29.12.2018

Сингапур: краткий обзор судопроизводства по налоговым делам

Артём Саблин
Главный специалист отдела зарубежного права
ЗАО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Обычно налоговые споры в Сингапуре разрешаются в досудебном порядке. Это связано с тем, что Налоговое управление Сингапура (IRAS) рассматривает дела в течение длительного срока.

Для решения спорных вопросов налогоплательщики должны предоставить в IRAS соответствующую информацию и документы. Таким образом, им важно вести полный и надлежащий учет своей деятельности, чтобы выиграть при возникновении спорных ситуаций.

Если решение по делу отсутствует, то налогоплательщики обращаются в суд. Судебные процедуры и сроки установлены налоговым и гражданско-процессуальным законодательством. При этом следует быть готовыми к значительным тратам времени и финансовых ресурсов.

Суды первой и второй инстанции Сингапура редко разбирают налоговые споры. С 2014 по 2017 гг. они рассмотрели 52 налоговых спора о недвижимости, акциях и капитале. 10% дел были связаны с вычетом расходов и обменом налоговой информацией.

В этом году было рассмотрено дело об уклонении от уплаты подоходного налога. Судьи Верховного Суда создали судебный прецедент. Они представили толкование по применению соответствующего законодательства.

Споры по налогам

Подоходный налог

Споры по подоходному налогу возникают при подаче деклараций. IRAS проводит проверку и делает запросы информации, указанной в декларациях и финансовых отчетах.

Запросы на предоставление информации направляются налогоплательщику или его налоговому агенту в письменной форме. В исключительных случаях IRAS может провести дополнительную проверку, когда получает информацию о налогоплательщике из других источников.

НДС

Плательщики НДС обязаны подать декларацию по проданным товарам и оказанным услугам. Они должны оплатить НДС в течение месяца после отчетного периода. Если IRAS не одобряет декларацию или если декларация подана несвоевременно, могут быть назначены санкции. Налогоплательщика заранее предупреждают об этом. Ему дают возможность все исправить. Законодательство предусматривает штрафы за неуплату или несвоевременную оплату НДС.

Обжалование решения IRAS

Любое лицо, не согласное с решением IRAS, может обратиться в суд первой инстанции. Для этого нужно подать письменное заявление с основаниями претензий в течение 30 дней с того момента, как IRAS уведомило лицо о своем решении.

После подачи иска налогоплательщик обязан в письменной форме предоставить дополнительные сведения и информацию по своим возражениям. Он также может назначать встречи с представителями IRAS для разъяснений.

Сразу после вынесения решений по возражениям налогоплательщика IRAS письменно информирует его, указывая основания. Если налогоплательщик не удовлетворен решением IRAS, он может обжаловать его в Верховном Суде.

Суды первой и второй инстанций

Налоговый департамент доходов (ITBR)

ITBR был специально учрежден в соответствии с законом «О подоходном налоге» для рассмотрения апелляций о подоходном налоге. Он состоит из 30 членов, назначаемых Министром финансов. Кворум для рассмотрения апелляции состоит из трех членов (один председатель). Решение принимается большинством голосов.

ITBR обладает полномочиями окружного суда. Он может вызывать лиц для дачи показаний и запросить соответствующие документы. ITBR может назначить оплату судебных издержек или передать дело в Верховный Суд.

Верховный суд и Апелляционный суд

Апелляции в Верховный Суд проводятся в соответствии с главой 55 Регламента судопроизводства. Дело рассматриваются одним судьей на закрытом слушании.

Апелляции Верховного суда подаются в Апелляционный суд (высшая инстанция). В Апелляционном суде дело рассматривают трое судей. У них те же полномочия, что и у судей Верховного суда при рассмотрении апелляции. Процедуры обжалования в Апелляционном суде указаны в главе 57 Регламента Судопроизводства. Апелляции также рассматриваются в порядке закрытого судебного слушания.

Санкции и средства правовой защиты

Штрафы

Налоговое законодательство Сингапура предусматривает за совершение налоговые преступления такие санкции, как наложение штрафа, арест на имущество и лишение свободы. Наказание зависит от степени тяжести совершенного деяния. Например, штраф может быть назначен, если лицо не предоставило IRAS полную информацию. Лишение свободы — за уклонение от уплаты налогов, совершенное в особо крупном размере (от 50 000 долларов США).

Добровольное раскрытие информации

Штрафные санкции за налоговые правонарушения могут быть снижены, если налогоплательщик добровольно раскрывает информацию для IRAS. Для освобождения от штрафных санкций или для снижения суммы штрафа налогоплательщик должен своевременно раскрыть необходимую информацию. Кроме того, он должен в полной мере сотрудничать с IRAS для исправления ошибок в декларациях, а также оплатить или договориться об отсрочке уплаты других налогов и штрафов (при их наличии).

За ошибки, раскрытые налогоплательщиком в течение одного года после срока подачи, штраф не взимается. За раскрытие информации после льготного периода взимается штраф в размере 5% от суммы налога.

Иск о возврате переплаты

Налогоплательщик, который переплатил налоги и штрафы, может подать иск в IRAS, требуя возврата излишне уплаченного налога и штрафа.

На практике налогоплательщики редко предъявляют подобные претензии, так как большинство таких налоговых возвратов происходит автоматически. Налоговые кредиты возвращаются IRAS в течение 30 дней с момента установления факта переплаты.

Однако IRAS не делает налоговый возврат в следующих случаях:

  • Если нужно провести дополнительную оценку имущества;
  • Возражение было подано несвоевременно;
  • Возражение является недействительным;
  • Лицо не уплатило налоги и штрафы;
  • Возврат может стать причиной необоснованного обогащения.

Альтернативное урегулирование споров

На сегодняшний день в Сингапуре отсутствуют альтернативные методы разрешения налоговых споров. Налогоплательщики, которые не хотят участвовать в налоговых спорах, могут обратиться в IRAS за предварительным решением о налоговом режиме, который будет применяться к конкретной сделке. Они также могут запросить толкование действующего налогового законодательства. В этом случае IRAS выносит постановление. Данный акт является частным и конфиденциальным. Постановление имеет обязательную юридическую силу. Решение IRAS является окончательным и обжалованию не подлежит.

Соглашения об избежании двойного налогообложения

Иногда возникают спорные ситуации, связанные с обменом информацией, в связи с обязательством Сингапура предоставлять сведения другому компетентному органу, в соответствии с международными договорами об избежании двойного налогообложения и в соответствии с нормами внутреннего налогового законодательства. До 28 ноября 2014 года IRAS было обязано обратиться в Верховный суд, чтобы получить информацию, защищенную банковской тайной, для предоставления данных иным компетентным органам другого государства, в соответствии с международным соглашением об избежании двойного налогообложения. Однако данное требование было снято в 2018 году в рамках участия и сотрудничества Сингапура в борьбе с трансграничными налоговыми преступлениями, включая применение нового международного стандарта автоматического обмена информацией.

В свою очередь, налогоплательщик может подать заявление о судебном пересмотре, чтобы оспорить ходатайство IRAS о предоставлении информации. Судебный пересмотр — единственная мера для налогоплательщиков, отказывающихся предоставить информацию.

Перспективы и выводы

7 июня 2017 года Сингапур подписал Многостороннюю Конвенцию по осуществлению мер, связанных с налоговыми договорами, для предотвращения фальсификации налоговой базы и утечки капитала. Данная мера направлена на установление минимальных стандартов предотвращения налоговых правонарушений, пресечение злоупотребления договорами и совершенствование методов разрешения споров.

Кроме того, 21 июня 2017 года Сингапур подписал многосторонние соглашения с компетентными органами власти в целях расширения налогового сотрудничества и автоматического обмена информацией о финансовых счетах. Сингапур будет автоматически обмениваться информацией с другими участниками соглашения, которые выполняют следующие требования:

  1. Предоставляют гарантии конфиденциальности обмениваемой информации и предотвращения ее несанкционированного использования;
  2. Готовы взаимно передавать информацию;
  3. Имеют аналогичные соглашения с другими финансовыми центрами (например, Гонконг и Швейцария).

Благодаря автоматическому обмену информацией между Сингапуром и его партнерами налогоплательщики могут воспользоваться любыми программами добровольного раскрытия налоговой информации. Если они этого не сделают, им будет трудно остановить обмен информацией, требуя судебного пересмотра, поскольку они не будут осведомлены о процессе обмена информацией с компетентными органами другого государства.

Материал подготовлен на основании информации, представленной на www.export.gov.

Юрисдикция:  Республика Сингапур
Тематики:  Судебная практика и арбитраж  / Налогообложение

Copyright © 2008–2019 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»