В июле текущего года Министерство торговли и промышленности Тринидада и Тобаго объявило об обнародовании (полной промульгации) Закона об особых экономических зонах 2022 года (англ. – Special Economic Zones (SEZ) Act 2022) в рамках Официального уведомления № 121 от 2024 года. Согласно положениям о частичной промульгации Закона в рамках Официального уведомления № 16 от 2022 года Части I–V Закона вступили в силу 31 января 2022 года, что обеспечило возможность создания Совета Управления по особым экономическим зонам, укомплектования его штата и организации деятельности Управления. В соответствии с Официальным уведомлением № 121 от 2024 года Части VI–XII Закона вступили в силу 5 июля 2024 года в части обеспечения присвоения статуса особых экономических зон, для которых характерны надежная институциональная структура и динамичная система стимулирования, определенным территориям, лицензирования операторов, предприятий особых экономических зон и предприятий единой зоны, реализации мер поддержки и предоставления льгот и т. д. Помимо прочего, было опубликовано Официальное уведомление № 122 от 2024 года, предусматривающее, что льготы, предоставленные соответствующим предприятиям на основании ранее действовавшего Закона о свободных зонах (англ. – Free Zones Act), будут продолжать применяться до 31 декабря 2024 года.
Полная промульгация Закона об особых экономических зонах 2022 года
В результате полной промульгации Закона об особых экономических зонах утрачивает силу Закон о свободных зонах, вводится в действие Постановление об особых экономических зонах 2023 года (англ. – Special Economic Zones (SEZ) Regulations, 2023), и государственные, частные и государственно-частные партнерства получают право подавать в ОЭЗ заявки на получение специальных лицензий для работы в новом режиме. Новый режим регулирования особых экономических зон представляет собой комплексную инвестиционную структуру, которая направлена на привлечение внутренних и международных инвестиций, стимулирование экспорта и экономической диверсификации, создание новых рабочих мест и поощрение более активного участия частного сектора в экономике в соответствии с общепринятыми стандартами и передовой практикой.
Особые экономические зоны
Выделение различных типов особых экономических зон для осуществления определенных видов деятельности позволяет Правительству поощрять активность, имеющую решающее значение для национального развития, и сосредоточивать соответствующие инвестиции на территории юрисдикции. К особым экономическим зонам, в частности, относятся:
- Свободный порт: беспошлинная зона, расположенная в порту въезда, где импортные товары могут быть выгружены для складирования, переупаковки или обработки для деятельности с добавленной стоимостью, а также логистических услуг и продаж;
- Зона свободной торговли: беспошлинная зона, в которой осуществляются определенные виды деятельности, направленные на международную торговлю;
- Промышленный парк: специально возведенная промышленная зона, которая использует внутренние и иностранные фиксированные прямые инвестиции в отрасли с добавленной стоимостью и экспортно-ориентированные производственные отрасли;
- Специализированная зона: место, предназначенное для специализированной деятельности, включая: производство, морские услуги, авиационные услуги, рыболовство и переработку рыбы, сельское хозяйство и переработку сельхозпродукции, информационные и коммуникационные технологии, креативные индустрии, финансовые услуги, услуги медицинского туризма, возобновляемые источники энергии, логистику и дистрибуцию, а также аутсорсинг бизнес-процессов;
- Зона развития: территория, на которой деятельность сосредоточена на развитии определенного географического региона с упором на такие факторы, как занятость, профессиональная подготовка, предпринимательство и развитие сельских районов, а также общее социальное и экономическое развитие территории.
Управление по особым экономическим зонам и предприятия
Новый режим регулирования особых экономических зон предусматривает Управление по особым экономическим зонам, а также трех субъектов: операторов ОЭЗ, предприятия ОЭЗ и предприятия единой зоны. Управление по особым экономическим зонам обеспечивает необходимый надзор и регулирование зонами и станет важнейшей частью всеобъемлющего управления нового режима. Оператор ОЭЗ отвечает за управление ОЭЗ, предприятие ОЭЗ представляет собой предприятие, утвержденной самой зоной и расположенное в ней, в то время как предприятие единой зоны является зоной, в рамках которой деятельность ограничивается одним субъектом предпринимательской деятельности.
Система стимулирования
Система стимулирования особых экономических зон соответствует передовой международной практике, повышает привлекательность делового климата Тринидада и Тобаго, а также в максимально возможной степени обеспечивает защиту внутренней доходной базы. Соответствующие стимулы, которые будут обусловлены прозрачными критериями соответствия, включают ставку налога на прибыль в размере 15%, а также освобождение от обязанности по уплате таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и других видов налогов и сборов. Предприятия, занятые в рамках особой экономической зоны, также получат выгоду от нефискальных стимулов, которые включают улучшенную рабочую среду за счет согласованных и эффективных нормативных разрешений для упрощения порядка осуществления предпринимательской деятельности.
Переходные положения
Следует отметить, что, несмотря на отмену Закона о свободных зонах, всем предприятиям, получившим разрешение в соответствии со Ст. 15(2) Закона о свободных зонах до 31 декабря 2018 года, было предоставлено право на продолжение получения всех льгот в соответствии с ранее действовавшим Законом на основании положений Ст. 88(2) Закона об особых экономических зонах 2022 года до 31 декабря 2024 года. Таким организациям был предоставлен шестимесячный переходный период для определения того, желают ли они стать оператором ОЭЗ, предприятием ОЭЗ или предприятием единой зоны в соответствии с новым законодательным актом.