Европейская Комиссия представила в Совет ЕС Рекомендацию относительно санкционирования переговоров на предмет внесения изменений и дополнений в Соглашения об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах с рядом юрисдикций.
Содержание Рекомендации
Основания и цели разработки Рекомендации
В 2015 и 2016 гг. со стороны Евросоюза были заключены пять соглашений об автоматической обмене информацией о финансовых счетах в целях обеспечения соблюдения налогового законодательства на международной основе с Княжеством Лихтенштейном, Республикой Сан-Марино, Княжеством Андоррой, Швейцарской Конфедерацией и Княжеством Монако. Соглашения с Лихтенштейном и Сан-Марино стали применяться с 1 января 2016 года, а остальные три официальных документа – с 1 января 2017 года.
Заключенные двусторонние договоры обеспечивают правовую основу для взаимного автоматического обмена информацией о финансовых счетах между каждым из 27 Государств-членов ЕС и каждой из соответствующих юрисдикций, не входящих в состав Евросоюза, в соответствии с Единым стандартом отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах («Стандартом CRS»), разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития. Аналогичный Стандарт применяется в ЕС для обмена информацией о финансовых счетах между входящими в его состав государствами на основании Директивы Совета 2014/107/EU от 9 декабря 2014 года о внесении изменений и дополнений в Директиву 2011/16/EU в части обязательного автоматического обмена информацией в области налогообложения (англ. – Council Directive 2014/107/EU of 9 December 2014 amending Directive 2011/16/EU as regards mandatory automatic exchange of information in the field of taxation).
26 августа 2022 года на международном уровне были согласованы существенные изменения, связанные с использованием Стандарта CRS, реализация которых запланирована на 1 января 2026 года. Положения о реализации данных изменений в рамках ЕС были включены в седьмой пакет поправок, вносимых в Директиву DAC (DAC8).
В соответствии с данными изменениями расширяется сфера действия Стандарта CRS в форме включения электронных денежных средств и цифровых валют. Помимо прочего, совершенствуются процедуры по проведению надлежащей проверки («дью-дилидженс») и результаты отчетности, что позволяет повысить уровень удобства использования информации в рамках Стандарта CRS со стороны налоговых органов и по возможности ограничить соответствующее бремя финансовых организаций. Пересмотренный Стандарт CRS также предусматривает взаимосвязь между самим Стандартом и Системой отчетности о криптоактивах, которая была согласована на глобальной основе в ту же дату, что и обновленный Стандарт CRS. Профильные положения позволяют ограничить случаи дублирования отчетности и обеспечить операционную гибкость финансовых организаций, предоставляющих отчетность, которые несут обязанности в рамках Системы отчетности о криптоактивах.
Для обеспечения соответствия автоматического обмена информацией о финансовых счетах между Государствами-членами ЕС и указанными пятью юрисдикциями, не входящими в его состав, в соответствии с пятью заключенными соглашениями, обновленному Стандарту CRS, а также обеспечения их применения в соответствии с пересмотренным Стандартом с 1 января 2026 необходимо согласовать соответствующие изменения, которые должны быть внесены в рассматриваемые документы.
В мае 2018 года начал действовать Регламент (EU) 2016/679 Европейского Парламента и Совета от 27 апреля 2016 года о защите физических лиц в связи с обработкой персональных данных, о свободной передаче таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/EC (Регламент об общей защите данных) (англ. – Regulation (EU) 2016/679 of the European Parliament and of the Council of 27 April 2016 on the protection of natural persons with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data, and repealing Directive 95/46/EC (General Data Protection Regulation)). Соответственно, возникла необходимость в обновлении упоминаний нормативно-правового акта (на данный момент приводятся ссылки на Директиву 95/46/EC) и обеспечении соответствия положений о защите данных в соответствии с требованиями Регламента (EU) 2016/679. Аналогичным образом, целесообразно отразить правовые изменения в области защиты данных в пяти рассматриваемых юрисдикциях.
Соответствие политике ЕС
Соответствующая Рекомендация в полном объеме отвечает цели обеспечения соответствия соглашений профильному законодательству ЕС, а именно Директиве DAC, в которую был внесен ряд изменений и дополнений согласно DAC8. В DAC8, помимо прочего, закреплен обновленный Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах. Учитывая тесные связи между ЕС и Андоррой, Лихтенштейном, Монако, Сан-Марино и Швейцарией, необходимо усилить административное сотрудничество с их налоговыми регуляторами в области автоматического обмена информацией о финансовых счетах. Своевременный пересмотр пяти соглашений позволил бы обеспечить эффективное продолжение административного сотрудничества и после 1 января 2026 года
Данный пересмотр также благоприятно скажется на финансовых организациях, предоставляющих отчетность, которые смогут использовать единые процедуры надлежащей проверки клиентов («дью-дилидженс») и отчетные процедуры в соответствии с Директивой DAC и пятью рассматриваемыми соглашениями. Такие аспекты, как разработка программного обеспечения и административная адаптация, станут для них актуальными в значительно меньшем объеме.
В рамках данной Рекомендации учтена политика ЕС по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, поскольку надлежащая проверка («дью-дилидженс»), которая должна осуществляться финансовыми организациями при сборе информации о финансовых счетах, которая впоследствии станет предметом обмена согласно действующим соглашениям об автоматичном обмене информацией, будет соответствовать действиям по проведению надлежащей проверки клиентов, совершаемыми финансовыми организациями на основании европейского правового режима по противодействию отмыванию денежных средств и финансированию терроризма.
Кроме того, при разработке Рекомендации учитывался принцип уважения основных прав и свобод человека, а именно акцент был сделан на защите персональных данных в случае утечки такой информации в государства, не входящие в состав ЕС, и страны, не входящие в Европейскую экономическую зону.