ОЭСР и программы получения инвестиционного гражданства

Илья Манеев

Главный специалист отдела зарубежного права
ЗАО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

ОЭСР и программы получения инвестиционного гражданства и ВНЖ, используемые в целях ухода из-под отчетности по стандарту CRS
16 октября 2018 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала информацию о том, что некоторые программы получения гражданства и/или вида на жительство (ВНЖ) в обмен на инвестиции могут потенциально использоваться их участниками в качестве инструмента для сокрытия активов и уклонения от Единого стандарта отчетности (англ. CRS), разработанного и внедренного Организацией на основании решения Большой Двадцатки в сентябре 2014 года.

По мнению ОЭСР, паспорта и разрешения на постоянное проживание иностранных государств используются злоумышленниками для введения в заблуждение обслуживающих финансовых организаций относительно их места налогового резидентства, что помогает пройти процедуру идентификации и внутреннего контроля без дальнейшей подачи отчетности по таким лицам на их «бывшую» родину.

На основании проведенного анализа более 100 действующих на сегодняшний день программ инвестиционного гражданства и ВНЖ ОЭСР опубликовала «черный список» стран, программы которых представляют повышенный риск уклонения от отчетности по стандарту CRS. Список будет обновляться на постоянной основе, по результатам дальнейшего мониторинга, проводимого Организацией.

ОЭСР отмечает, что высокий риск таких программ обуславливается целым рядом общих факторов. В частности, большинство из них дают льготный режим по налогу на доходы физических лиц из иностранных финансовых источников и требуют от участников находиться существенную часть времени в самой стране, выдавшей паспорт или ВНЖ (чаще всего, «правило 183 дней» отсутствует вовсе либо срок пребывания снижен до 90 дней и меньше).

Теркс и Кайкос Permanent Residence Certificate via Investment in a Designated Public Sector Project

Юрисдикция Название программы (на английском)
Антигуа и Барбуда Antigua and Barbuda Citizenship by Investment
Антигуа и Барбуда Permanent Residence Certificate
Багамские острова Bahamas Economic Permanent Residency
Бахрейн Bahrain Residence by Investment
Барбадос Special Entry and Residence Permit
Республика Кипр Citizenship by Investment: Scheme for Naturalisation of Investors in Cyprus by Exception
Республика Кипр Residence by Investment
Содружество Доминики Citizenship by Investment
Гренада Grenada Citizenship by Investment
Малайзия Malaysia My Second Home Programme
Республика Мальта Malta Individual Investor Programme
Республика Мальта Malta Residence and Visa Programme
Панама Friendly Nations Visa
Панама Economic Solvency Visa
Панама Reforestation Investor Visa
Катар Residence Visa for Real Estate Owner
Федерация Сент-Китс и Невис Citizenship by Investment
Федерация Сент-Китс и Невис Residence by Investment
Сент-Люсия Citizenship by Investment Saint Lucia
Сейшельские острова Type 1 Investor Visa
Теркс и Кайкос Permanent Residence Certificate via Undertaking and Investment in a Home
Теркс и Кайкос Permanent Residence Certificate via Investment in a Home or Business
ОАЭ UAE Residence by Investment
Республика Вануату Development Support Programme
Республика Вануату Self-Funded Visa
Республика Вануату Land-Owner Visa
Республика Вануату Investor Visa

Кроме того, Организация опубликовала небольшое практическое руководство для финансовых организаций, которое поможет выявить и предотвратить случаи уклонения от отчетности по стандарту CRS. В частности, ОЭСР предлагает финансовым организациям, при наличии сомнений относительно налогового резидентства участника программ инвестиционного гражданства и/или ВНЖ, задать ряд уточняющих вопросов держателю счета на основании положений руководства. Сам документ представляет собой ответы Организации на часто задаваемые вопросы (FAQ) следующего характера:

Что такое программы инвестиционного гражданства и ВНЖ?

ОЭСР справедливо указывает на то, что программы «Инвестиции в обмен на гражданство» (англ. CBI) и «Инвестиции в обмен на ВНЖ» (англ. RBI) предлагаются целым рядом стран и позволяют иностранным физическим лицам получить статус гражданина или постоянно (временно) проживающего на их территории в обмен на осуществление определенного объема инвестиций в экономику, или за фиксированный (чаще всего, невозвратный) взнос в специализированные внебюджетные фонды этих стран.

Организация резонно отмечает, что такие инвесторы могут быть заинтересованы в использовании программы по многим законным причинам, включая желание начать новый бизнес в данной юрисдикции, снизить географические барьеры, связанные с постоянной необходимостью получения виз и разрешений на въезд, получить лучшее образование или возможности трудоустройства для своих детей, а также получить право жить в стране с большей политической стабильностью. В то же время, Организация фиксирует случаи злоупотреблений данными программами в целях уклонения от отчетности по стандарту CRS.

Как программы инвестиционного гражданства и ВНЖ могут помешать отчетности по стандарту CRS?

По мнению ОЭСР, некоторые программы могут использоваться в целях искажения сведений при проведении финансовыми организациями процедур идентификации и внутреннего контроля в отношении клиента. В частности, к таким случаям относится ситуация, когда физическое лицо фактически не проживает в стране, выдавшей паспорт или ВНЖ, или проживает одновременно в нескольких странах, но при этом утверждает, что является налоговым резидентом только в юрисдикции своего инвестиционного гражданства или ВНЖ.

Какие программы инвестиционного гражданства и ВНЖ несут в себе высокий риск уклонения от отчетности по стандарту CRS?

ОЭСР отмечает, что не все программы можно считать высокорисковыми, с точки зрения соблюдения требований CRS. Однако к таким программам можно отнести программы, по которым инвестор получает право на льготу по налогу на доходы (менее 10%) от иностранных источников, а также право физически находиться в юрисдикции своего гражданства или ВНЖ не более 90 дней в году.

Что следует предпринять финансовым организациям?

ОЭСР напоминает организациям финансового рынка, что согласно Разделу VII стандарта CRS финансовая организация вправе не полагаться на сведения из анкеты самооценки или на документарное свидетельство, если она знает или имеет основания полагать, что данные сведения являются неточными или недостоверными.

Принимая решение относительно точности или достоверности представленных сведений, финансовым организациям также следует полагаться на анализ программ инвестиционного гражданства и ВНЖ, подготовленный ОЭСР.

В случаях, когда владелец счета или контролирующее лицо (по смыслу положений стандарта CRS) утверждает о том, что является налоговым резидентом из юрисдикции, которая предлагает программы инвестиционного гражданства и ВНЖ, несущие в себе высокий риск уклонения от отчетности по стандарту CRS, финансовым организациям следует задать следующие вопросы:

  • Получило ли такое лицо гражданство или ВНЖ по соответствующей инвестиционной программе?
  • Есть ли у лица право на проживание или гражданство в другой юрисдикции?
  • Провело ли лицо более 90 дней в какой-либо иной юрисдикции в течение прошлого года?
  • В какой юрисдикции лицо подавало налоговые декларации за прошедший отчетный период?

Следует отметить, что по данным ОЭСР целый ряд стран, предлагающих программы инвестиционного гражданства и ВНЖ, уже обязались обмениваться информацией по стандарту CRS со всеми юрисдикциями предыдущего налогового резидентства участников таких программ, что существенно снижает их привлекательность для злоумышленников.

Напомним, что первыми отчетами о финансовых счетах иностранных резидентов страны-участницы «первой волны» обменялись еще в 2017 году. Основная часть участников приступила к обмену в текущем году, и лишь немногие государства готовятся к первичному обмену информацией в 2019 году.

Тематика