27.10.2017

Правительство предложило дифференцировать ответственность арбитражных управляющих

Правительство Российской Федерации внесло в нижнюю палату Парламента проект федерального закона «О внесении изменений в статью 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности финансовых управляющих».

Согласно пояснительной записке, внесённой в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, законопроект направлен на дифференциацию административной ответственности арбитражных управляющих в делах о банкротстве юридических лиц и в делах о банкротстве граждан.

Статьей 14.13 КоАП установлена административная ответственность за неправомерные действия при банкротстве. В соответствии с частью 3 указанной статьи неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей. При этом повторное совершение административного правонарушения влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет.

Законопроектом предлагается внести в статью 14.13 КоАП изменения, направленные на исключение финансового управляющего из числа субъектов административных правонарушений, предусмотренных частью 3 указанной статьи, и введение для них дифференцированной административной ответственности.

Так, в соответствии с законопроектом неисполнение финансовым управляющим в процедуре банкротства гражданина обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

Внесение соответствующих изменений Правительством разъяснено следующим образом.

С 1 октября 2015 г. вступили в силу нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», регулирующие процедуры, применяемые в деле о банкротстве гражданина.

Однако данные процедуры оказались недоступными для значительного числа должников, находящихся в действительно затруднительном положении и не имеющих средств на проведение процедуры банкротства в ее существующем виде, в том числе по причине отсутствия финансовых управляющих, согласных быть утвержденными арбитражным судом для участия в такой процедуре.

Повышение размера фиксированной части вознаграждения финансового управляющего с десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей не оказало значительного влияния на сложившуюся ситуацию.

Существенное влияние на демотивацию финансовых управляющих к участию в делах о банкротстве граждан имело усиление с 2016 года административной ответственности арбитражных управляющих за неправомерные действия при банкротстве (дисквалификация должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет за повторное совершение административного правонарушения в связи с неисполнением арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве)).

Однако данная мера административного наказания целесообразна в отношении арбитражных управляющих в делах о банкротстве юридических лиц, которые характеризуются большим объемом конкурсной массы, историей и разнообразием хозяйственных операций, и направлена на предупреждение совершения недобросовестными лицами по формальным признакам незначительных, но последовательно повторяющихся правонарушений, которые могут привести к накоплению существенного отрицательного экономического эффекта.

Процедуры банкротства граждан характеризуются незначительным объемом конкурсной массы или даже ее отсутствием и имеют социальную направленность, в результате чего финансовые управляющие в большинстве случаев могут рассчитывать только на фиксированную часть своего вознаграждения.

Предлагаемая законопроектом дифференциация ответственности, по мнению Правительства, позволит устранить негативные факторы, демотивирующие финансовых управляющих участвовать в делах о банкротстве граждан, и, соответственно, повысит доступность института банкротства для должников, находящихся в действительно затруднительном положении.

Аналитический центр парламентских инициатив России и стран СНГ.

Copyright © 2008—2018 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Вернуться