31.12.2019

Швейцария: новеллы регулирования финансовой деятельности

Маргарита Прозорова
Руководитель отдела юридического перевода
АО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Федеральным советом Швейцарской Конфедерации на заседании, которое состоялось 6 ноября 2019 года, было принято решение о вступлении в силу 1 января 2020 года Закона о финансовых услугах, Закона о финансовых организациях и ряда соответствующих подзаконных актов (Постановления о финансовых услугах и Постановления о финансовых организациях).

Предлагаем сфокусироваться на переходных нормах нового законодательства, в том числе применительно к Закону об организациях коллективного инвестирования.

Включение переходных положений в Законы

Наличие ряда переходных положений в принятых нормативно-правовых актов обусловлено сложностью имплементации законодательства со стороны участников рынка. Большинство положений Закона о финансовых услугах дополняются переходными нормами в связи с введением новых обязательств для соответствующих субъектов, а в случае с Законом о финансовых организациях данный подход обусловлен датой вступления в силу.

Юридическая сила переходных положений

Согласно предложению, выдвинутому Федеральным министерством финансов 9 сентября 2019 года, большинство переходных положений Постановления о финансовых услугах будут действовать в течение двух лет после даты его вступления в силу. Однако, по мнению экспертов и предпринимателей, действующие переходные положения не являются комплексными, и рынок находится в ожидании более детального регулирования. В частности, Управление по контролю над финансовым рынком намерено опубликовать имплементационные технические положения, к примеру, в форме обновления Постановления о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и Постановления об организациях коллективного инвестирования, а также в форме внесения изменений и дополнений в прочие подзаконные акты. По заявлениям регулятора, консультации по данным положениям состоятся в первом квартале 2020 года.

По общему правилу, если не предусмотрено иное, правовые нормы, которые дополняются переходными положениями, могут применяться уже с 1 января 2020 года. Однако ряд переходных положений не предусматривают избирательный подход, который, в свою очередь, обуславливает возможность применения определенных новых положений в зависимости от действия других норм. Поэтому необходимо проанализировать весь пакет нормативных документов для определения объема и сроков имплементации новых положений.

Терминология

Для обеспечения правовой определенности необходимо раскрыть ряд используемых терминов. Если речь идет о «ранее действовавшей» правовой норме или положении «в прежней редакции», определяющей является редакция положения, которая являлась актуальной до имплементации Закона о финансовых услугах и Закона о финансовых организациях. В случае приведения ссылки на «новую норму» подразумеваются положения Закона о финансовых услугах и Закона о финансовых организациях, включая соответствующие изменения и дополнения, внесенные указанными нормативными актами в другие законы.

Определение терминов «квалифицированный инвестор» и «неквалифицированный инвестор» в рамках Закона об организациях коллективного инвестирования приводится со ссылкой на отнесение клиентов к определенным группам в соответствии с положениями Закона о финансовых услугах.

Переходные положения

Правила осуществления деятельности, организационные меры, отнесение клиентов к определенным категориям и начальная подготовка

Переходный период составляет два года с даты вступления в силу Постановления о финансовых услугах, т. е. он начинает течь с 1 января 2020 года и завершается 31 декабря 2021 года. В соответствии с пояснительным комментарием Федерального министерства финансов к Постановлению о финансовых услугах и Постановлению о финансовых организациях от 6 ноября 2019 года новым участникам рынка, начинающим осуществлять свою профессиональную деятельность после 1 января 2020 года, рекомендуется не использовать данные переходные положения, а имплементировать новые положения напрямую. Однако согласно закону все участники рынка, в том числе и новые игроки, обладают равными правами по применению переходных положений.

Положения Закона о финансовых услугах о правилах осуществления деятельности, организационных мерах, отнесении клиентов к определенным категориям и обязанностях консультантов по прохождению начальной подготовки являются взаимосвязанными. Несмотря на отсутствие прямой обязанности по одновременной реализации указанных правил, мер и обязанностей и наличие возможности реализации правил осуществления деятельности отдельно от организационных мер, которая закреплена в официальных комментариях к Постановлению о финансовых услугах и Постановлению о финансовых организациях, необходимо проводить тщательный анализ на предмет определения того, при каких обстоятельствах поэтапная имплементация норм является целесообразной мерой для соответствующих поставщиков финансовых услуг.

Во-первых, отнесение клиентов к определенным категориям (Ст. 4 Закона о финансовых услугах и 103 Постановления о финансовых услугах), с практической точки зрения, является предварительным условием применения правил осуществления профессиональной деятельности, даже в том случае, если такие нормы могут соблюдаться посредством регулирования правоотношений со всеми клиентами в качестве розничных клиентов в соответствии с положениями Ст. 4.7 Закона о финансовых услугах. Учитывая, что в рамках определения термина «квалифицированный инвестор» согласно Закону об организациях коллективного инвестирования в новой редакции имеется ссылка на Закон о финансовых услугах, новое определение данного термина может использоваться только в соответствии с системой отнесения клиентов к определенным категориям согласно Закону о финансовых услугах.

Кроме того, по мнению экспертов, пошаговая имплементация правил осуществления деятельности согласно Ст. 7-18 Закона о финансовых услугах и организационных мер, предусмотренных в Ст. 21-27 Закона о финансовых услугах, в течение переходного периода является целесообразной мерой только в том случае, если не применяются положения о правилах осуществления профессиональной деятельности, закрепленные в Законе об организациях коллективного инвестирования и Законе о фондовых биржах и торговле ценными бумагами в ранее действовавших редакциях.

Реализация правил осуществления профессиональной деятельности и организационных мер

Согласно правилам осуществления деятельности в соответствии с Законом о финансовых услугах (Ст. 7-18) (речь идет об обязанности по предоставлению информации, ведению учета, обеспечению прозрачности и надлежащему выполнению заказов клиентов) поставщики финансовых услуг, которые по собственной инициативе реализуют правила осуществления профессиональной деятельности до января 2020 года, должны в письменной форме уведомить о данном факте соответствующий регулятор. Действие аналогичной обязанности по уведомлению (Ст. 106 (2) Постановления о финансовых услугах) также распространяется на поставщиков финансовых услуг, которые намерены имплементировать организационные меры, предусмотренные в Законе о финансовых услугах (Ст. 21-27), до 1 января 2020 года. Ранее действовавшие нормы об осуществлении профессиональной деятельности и организационные меры, предусмотренные в Законе об организациях коллективного инвестирования и Законе о фондовых биржах и торговле ценными бумагами в прежних редакциях, продолжат действовать до определенной даты имплементации новых положений или 31 декабря 2021 года, соответственно.

В частности, переходный режим по Ст. 105 и 106 Постановления о финансовых услугах выглядит следующим образом (в зависимости от применения правил осуществления профессиональной деятельности и организационных мер незамедлительно после вступления новых норм в силу или в течение переходного периода):

  • До 31 декабря 2021 года действуют следующие положения, если не применяются положения Закона о финансовых услугах о правилах осуществления профессиональной деятельности и мер организационного характера:
    • Ст. 11 Закона о фондовых биржах и торговле ценными бумагами (обязанность по предоставлению информации, надлежащему осуществлению деятельности, исполнению сделок на наиболее выгодных условиях для клиента, проявлению лояльности и учету профилей клиентов);
    • Ст. 20 Закона об организациях коллективного инвестирования в прежней редакции (обязанность по проявлению лояльности, надлежащему осуществлению деятельности и предоставлению информации);
    • Ст. 21-23 Закона об организациях коллективного инвестирования в прежней редакции (инвестиционная политика по фондовой документации, компенсациям, обязанность по исполнению сделок на наиболее выгодных условиях для клиента);
    • Ст. 24 Закона об организациях коллективного инвестирования в прежней редакции (объективное консультирование, правила о делегировании);
    • Ст. 120 (4) Закона об организациях коллективного инвестирования в прежней редакции (участие швейцарского представителя или швейцарского платежного агента при распределении иностранных средств в Швейцарии в пользу квалифицированных инвесторов).·
  • Не позднее 1 января 2022 года все поставщики финансовых услуг должны начать применять положения Закона о финансовых услугах о правилах осуществления профессиональной деятельности и мер организационного характера.

Если поставщиком финансовых услуг будет принято решение относительно применения новых правил осуществления деятельности и положений об организационных мерах до окончания переходного периода, он сможет применять новые нормы о предложении нешвейцарских средств в пользу Швейцарии в соответствии с Законом об организациях коллективного инвестирования в новой редакции.

Реестр консультантов

На обязанность по регистрации в Реестре консультантов распространяется переходный период в 6 месяцев. Данный период начинает течь, как только Управлением по контролю над финансовым рынком или Федеральным советом будет утверждено право организации на ведение реестра, но не ранее 1 января 2020 года.

Проспект и основной информационный документ

Согласно Ст. 95 (4) Закона о финансовых услугах положения Части 3 применяются через 2 года после вступления в силу Закона в случае с:

  • ценными бумагами, по которым публичное предложение или запрос на допуск к торгам поступили до даты вступления Закона в силу; и
  • финансовыми инструментами, предлагаемыми частным клиентам до даты вступления Закона в силу.

Применительно к ценным бумагам и финансовым инструментам, по которым соответствующее предложение или запрос на допуск к торгам поступили после 1 января 2020 года, обязанность по составлению проспекта в рамках Закона о финансовых услугах будет применяться через шесть месяцев после утверждения проспекта со стороны Управления по контролю над финансовым рынком, но не ранее 1 октября 2020 года (Ст. 109 (1) Постановления о финансовых услугах). До указанной даты обязанность по составлению проспекта, если он не публикуется в соответствии с положениями Закона о финансовых услугах, продолжает регулироваться положениями Ст. 652a и 1156 Кодекса обязательственного и торгового права.

В связи с предложением ценных бумаг после 1 января 2020 года, требующим составления основного информационного документа, обязанность по опубликованию данного документа становится императивной 1 января 2022 года. В течение переходного периода публикуется либо основной информационный документ, либо:

  • упрощенный проспект в соответствии с положениями Приложения 2 к Постановлению об организациях коллективного инвестирования в прежней редакции (Ст. 110 Постановления о финансовых услугах), если речь идет о фондах инвестирования в недвижимое имущество;
  • упрощенный проспект по фондам ценных бумаг и другим фондам традиционных инвестиций согласно Приложению 3 к Постановлению об организациях коллективного инвестирования в прежней редакции (Ст. 110 Постановления о финансовых услугах);
  • упрощенный проспект, предусмотренный в Ст. 5 (2) Закона об организациях коллективного инвестирования (Ст. 111 Постановления о финансовых услугах), если речь идет о структурированных продуктах.
Управляющие портфелями и доверительные управляющие

Согласно новым нормам действующие управляющие активами и доверительные управляющие должны получить лицензию от Управления по контролю над финансовым рынком (Ст. 5 (1) Закона о финансовых организациях) и должны являться объектом надзора со стороны надзорного органа по смыслу обновленной Статьи 43a Закона о надзоре над финансовым рынком.

Переходные положения для управляющих портфелями и доверительных управляющих предусматривают, что, если они начинают свою деятельность в течение 2020 года, они должны незамедлительно уведомить Управление по контролю над финансовым рынком и выполнить лицензионные требования, за исключением требования относительно осуществления надзора со стороны надзорной организации, которое должно быть выполнено в течение одного года с даты утверждения соответствующей организации.

Материал подготовлен на основании информации, представленной на .

Материал подготовлен на основании информации, представленной на www.loyensloeff.com.

Юрисдикция:  Швейцарская Конфедерация
Тематики:  Финансовые организации

Copyright © 2008–2020 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Перейти в раздел «Аналитика»