Звуковое оборудование;
  • 909 Оборудование и инструменты для фото- и видеосъёмки;
  • 910 Измерительные приборы, лабораторные приборы, электронные измерительные приборы, научные приборы;
  • 911 Оптические приборы;
  • 912 Материалы, используемые для передачи электроэнергии;
  • 913 Кристаллические, электрические и углеродные материалы, электроника и электронные компоненты;
  • 914 Электроприборы и устройства контроля;
  • 915 Гальванические устройства;
  • 916 Огнетушители;
  • 917 Устройства электродуговой резки и сварки;
  • 918 Промышленные рентгеновские аппараты и устройства;
  • 919 Инструменты для безопасности / спасательных работ;
  • 920 Устройства сигнализации, электронные колокола;
  • 921 Очки и аксессуары;
  • 922 Аккумуляторы и зарядные устройства;
  • 923 Кинематографическая плёнка и подвергаемый экспонированию фотоматериал;
  • 924 Иные единицы, не включаемые в вышеуказанные подклассы.

Таким образом, при подаче заявки на регистрацию товарного знака или знака обслуживания, который необходимо защитить в Китае, следует учитывать именно подкласс, в который попадают тот или иной товар или услуга.

Однако китайская система подклассов таит в себе серьёзный риск, если рассматривать вопрос в контексте веерной регистрации по мадридской системе. Многие практикующие в КНР юристы вообще не рекомендуют использовать этот вариант регистрации прав.

Всё дело в том, что при регистрации по мадридской системе товарного знака или знака обслуживания по какому-либо целому классу существует весьма реальный шанс отказа от Патентного ведомства КНР в связи тем, что ряд подклассов по этому знаку уже занят другими правообладателями. Кроме того, регистрацию может стать неполноценной, так как в заявку войдут не все подклассы выбранного класса МКТУ.

Допустим, что речь идёт о Классе 41 из МКТУ, заголовок которого гласит: «Воспитание; образование; развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий». Патентное ведомство КНР подразделяет этот класс на семь следующих подклассов:

  • 101 Образование;
  • 102 Организация образовательных, культурных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • 103 Услуги библиотек;
  • 104 Услуги издательств
  • 105 Услуги спорта и развлечений;
  • 106 Дрессировка животных;
  • 107 Иные не входящие в вышеуказанные подклассы услуги.

Так как в классе 41 есть семь подклассов, существует возможность того, что будет зарегистрировано семь одинаковых знаков обслуживания, каждый из которых может принадлежать отдельной компании.

Если заявка подаётся на национальном уровне в Китае, то есть возможность заранее определиться с подклассами, которые будут в неё входить. В случае с заявкой по мадридской системе ваш документ попадает прямиком к эксперту Патентного ведомства КНР, который будет решать, на какие подклассы распространяется заявка. Это зачастую приводит либо к чрезмерному, либо к недостаточному описанию того, что необходимо зарегистрировать.

Последствия подачи чрезмерного описания будут разными при регистрации национальной заявки и веерной регистрации по веерной системе.

При подаче национальной заявки Патентное ведомство КНР откажет только по подклассам услуги, которые уже заняты другими правообладателями (например, заявка пройдёт по подклассам 4103 и 4106, но не по всем остальным в этом классе). В случае же с Мадридом велика вероятность полного отказа на том основании, что эксперт посчитает ваше описание распространяющимся на все подклассы.

Тем не менее, при попытке учесть в заявке все товары (услуги), входящие в класс, можно получить противоположный результат. Это зачастую происходит с заявками, копирующими официальное описание заголовка к классу согласно МКТУ. Например, официальный заголовок к Классу 25 МКТУ звучит: «Одежда, обувь, головные уборы.». При подаче веерной заявки по мадридской системе с таким описанием в Китае можно не рассчитывать на защиту в части носков, шарфов, перчаток или ремней. В соответствии с китайской системой подклассов ни один из вышеуказанных товаров не относится к «одежде». Данная ошибка довольно распространена среди юристов, не знакомых с особенностями классификации в КНР.

Хрестоматийным примером можно считать случай с компанией Apple, который произошёл с ней в 2002 году при регистрации товарного знака «IPHONE» по Классу 9 в Китае. В заявку были включены компьютерные аппаратные средства и компьютерное программное обеспечения. К сожалению, для компании Apple мобильные телефоны находятся в другом подклассе, и в 2004 году китайская компания Hanwang Technology зарегистрировала товарный знак «I-PHONE» в подклассе мобильных телефонов. Так как в то время продукция под брендом iPhone ещё не пользовалась особой популярностью в Китае, компания Apple смогла выкупить у Hanwang Technology данный товарный знак.

Конечно, можно заранее проверить возможность регистрации товарного знака в Китае перед подачей заявки по мадридской системе, а также составить соответствующее специфике системы подклассов описание. Однако это потребует работы действительно опытного патентного поверенного из КНР, что не дешевле подачи национальной заявки. Таким образом, пропадает основной смысл регистрации по мадридской системе. Это его дешевизна относительно других способов.

Кроме того, даже в случае успешной регистрации заявки в Китае по мадридской системе в дальнейшем компании зачастую встречаются с проблемой защиты своих прав на зарегистрированный товарный знак или знак обслуживания. Дело в том, что при регистрации по мадридской системе Патентное ведомство КНР не выдаёт никаких отдельных свидетельств на товарный знак. Единственным подтверждающим права документом будет свидетельство WIPO, которого в теории должно быть достаточно для защиты своих законных прав и интересов. Однако теория может расходиться с практикой. Некоторые практикующие юристы обращают внимание на то, что обращение в китайские компетентные органы с целью защиты своих прав на товарный знак на основании свидетельства WIPO может быть фактически проигнорировано таким компетентным органом. Чиновники могу потребовать копию свидетельства, выданного Патентным ведомством КНР. Такое свидетельство несложно получить, имея на руках свидетельство WIPO, но это займёт от трёх до пяти месяцев. За это время компании может быть нанесён непоправимый ущерб в связи с нарушением прав на товарный знак или знак обслуживания.

Материал подготовлен на основании информации, представленной на www.chinalawblog.com.

Юрисдикция:  Китайская Народная Республика
Тематики:  Интеллектуальная собственность

Copyright © 2008–2018 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»