Новые правила Инкотермс 2020

Грузовой порт

В правилах Инкотермс, имеющих фундаментальное значение для международной торговли, закреплен ряд торговых терминов, используемых в рамках внешнеторговых правоотношений. Правила регламентируют место поставки товаров, обязанности продавца и покупателя, их риски и затраты. Первая редакция Инкотермс была подготовлена еще в 1936 году, впоследствии действующие нормы периодически пересматривались, и на текущий момент публикуется новая версия документа. В настоящей статье предлагаем осветить вносимые изменения.

Вступление Инкотермс 2020 в силу

Обновленные правила вступят в силу 1 января 2020 года. В случае заключения договора после указанной даты (включительно), применению будут подлежать новые правила, если договором не будет предусмотрено иное.

При этом имеется возможность руководствоваться Инкотермс 2020 и до 1 января 2020 года, если в самом договоре будет закреплено положение о применении именно Инкотермс 2020. И наоборот, лица, опирающиеся на Инкотермс 2010, не обязаны незамедлительно переключаться на Инкотермс 2020, если договором будет прямо установлено использование прежней версии правил. По оценкам специалистов, переходный период составит от 12 до 18 месяцев.

Практические меры, связанные с введением новых правил

Для начала предпринимателю необходимо определись, какие торговые термины используются в рамках его деятельности, и используются ли они надлежащим образом. Зачастую происходит такая ситуация, что бизнес структуры продолжают использовать тот или иной термин, утративший свою актуальность.

После прояснения картины с используемыми терминами необходимо проанализировать изменения, закрепленные в Инкотермс 2020, а также оценить их потенциальное влияние на конкретный бизнес.

Ну и наконец, заключительная стадия — привидение договоров в соответствие с новыми правилами.

Ключевые изменения, закрепленные в Инкотермс 2020

Замена DAT на DPU

В Инкотермс 2010 DAT «Delivered At Terminal» — «Поставка на терминале» используется для обозначения поставки товара в определенный терминал. Этот термин включается в договор купли-продажи и служит руководством для всех участников международных поставок товара из одной страны в другую.

Однако неоднократно высказывалась идея о необходимости санкционирования в рамках Инкотермс поставки товаров не только в терминалы. К примеру, производитель производственного оборудования может согласовать поставку товара на фабрику. Поэтому ссылка на терминал была удалена, что придало термину более общий характер — теперь вместо «Delivered At Terminal» используется «Delivery at Place Unloaded»/DPU.

Изменение страхового элемента в CIP/CIF

Термин CIP «Carriage and Insurance Paid to» — «Перевозка и страховка оплачена до» означает, что продавец поставляет товары перевозчику, а затем оплачивает перевозку и страховку до определенного пункта назначения. Термин CIF «Cost, Insurance and Freight» — «Стоимость, страхование и фрахт» аналогичен термину CIP, за исключением того аспекта, что он может использоваться только при задействовании морского транспорта (поставка товаров должна осуществляться в порт).

В рамках Инкотермс 2010 продавец обязан обеспечить для покупателя страхование, соответствующее категории С (согласно Оговоркам Института лондонских страховщиков). Указная категория соответствует базовому объему страхования, подходящему, по общему правилу, для бестарных (насыпных) грузов; однако для фабричных изделий данный вид страхования не подходит.

Согласно Инкотермс 2020 в рамках CIF сохранятся те же страховые требования (к примеру, продолжит действовать обязанность по обеспечению страхования категории С), а в случае с CIP страховая категория повысится — в данном случае речь уже будет идти о страховании категории А (опять же — согласно Оговоркам Института лондонских страховщиков). Подобное регулирование обуславливается использованием CIF в случае купли-продажи насыпных грузов, а CIP — в случае оборота фабричных изделий.

Уточнение положений об издержках

В соответствии с обновленной редакцией правил будет обеспечено регулирование точного распределения затрат между продавцом и покупателем в связи с растущим количеством споров относительно распределения издержек, в особенности, связанных с портом или местом поставки.

В основе распределения издержек лежит фундаментальный принцип, согласно которому продавец отвечает за издержки, понесенные до места поставки товаров, а продавец — за расходы, возникшие после нее.

Требования к безопасности

В рамках новых правил будет обеспечено окончательное формирование требований к транспортной безопасности (к примеру, обязательная проверка контейнеров). В случае невыполнения установленных требований стороны понесут соответствующие издержки, и будет иметь место риск ненадлежащего исполнения обязательств в виде задержки поставок. В правилах Инкотермс 2010 вопрос ответственности за исполнение требований по обеспечению безопасности и связанных с этим затрат не затрагивался. В Инкотермс 2020 данные обязанности стали более выраженными.

Использование собственных транспортных средств продавца/покупателя

В рамках Инкотермс 2010 презюмировалось, что транспортировка товаров между продавцом и покупателем осуществляется третьим лицом. Случаи оказания транспортных услуг со стороны самого продавца или покупателя не затрагивались. Теперь же данная ситуация урегулирована. К примеру, покупатель в соответствии с FCA «Франко-перевозчик» образца 2020 года должен «заключить соответствующий договор или обеспечить за свой счет перевозку товаров из определенного места поставки».

FCA, FOB и коносаменты

FOB «Free on Board» — «Франко борт» используется при контейнерных перевозках. В данном случае продавец несет существенные риски. По общему правилу, при контейнерной перевозке продавец утрачивает возможность контроля за контейнером при прибытии контейнера в порт. Но даже в случае утраты указанной возможности контроля продавец продолжает нести ответственность до момента погрузки контейнера на борт судна, что связано для него с затратами и определенными рисками.

К примеру, в случае повреждения контейнера при нахождении в штабеле ответственность будет нести продавец, даже несмотря на то обстоятельство, что у него могут отсутствовать договорные отношения с оператором. В редакционную комиссию Международной торговой палаты неоднократно поступали от продавцов жалобы относительно получения неожиданных счетов от операторов портовых терминалов за хранение и погрузку.

Решение данной спорной ситуации заключается в использовании продавцом термина FCA «Free Carrier» — «Франко перевозчик». Однако продавцы зачастую желают обеспечить выполнение платежных обязательств при помощи аккредитива, при использовании которого необходимо предъявлять бортовой коносамент. Для продавца, использующего FOB, возможность получения соответствующих документов имеется, а в случае с использованием FCA данный документ, скорее всего, не будет получен. Поэтому в соответствии с новыми правилами стороны договора получили возможность согласовать указание перевозчику со стороны покупателя выдать продавцу бортовой коносамент.

Наглядное представление информации

Пояснительные примечания и изображения

К каждому термину теперь прилагается более детальный комментарий, а соответствующее изображение стало более содержательным.

Изменение порядка следования терминов

Каждый термин был переупорядочен таким образом, чтобы обязательство по доставке (которое является ключевой составляющей каждого термина) стало более выраженным.

Дополнительная информация по терминам

В текст новых Инкотермс будет включен новый информационный инструмент: появится возможность сопоставления определенного термина с другими понятиями. Скажем, можно будет просмотреть «место доставки» по всем терминам Инкотермс.