15.12.2017

В РФ наконец могут появиться инвестиционные советники

Сегодня Совет Федерации в ходе очередного заседания рассмотрит принятый Государственной Думой закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О рынке ценных бумаг” и статью 3 Федерального закона „О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка”».

Соответствующий проект Федерального закона (проект № 1009203-6) был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А. Г. Аксаковым, В. В. Климовым, О. Л. Михеевым и другими.

После принятия в июне 2016 года нижней палатой Парламента в третьем чтении соответствующий Закон был рассмотрен профильным комитетом Совета Федерации и рекомендован к отклонению. Изучив обоснование Комитета по бюджету и налогам Совет Федерации принял решение о направлении Государственной Думе предложения о создании совместной согласительной комиссии для его повторного рассмотрения в третьем чтении.

6 декабря текущего года закон был принят Государственной Думой в редакции согласительной комиссии.

* * *

Федеральный закон направлен на формирование в Российской Федерации института инвестиционных советников. В настоящее время порядок предоставления инвестиционных рекомендацией не урегулирован.

Согласно Федеральному закону деятельностью по инвестиционному консультированию признается оказание консультационных услуг в отношении ценных бумаг, сделок с ними и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, путем предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций.

Инвестиционное консультирование должно осуществляться на основании договора об инвестиционном консультировании.

Инвестиционным советником может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, являющиеся членами саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей инвестиционных советников, и включенные в единый реестр инвестиционных советников. Ведение единого реестра инвестиционных советников возложено на Банк России.

Инвестиционный советник, являющийся юридическим лицом, вправе совмещать свою деятельность с иными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и деятельностью кредитной организации.

В соответствии с Федеральным законом инвестиционный советник будет предоставлять индивидуальные инвестиционные рекомендации клиенту в соответствии с его инвестиционным профилем. При этом под инвестиционным профилем понимается информация о доходности от операций с финансовыми инструментами, на которую рассчитывает клиент, о периоде времени, за который определяется такая доходность, а также о допустимом для клиента риске убытков от таких операций, если клиент не является квалифицированным инвестором.

Также устанавливается, что при наличии у инвестиционного советника договоров с третьими лицами, предусматривающих вознаграждение за предоставление клиентам индивидуальных инвестиционных рекомендаций, инвестиционный советник обязан уведомить клиента о наличии таких договоров одновременно с предоставлением индивидуальной инвестиционной рекомендации.

Требования к форме предоставления индивидуальной инвестиционной рекомендации устанавливаются Банком России. В случае если предоставление индивидуальных инвестиционных рекомендаций будет осуществляться посредством программ для электронно-вычислительных машин, в том числе через сеть Интернет, такие программы подлежат аккредитации в Банке России. Однако Банк России вправе передать саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей инвестиционных советников, полномочия по аккредитации указанных программ.

* * *

Поддержав в целом принятый депутатами ГД в 2016 году Федеральный закон и механизм регулирования деятельности инвестиционных советников, комитет посчитал преждевременным его одобрение по следующим основаниям.

Основным предметом разногласий явилось отсутствие в Федеральном законе положений, касающихся деятельности финансовых поверенных (посредников), реально работающих на финансовом рынке и испытывающих сложности в своей деятельности от отсутствия надлежащего законодательного регулирования. К указанной группе финансовых поверенных (посредников) можно отнести форекс-операторов, кредитных, ипотечных брокеров, а также иные организации, которые оказывают консультации, не связанные с инвестиционными рекомендациями и техническую поддержку по финансовым продуктам, существующим на финансовом рынке, в целях привлечения дополнительных клиентов в лицензируемые финансовые организации.

В рамках осуществления согласительных процедур Советом Федерации было предложено Государственной Думе определить деятельность финансовых поверенных как деятельность по поиску потенциальных потребителей финансовых услуг, оказываемых принципалом, их консультирование в рамках финансовых инструментов, а также оказание информационной, технической поддержки и сопровождение сделок, осуществляемых между клиентом и принципалом, оказание услуг, связанных с обучением, повышением квалификации клиентов или потенциальных клиентов принципала, в том числе оказываемые финансовыми поверенными клиентам на безвозмездной основе. Данная трактовка была отвергнута депутатами ГД.

* * *

В конечном итоге в закон были дополнительно введены поверенный брокера и поверенный управляющего, которые будут действовать на основании договора поручения исключительно в целях заключения договора о брокерском обслуживании или доверительном управлении. Таковыми поверенными могут быть только юридические лица, деятельность которых при этом не может являться деятельностью профессионального участника рынка ценных бумаг.

Аналитический центр парламентских инициатив России и стран СНГ.

Copyright © 2008—2018 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Вернуться