20.04.2018

Госдума рассмотрит законопроект об ограничении прав АСВ в делах о банкротстве

В Государственной Думе на рассмотрении находится законопроект № 441842-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отдельных требований кредиторов в делах о банкротстве кредитных организаций)».

Правительство РФ, разработавшее законопроект, в пояснительной записке к нему указывает, что его положения призваны обеспечить баланс интересов участников дел о банкротстве и принудительной ликвидации кредитных организаций, в частности — перераспределить голоса на собраниях кредиторов в пользу наименее защищенной категории кредиторов — кредиторов третьей очереди, включая субъекты малого предпринимательства.

В настоящее время участниками собрания кредиторов с правом голоса при банкротстве кредитных организаций являются ФНС России и конкурсные кредиторы, к числу которых относятся, в том числе вкладчики и ГК "Агентство по страхованию вкладов".

В соответствии с ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» ФНС России представляет требования Агентства в деле о банкротстве во избежание прямого конфликта интересов при совмещении Агентством функций конкурсного управляющего и статуса крупнейшего кредитора кредитных организаций.

Основную массу требований Агентства в деле о банкротстве банка составляют требования, перешедшие к Агентству в результате выплаты им возмещения по вкладам. Такие требования согласно ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» удовлетворяются в составе первой очереди кредиторов наравне с вкладчиками. При этом, учитывая значительный размер требований по вкладам, Агентство в большинстве случаев является доминирующим кредитором в деле о банкротстве банка. Одновременно Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего этого банка.

Таким образом, Агентство пользуется в деле о банкротстве кредитных организаций тремя привилегиями — первоочередное удовлетворение требований, возможность оказывать влияние на ход ликвидационных процедур посредством принятия решений на собраниях кредиторов и осуществление полномочий органов управления банка.

Такое положение Агентства, по мнению авторов законопроекта, противоречит концептуальным основам законодательства о банкротстве, согласно которым привилегированные кредиторы обладают ограниченными правами и не имеют возможности участвовать в принятии решений в ходе процедур банкротства. Более того, данный статус Агентства как кредитора предоставляет ему даже больше прав, чем «социальным» категориям кредиторов — лицам, которым причинен вред здоровью, и работникам. Такие кредиторы в настоящее время не обладают правом участвовать в принятии решений на собраниях кредиторов. Существующее совмещение статуса привилегированного и конкурсного кредитора предоставляет Агентству чрезмерную защиту и вызывает недовольство у вкладчиков и коммерческих кредиторов с незначительным размером требований, не способных оказывать влияние на ход ликвидационных процедур.

В связи с этим авторы законопроекта предлагают ограничить Агентство в правах, исключив возможность его участия в качестве кредитора в принятии решений на собраниях кредиторов, в том числе через ФНС России.

Одновременно законопроектом предлагается предоставить возможность включения требований Агентства в реестр требований кредиторов независимо от даты его закрытия. Поскольку вкладчики имеют право обратиться в Агентство за получением страхового возмещения по вкладу в течение всего срока конкурсного производства, на практике возникают ситуации, когда право требования по вкладу переходит от вкладчика к Агентству уже после закрытия реестра требований кредиторов. И в этом случае такое требование Агентства подлежит удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, что негативным образом отражается на поступлениях в фонд обязательного страхования вкладов.

Аналитический центр парламентских инициатив России и стран СНГ.

Copyright © 2008—2018 Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн. Все права защищены.
Любое копирование или воспроизведение информации, содержащейся в настоящем материале, полностью или частично, возможно только с разрешения Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн.



Вернуться