Законодательство Островов Кайман о регистрации бенефициарных владельцев

Здание Законодательной ассамблеи Островов Кайман

Предлагаем осветить действующие на территории Островов Кайман правовые нормы, предусматривающие для определенных компаний, в том числе обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, обязанность по предоставлению информации о своих бенефициарных владельцах. Согласно соответствующим изменениям от 2017 года был модифицирован режим особого регулирования отдельных юридических лиц; так, для компаний, в отношении которых уже было принято решение о применении профильного законодательства, возникла необходимость его пересмотра. В рамках указанных изменений предлагалось, что все директора компаний Каймановых Островов должны определить, входит ли отдельная компания в сферу действия нижеуказанных законодательных и подзаконных актов (далее – «профильное законодательство»). В случае если на компанию распространяется действие профильного законодательства, она должна исполнить определенные обязанности, что обеспечит отсутствие санкций. При этом переходный период длился до 30 июня 2018 года.

Профильное законодательство

Законодательство, регламентирующее правоотношения по регистрации права бенефициарного владения, состоит из следующих законодательных и подзаконных актов:

  • Закон о компаниях (внесение изменений и дополнений) 2017 года / Companies (Amendment) Law 2017 и Закон об обществах с ограниченной ответственностью (внесение изменений и дополнений) 2017 года / Limited Liability Companies (Amendment) Law, 2017;
  • Закон о компаниях (внесение изменений и дополнений) (№ 2) 2017 года / Companies (Amendment)(No.2) Law 2017 и Закон об обществах с ограниченной ответственностью (внесение изменений и дополнений) (№ 3) 2017 года;
  • Постановление о бенефициарном владении (компании) 2017 года / Beneficial Ownership (Companies) Regulations, 2017, Постановление о бенефициарном владении (общества с ограниченной ответственностью) 2017 года / Beneficial Ownership (Limited Liability Companies) Regulations, 2017), а также Постановление о бенефициарном владении (компании) (внесение изменений и дополнений) 2018 года / Beneficial Ownership (Companies) (Amendment) Regulations, 2018 и Постановление о бенефициарном владении (общества с ограниченной ответственностью) (внесение изменений и дополнений) 2018 года;
  • Постановление о бенефициарном владении (товарищества с ограниченной ответственностью) 2019 года / Beneficial Ownership (Limited Liability Partnership) Regulations, 2019 и Закон о товариществах с ограниченной ответственностью (внесение изменений и дополнений) 2018 года / Limited Liability Partnership (Amendment) Law, 2018. 

Определение того факта, является ли компания субъектом права с особым регулированием

В соответствии с требованиями профильного законодательства директора компаний, в первую очередь, должны определить, освобождена ли компания от ведения реестра бенефициарных владельцев. При этом необходимо использовать актуальные критерии установления данного факта, основанные на измененных положениях. От обязанности по ведению реестра бенефициарных владельцев освобождаются следующие компании (или их дочерние структуры):

  1. Компании, котируемые на фондовой бирже Каймановых Островов или фондовых биржах, включенных в Приложение 4 к Закону о компаниях / Companies Law;
  2. Компании, зарегистрированные или являющиеся держателями лицензии согласно регулирующему закону по смыслу Ст. 2 Закона о Финансовом управлении / Monetary Authority Law (за исключением Закона 2014 года о регистрации и лицензировании директоров / Directors Registration and Licensing Law 2014), за исключением компаний, зарегистрированных в качестве исключенного из регулирования субъекта (англ. – excluded person) согласно Ст. 5(4) Закона об инвестировании в ценные бумаги / Securities and Investment Business Law, которые не являются субъектами права с особым регулированием согласно иным правовым нормам;
  3. Управляемые, организуемые, администрируемые или эксплуатируемые утвержденным лицом специализированная структура, фонд или организация коллективного инвестирования (включая коммандитные товарищества с особым регулированием), за исключением компаний, зарегистрированных в качестве исключенного из регулирования субъекта согласно Ст. 5(4) Закона об инвестировании в ценные бумаги / Securities and Investment Business Law, которые не являются субъектами права с особым регулированием согласно иным правовым нормам;
  4. Компании, регулируемые в юрисдикции, отличной от Каймановых Островов, в отношении которой Наблюдательным советом по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем (англ. Anti-Money Laundering Steering Group) согласно Ст. 5(2)(a) Закона о доходах от преступной деятельности / Proceeds of Crime Law было установлено, что в ней действует аналогичное законодательство в соответствии с Постановлением о предотвращении отмывания денежных средств 2017 года / Anti-Money Laundering Regulations, 2017;
  5. Управляющие компании структур, фондов или организаций, указанных в п. (c):
    • зарегистрированные или являющиеся держателями лицензии согласно регулирующему закону (к примеру, Закону о взаимных инвестиционных фондах / Mutual Funds Law);
    • управляемые, организуемые, администрируемые или эксплуатируемые утвержденным лицом; при этом данная норма не действует, если предприятие назначает в качестве директора только физическое лицо, являющееся работником юридического лица, обладающего лицензией согласно регулирующему закону, или если предприятие назначает только утвержденное лицо в целях оказания услуг по предоставлению зарегистрированного офиса на территории Каймановых Островов;
  6. компании, которые прямо обладают правовым и бенефициарным участием в юридическом лице, являющемся держателем лицензии согласно Закону о банках и трастовых компаниях / Banks and Trust Companies Law, Закону об управлении компаниями / Companies Management Law, Закону о страховании / Insurance Law, Закону о взаимных инвестиционных фондах / Mutual Funds Law или Закону об инвестировании в ценные бумаги / Securities Investment Business Law (при этом в рамках лицензии необходимо раскрывать информацию как о собственниках, так и о бенефициарных владельцах компаний); или
  7. компании с особым регулированием согласно нормативно-правовым актам о бенефициарном владении (не предусматривающим освобождение от прочих обязанностей).

Компании с особым регулированием должны предоставить (в установленном порядке) своим Провайдерам корпоративных услуг или Регистратору письменное подтверждение своего особого статуса, а также необходимую информацию о регулируемом юридическом лице, материнской компании или утвержденном лице. Форма соответствующего документа доступна на портале компетентного органа Каймановых Островов по вопросам бенефициарного владения.

Требования, применимые к компаниям, не освобожденным от обязанности по ведению реестра бенефициарных владельцев

В случае если компания НЕ освобождена от обязанности по ведению реестра бенефициарных владельцев («подлежащая регистрации компания») и согласно профильному законодательству должна соблюдать нормативно-правовые акты о бенефициарном владении, соответствующие лица должны исполнять ряд закрепленных в законе обязанностей. В частности, речь идет о:

  • назначенном провайдере корпоративных услуг;
  • подлежащей регистрации компании и конечном бенефициарном владельце.

Предлагаем осветить отдельные обязанности, подлежащие исполнению указанными субъектами.

Выполнение требований профильного законодательства Провайдерами корпоративных услуг

Подлежащая регистрации компания должна назначить провайдера корпоративных услуг (если она не является компанией-резидентом, созданной исключительно для осуществления деятельности на территории Каймановых Островов (по смыслу Закона о компаниях / Companies Law и Закона об обществах с ограниченной ответственностью / Limited Liability Companies Law).

  1. Назначенный провайдер корпоративных услуг должен предоставить информационно-технологическое решение, позволяющее создать и вести реестр бенефициарных владельцев подлежащей регистрации компании в ее интересах. Указанный инструмент может быть предоставлен как напрямую, так и через другого провайдера корпоративных услуг, и в его рамках будет предоставляться информация о реестре компетентному органу через соответствующую поисковую платформу.
  2. Провайдер корпоративных услуг должен оказывать содействие в создании и ведении реестра бенефициарных владельцев в интересах подлежащей регистрации компании (при этом данный реестр ведется по месту нахождения подлежащей регистрации компании, а не по месту нахождения провайдера корпоративных услуг). Провайдер корпоративных услуг должен регистрировать предусмотренные законом сведения о подлежащем регистрации лице, которые были предоставлены подлежащей регистрации компанией в письменной форме, в установленном порядке.
  3. В реестр бенефициарных владельцев включаются следующие сведения:
    Применительно к физическим лицам: Применительно к юридическим лицам:
    ФИО фирменное наименование
    адрес места жительства и адрес для направления официальных документов место нахождения или основное место осуществления деятельности
    дата рождения организационно-правовая форма юридического лица и законодательство, которым регулируется его деятельность
    паспортные данные (номер, дата и место выдачи, дата прекращения действия) при необходимости – информация о реестре обществ с ограниченной ответственностью, в котором юридическое лицо было зарегистрировано, а также его регистрационный номер
    дата, когда физическое лицо стало или перестало являться подлежащим регистрации лицом по отношению к соответствующему обществу с ограниченной ответственностью или компании. дата, когда юридическое лицо стало или перестало являться подлежащим регистрации лицом по отношению к соответствующему обществу с ограниченной ответственностью или компании.

В случае отсутствия подлежащего регистрации лица провайдер корпоративных услуг должен подать «нулевую отчетность».

В случае если, по мнению провайдера корпоративных услуг, подлежащая регистрации компания не исполнила обязанность по соблюдению положений законодательства без законного оправдания, или если будет установлено, что предоставленная информация является недостоверной или вводит в заблуждение, провайдер корпоративных услуг должен сообщить о данном факте подлежащей регистрации компании.

Провайдер корпоративных услуг также должен хранить информацию о бенефициарных владельцах, полученную от компаний и обществ с ограниченной ответственностью, в соответствии с требованиями законодательства. В случае неисполнения обязанностей на нарушителя налагается штраф в размере 500 долларов Каймановых Островов, дополнительный штраф в размере 1000 долларов Каймановых Островов, а также за каждый день неисполнения обязанностей лицо должно уплачивать по 100 долларов Каймановых Островов, если компетентным органом будет установлен умышленный характер деяния.

Подлежащие регистрации лица

Подлежащими регистрации лицами могут являться как физические, так и юридические лица.

Подлежащие регистрации физические лица

Подлежащие регистрации физические лица устанавливаются в рамках применения Постановления о бенефициарном владении (компании) 2017 года / Beneficial Ownership (Companies) Regulations, 2017, Постановления о бенефициарном владении (общества с ограниченной ответственностью) 2017 года / Beneficial Ownership (Limited Liability Companies) Regulations, 2017 и Постановления о бенефициарном владении (товарищества с ограниченной ответственностью) 2019 года / Beneficial Ownership (Limited Liability Partnership) Regulations, 2019. По общему правилу, согласно действующему законодательству физическое лицо является бенефициарным владельцем, если ему прямо или косвенно:

  • принадлежит более 25% акций в компании;
  • принадлежит более 25% прав голоса в компании;
  • принадлежит право назначать или снимать с должности большинство членов совета директоров или управляющих общества с ограниченной ответственностью.

Если указанным требованиям не отвечает ни одно физическое лицо, бенефициарным владельцем может являться физическое лицо, траст, товарищество, если ему принадлежит абсолютное безусловное право оказывать определяющее влияние (или оно фактически оказывает такое влияние) или контроль в компании в рамках структуры отношений собственности или долевого участия, а не только в качестве директора, профессионального консультанта или управляющего.

Подлежащие регистрации юридические лица

По общему правилу, компании или иные юридические лица могут являться подлежащими регистрации лицами, если они были учреждены или зарегистрированы на территории Каймановых Островов и если они являлись бы бенефициарным владельцами компании, если бы они являлись физическими лицами.

Выполнение требований профильного законодательства подлежащими регистрации компаниями

Подлежащая регистрации компания должна обеспечить создание и ведение провайдером корпоративных услуг реестра бенефициарных владельцев, если она не является компанией-резидентом, созданной исключительно для осуществления деятельности на территории Каймановых Островов (в таком случае она может выполнять установленные требования через Реестр компаний).

  1. Подлежащая регистрации компания обязана через своих директоров принимать разумные меры по идентификации подлежащих регистрации лиц или лиц, в отношении которых имеются основания полагать, что они являются подлежащими регистрации лицами. При этом подлежащие регистрации лица должны раскрывать установленную информацию даже в том случае, если они не получали соответствующее уведомление.
  2. Подлежащая регистрации компания должна направить соответствующее уведомление лицам, которые, по ее мнению, являются подлежащими регистрации лицами, для обеспечения подтверждения или корректировки следующей информации в течение одного месяца с даты получения уведомления:
    • того обстоятельства, являются ли они лицами, подлежащими регистрации; и
    • если они являются лицами, подлежащими регистрации, сведений, необходимых для обеспечения подтверждения или корректировки информации, включенной в уведомление, и дополнительной информации, которая в уведомлении отсутствовала.
  3. Подлежащая регистрации компания вправе руководствоваться ответом на уведомление, направленным подлежащим регистрации лицом в письменной форме, если у компании отсутствуют основания полагать, что полученная информация является недостоверной или вводит в заблуждение.
  4. Подлежащая регистрации компания также вправе в письменной форме потребовать от зарегистрированного акционера или юридического лица, в отношении которых компания знает или имеет основания полагать, что они имеют информацию о подлежащих регистрации лицах, совершить следующие действия:
    • предоставить сведения относительно того, обладают ли они информацией о подлежащем регистрации лице или лице, которое может обладать подобной информацией; и
    • если они обладают указанной информацией, в течение одного месяца после получения уведомления предоставить за счет компании детальную информацию о подлежащих регистрации лицах, информацией о которых они обладают.
  5. Получатель указанного уведомления не должен раскрывать информацию, защищенную от разглашения на основании
  6. Компания не должна направлять указанные уведомления физическим или юридическим лицам, если она знает, что физическое или юридическое лицо не является подлежащим регистрации лицом или если она уже получила необходимую информацию для внесения в реестр бенефициарных владельцев.
  7. Если подлежащей регистрации компании становится известно, или у нее имеются разумные основания полагать, что информация о подлежащем регистрации лице, подлежащая включению в реестр бенефициарных владельцев, была изменена, она должна направить соответствующее уведомление подлежащему регистрации лицу в кратчайший возможный срок в следующих случаях:
    • подлежащее регистрации лицо перестает являться таковым; и
    • прочие изменения, внесенные в реестр бенефициарных владельцев, являются недостоверными или неполными.
  8. Подлежащая регистрации компания должна обеспечить внесение провайдером корпоративных услуг в реестр бенефициарных владельцев:
    • информации о соответствующем изменении; и
    • даты изменения; и
  9. В случае если подлежащей регистрации компанией будет получен ответ в рамках пункта 2, она должна предоставить провайдеру корпоративных услуг отсутствующие сведения или подтвержденную или скорректированную информацию.
  10. Если подлежащее регистрации лицо не предоставит необходимые сведения, и в связи с этим подлежащая регистрации компания не сможет соблюсти установленный месячный срок, компания должна составить уведомление об ограничениях, адресованное подлежащему регистрации лицу, и направить копию уведомления компетентному органу в течение двух недель после его составления.

Выполнение требований профильного законодательства подлежащими регистрации лицами (и иными лицами)

  1. При получении соответствующего уведомления подлежащие регистрации лица должны предоставить необходимую информацию в течение одного месяца с даты получения уведомления.
  2. В случае если подлежащее регистрации лицо не получило соответствующее уведомление в течение месяца, пока оно является таким лицом, но при этом оно знает о данном статусе, или у него имеются основания полагать, что информация о нем не была включена в реестр бенефициарных владельцев, оно должно:
    • направить уведомление подлежащей регистрации компании о своем статусе подлежащего регистрации лица;
    • указать дату, когда оно стало являться подлежащим регистрации лицом; и
    • предоставить необходимую информацию.
  3. В данном случае в целях обеспечения соблюдения положений законодательства разумной мерой является взаимодействие акционера или потенциального бенефициарного владельца с директорами компании.
Юрисдикция