27.02.2019

США: краткая характеристика и анализ IPO на 2019 год

Артём Саблин
Главный специалист отдела зарубежного права
АО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Чтобы привлечь инвестиции и увеличить капитал, компании используют IPO. При данной процедуре компания впервые размещает свои акции на бирже.

IPO еще называют «публичным предложением»: с началом IPO частная компания превращается в публичную, т.е. ее акции могут пройти котировку на бирже. Существуют иные способы обеспечить публичность: прямой листинг или прямое публичное предложение.

Предварительные этапы IPO

Компания привлекает фирмы-андеррайтеры или инвестиционные банки для выбора выпускаемой ценной бумаги, установления цены предложения, определения числа акций и временных рамок предложения.

Формируется внешняя команда IPO: андеррайтеры, юристы, бухгалтеры и эксперты по ценным бумагам.

Подготовка информации о компании: финансовые показатели, будущие транзакции, прогнозы, возможные дивиденды. Затем составляется проспект компании, который распространяется среди инвесторов для ознакомления.

Финансовые отчетности проходят аудит. Аудиторы составляют заключение.

Компания и привлеченные эксперты определяют дату начала IPO.

Преимущества IPO

Быстрое привлечение капитала. Многие инвесторы узнают о продаже акций перспективной компании. Это увеличивает приток капиталовложений.

Рост стоимости доли акционеров. Иногда акционерам лучше выйти на IPO, чем продавать акции, свои доли или весь бизнес. Если цены вырастут с началом торгов, существенно возрастет и стоимость их долей.

Слияние. Акции, котируемые на бирже, могут быть использованы для приобретения другой фирмы. Кроме того, легче установить стоимость объекта при наличии акций, котирующихся на бирже.

Престиж и авторитет. Кредиторы смогут предоставить кредиты на привилегированных условиях, если знают, что компания имеет свою базу акционеров и подает финансовые отчетности.

Узнаваемость. IPO привлечет большое внимание СМИ и общества. Сделать это только благодаря маркетингу и PR очень трудно. Помимо этого, котировка в крупных мировых биржах: NYSE, LSE или Nasdaq повышает статус компаний.

Недостатки IPO

Большие затраты. Расходы на кампанию IPO постоянные. При этом они не относятся к другим расходам на ведение бизнеса.

Риск и нестабильность. Некоторые стратегии повышения стоимости акций (кредит на выкуп акций) провоцируют риск и нестабильность.

Нарушение конфиденциальности. После IPO компания должна будет подавать отчетность, в которой приводится информация о методах ведения бизнеса. При утечке информации компания понесет значительный ущерб.

Таким образом, IPO — полезный процесс привлечения капитала. IPO удобнее, чем взаимодействие с частными инвесторами. Однако публичное размещение акций может вызвать бурную критику, если их стоимость упадет с началом торгов.

Поэтому сейчас в США технологические компании обходят стороной IPO. Руководителей технологических компаний страшит опыт их предшественников, которые сначала провели грандиозные IPO, а затем ожидания инвесторов не оправдались на торгах. Однако эксперты говорят, что в 2019 году ситуация изменится.

2019: Рынок IPO

В 2019 году ожидается IPO нескольких «гигантов», капитал которых оценивается в миллиарды. Лидируют Uber и Lyft. В частности, Uber достиг критической точки: нужно выйти на IPO сейчас или никогда.

Некоторые экономисты прогнозируют спад IPO до 2020 года, однако IPO Uber и Lyft могут в корне изменить ситуацию. Например, в августе 2004 года поисковая компания Google стала публичной, несмотря на падение фондового рынка. В марте 2008 года компания Visa тоже стала публичной после периода снижения цен на акции на фондовом рынке.

2018 год был продуктивным для IPO. Данные Renaissance показывают, что было вложено более $47 млрд в IPO, по сравнению с $35,5 млрд в 2017 году. Общий приток капитала от IPO увеличился на 32%. Количество выходов компаний на IPO – на 21%.

«Бум» технологических стартапов на IPO

В этом году большинство развивающихся компаний технологического рынка, капитал которых составляет не менее $1 млрд, планируют выход на биржу. Инвесторы часто обсуждают укрепление фондового рынка и IPO технологических стартапов.

По данным CNBC и JP Morgan, выходы на IPO технологических компаний в 2019 и 2020 гг. увеличатся вдвое. Многие компании намерены «сорвать большой куш».

Данные компании долго откладывали IPO. У них были благоприятные условия: они росли, получали небольшие инвестиции и расширялись благодаря стабильности фондовой биржи. Теперь их капитал высоко оценивается. При этом в IPO никогда не было необходимости. Ведь проще получить транш от частного инвестора, еще один год расти, и отложить выплату дивидендов.

Благодаря этой модели суммы венчурных инвестиций повышались, а получателей становилось все меньше. Раунды инвестирования составляли $100 млн и более.

Однако чем выше доходы и рыночная стоимость, тем ниже у компании ликвидность. Чем дороже фирма, тем больше ажиотаж вокруг ее IPO. Чем больше масштаб фирмы, тем меньше вероятность слияния и поглощения. IPO стали неминуемы.

В 2017-2018 гг. на бирже появились «медвежьи тенденции». Многие компании поняли, что нужно скорее проводить IPO, становиться публичными, пока ситуация на рынке это позволяет. Например, если Uber не выйдет вовремя на IPO, реальная стоимость ее капитала и рейтинг не будут соответствовать прогнозам инвесторов.

Таким образом, акции падают, а компании ускоряют IPO. Они надеются «красиво уйти» до ухудшения ситуации и спасти свой рейтинг. При неизбежности IPO, компания понимает: чем раньше, тем лучше. Иначе она потерпит крах, преследуя сомнительную выгоду.

Таким образом, привычные поочередные выходы компаний на IPO в 2015-2017 гг. приобретут массовый характер в 2019-2020 годах.

Материал подготовлен на основании информации, представленной на www.nasdaq.com.

Юрисдикция:  Соединённые Штаты Америки
Тематики:  Корпоративное право

Copyright © 2008–2019 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»