04.02.2019

Франция и новый налог для цифровых гигантов

Маргарита Прозорова
Руководитель отдела юридического перевода
АО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

1 января текущего года французские власти начали взимать «технологический налог», стимулируя Евросоюз согласовать единую позицию по налогу на цифровые услуги.

Напомним, что в связи с возражениями со стороны представителей Ирландии и стран Северной Европы вопрос взимания и уплаты на уровне Государств-членов ЕС налога с крупных американских технологических компаний Google, Apple, Facebook и Amazon продолжает оставаться открытым. Однако Франция окончательно утвердила 2 предложения в этой связи: относительно налога, взимаемого на совместной основе Германией и Францией, который станет уплачиваться в 2021 году, и относительно собственного национального налога, который был введён 1 января текущего года.

Таким образом, пока европейский технологический налог остаётся на уровне переговоров, Франция решила вопрос с налогообложением технологических гигантов на своё усмотрение.

Французский налог практически во многом соответствует ранее предложенному варианту технологического налога, который являлся предметом ряда компромиссов. В рамках Евросоюза предлагалось ввести трёхпроцентный налог, подлежащий уплате крупными интернет компаниями, ежегодный мировой доход которых составляет 759 млн. евро, а ежегодный налогооблагаемый европейский налог - 50 млн. евро. Однако Ирландия, Швеция, Чешская Республика и Финляндия выступили против подобной инициативы, поскольку они получают определённую выгоду финансового характера, предоставляя транснациональным компаниям право декларировать прибыль от цифровых продаж в своих государствах даже в том случае, когда продажа производится в другой части ЕС.

Ранее в декабре прошлого года Франция и Германия отказались от планов по взиманию на уровне ЕС цифрового налога с технологических компаний в пользу концепции по введению трёхпроцентного налога на продажу рекламных услуг, в том числе применительно к таким компаниям, как Google и Facebook, которые отражают бóльшую часть рынка в Европе, но не к Amazon и Apple. Данный компромисс вступит в силу только в 2021 году, если к указанному времени не будет согласовано общее решение по данному вопросу, который по состоянию на сегодняшний день разрешается уже на уровне ОЭСР. Отметим, что рассматриваемый налог будет являться временным, и компании перестанут нести обязанность по его уплате в 2025 году.

Тем не менее, по мнению экспертов, даже несмотря на подобное снижение и ограничение налога, Европа не должна «противостоять международному консенсусу». И поскольку нормативно-правовой акт по новому налогу требует единогласного одобрения, прогресс по данному вопросу временно приостановлен.

Специалисты осознают, что Еврокомиссия намерена продолжить работу над данными предложениями, но вместе с тем европейский бизнес не должен нести более существенное налоговое бремя по сравнению со своими конкурентами в других странах, к примеру, в США.

В конечном счете, как было указано выше, данный налог не прошёл голосование, а Франция и Германия согласовали взимание «упрощенной версии» налога, начиная с 2021 года. Представитель Палаты представителей США Кевин Брэди поддержал отклонение европейского предложения по введению нового налога, поскольку, по его мнению, предлагаемый налог, нацеленный на индустрию, которая обеспечивается американскими компаниями, станет «инструментом присвоения доходов».

«Вместо принятия подобных мер, которые фактически приведут к двойному налогообложению, государства должны продолжить совместную работу в рамках ОЭСР по ведению важного глобального диалога по вопросам цифровой экономики».

Как крупные компании, так и субъекты малого предпринимательства не заинтересованы в налогах на огромные суммы. Европейские стартапы смогут дать фору развивающемуся технологическому сектору Европы, который переживает сложный период, сталкиваясь с американскими и китайскими гигантами. Франция и Германия отреагировали на сложившуюся ситуацию ограничением предложенного налога, действие которого должно распространяться только на крупные технологические компании, в особенности, на организации, специализирующиеся на рекламе, к примеру, Facebook и Google. Однако не все положительно отнеслись к данным изменениям.

Прогресс с ОЭСР и совместным франко-немецким предложением казался слишком медленным для французской стороны, поэтому, начиная с 1 января 2019 года, Франция на своё усмотрение взимает специальный налог с технологических гигантов: Google, Apple, Facebook и Amazon («GAFA»). По оценкам французского министра экономики и финансов Брюно Ле Мэра, только в 2019 году в результате уплаты нового налога в бюджет юрисдикции поступят 500 млн. евро.

В начале декабря Брюно Ле Мэр заявил: «До марта мы должны достичь договорённости по европейскому налогу с цифровых гигантов. Если Государства-члены ЕС не станут взимать соответствующий налог с GAFA, в 2019 мы введём собственный налог на национальном уровне». При этом ещё раз подчеркнём, что сам налог был введён уже 1 января.

В своём интервью для французского телевидения Брюно Ле Мэр заявил: «У технологических гигантов есть деньги. Данные компании получают существенную прибыль благодаря французским потребителям и французскому рынку, а уплачивают налог на 14 пунктов меньше по сравнению с другими коммерческими организациями».

После встречи с Министром экономического развития РФ Максимом Орешкиным Брюно Ле Мэр сообщил, что в дополнение к налогообложению прямых продаж Франция также будет обязывать компании уплачивать сбор на «рекламные доходы, веб-сайты перепродажу частных данных».

По оценкам Европейской Комиссии, большинство компаний во Франции уплачивают налоги по ставке в 23%, а для Интернет-компаний налоговая ставка составляет уже 8-9% или же данные компании не уплачивают налоги вовсе. Давление со стороны Движения жёлтых жилетов, которые изначально выступали против повышения цены на топливо вследствие повышения цены на нефтепродукты, а впоследствии выдвигали и ряд других претензий, не снизилось после упразднения налога на топливо. В связи с этим французское Правительство обеспечивает наличие поступлений в бюджет из других источников.

В соответствии с законодательством Евросоюза американские технологические компании (к примеру, Google и Facebook) могут отчитываться по своим доходам в любом Государстве-члене ЕС, в результате чего выбор падает на юрисдикции с минимальным налогообложением, как то Ирландия, Люксембург или страны Северной Европы, в которых находятся их региональные головные офисы. Предлагаемый на уровне ЕС законодательный акт позволит нивелировать данный правовой пробел. Однако, по мнению Ирландии и стран Северной Европы, введение нового налога сможет спровоцировать принятие американской стороной ответных сер в отношении европейских государств и вызвать у властей США, которые считают подобные налоги «карательными», негативную реакцию на политику ЕС.

Материал подготовлен на основании информации, представленной на https://www.southeusummit.com.

Юрисдикция:  Французская Республика
Тематики:  Налогообложение

Copyright © 2008–2019 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»