30.03.2018

Госдума рассмотрит вопрос легализации финансовых операций в цифровой среде

Согласно пояснительной записке, внесённый в Государственную Думу РФ депутатами В. В. Володиным, П. В. Крашенинниковым, А. Г. Аксаковым проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» предлагает закрепить в Гражданском Кодексе нескольких базовых положений, на основе которых стало бы возможным регулирование рынка существующих в информационной среде новых объектов экономических отношений, таких как «токены», «криптовалюта» и др.

Ключевой новеллой законопроекта является предложение о введении в ГК РФ понятия «цифровое право», который бы заменил собой термин «токен», изначально обозначавший устройство для идентификации, а в настоящее время использующийся в IT-лексиконе для обозначения шифров, владение которыми дает в сети определенные права.

По мнению авторов законопроекта, закрепление в ГК данного термина как некоего «цифрового объекта» гражданских прав позволит:

  • определить его место в системе объектов гражданских прав;
  • указать, что оборот такого объекта осуществляется только посредством внесения записей в информационную систему;
  • описать оборотоспособность объекта, в том числе прямо допустить его куплю-продажу;
  • предоставить защиту гражданам и юридическим лицам по сделкам, совершаемым с этим объектом.

Ввиду того, что сущность «цифрового права» как новой юридической фикции близка к сущности ценной бумаги, законодатели под таким правом предлагают понимать совокупность электронных данных (цифровой код, обозначение), которая удостоверяет права на объекты гражданских прав — вещи, иное имущество, результаты работ, оказание услуг, исключительные права.

Для того чтобы включаемое в ГК определение понятия «цифровое право» заработало, депутаты предлагают (но не в рамках рассматриваемого законопроекта) закрепить в Федеральном законе от 27 июня 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» такой критерий, как существование этого права в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы («распределенный реестр»).

Помимо прочего, для такого обиходного понятия как «криптовалюта» законопроект вводит понятие «цифровые деньги» и закрепляет главное правило — законным средством платежа они не являются. Но в случаях и на условиях, установленных законом (то есть в перспективе), цифровые деньги смогут использоваться физическими и юридическими лицами в качестве платежного средства в контролируемых объемах.

В целях описания того, каким образом будет осуществляться оборот цифровых денег, в законопроект вводится оговорка о том, что правила о цифровых правах будут применяться к цифровым деньгам. На практике это будет означать наличие в информационной среде записи об обладателях цифровых денег и об их переходе от одного лица к другому. Всё это позволит также включить цифровые деньги в конкурсную массу должника и в наследственную массу.

Для целей облегчения совершения сделок с цифровыми правами выражение лицом своей воли с помощью электронных средств (например, путем заполнения формы в сети «Интернет») будет приравнено к простой письменной форме сделки. По сути, данная мера закладывает основу для заключения т. н. «смарт-контрактов».

Аналитический центр парламентских инициатив России и стран СНГ.

Copyright © 2008—2018 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Вернуться