Международный финансовый центр Стамбула

Анкара, Турция

28 июня вступил в силу Закон № 7412 о финансовом центре Стамбула, регламентирующий вопросы управления и функционирования самой крупной турецкой финансово-экономической организации.

Соответствующий законопроект, направленный в профильные комитеты Великого национального собрания Турции 1 июня 2022, определяет общие принципы деятельности Стамбульского финансового центра и регулирует, в том числе действующие налоговые льготы, стимулы и послабления.

Сфера регулирования

Законом урегулированы правоотношения по управлению и функционированию международного финансового центра Стамбула, осуществляемая деятельность и оказываемые услуги в рамках финансового центра, а также различные налоговые льготы, обеспечивающие повышение финансовой конкурентоспособности Турецкой Республики на международном уровне.

Управление финансовым центром и его участниками

Обеспечение функционирования и управление международным финансовым центом будет осуществляться в течение двадцати лет управляющей компанией, которая будет создана Фондом благосостояния Турции в форме акционерного общества.

В Законе определены виды финансовой деятельности, осуществляемой международным финансовым центом, в частности, речь идет о банковской деятельности, деятельности по пенсионному обеспечению, в том числе частному, страховании, финансовом лизинге, факторинге, сберегательном финансировании, оказании платежных услуг, услуг с использованием электронных денег и услуг на рынках капитала.

Для осуществления деятельности в международном финансовом центре Стамбула финансовые организации должны будут получить сертификаты участника Финансового управления Президента. Условия получения данных сертификатов будут урегулированы в соответствующем подзаконном акте.

Экспорт финансовых услуг

В соответствии с Законом финансовые услуги, оказываемые финансовыми организациями-резидентами клиентам, являющимся резидентами иностранных юрисдикций, считаются экспортом финансовых услуг, если клиенты в конечном итоге получают выгоду от данных услуг за рубежом. При этом операции с деривативами, сделки купли-продажи активов за свой счет и деятельность, осуществляемая финансовыми организациями для вывода сбережений резидентов за рубеж, экспортом финансовых услуг не являются.

Налоговые льготы

Законом предусмотрены следующие льготы при осуществлении деятельности в рамках международного финансового центра Стамбула:

  • 75% прибыли, полученной в результате осуществления деятельности, отражаются в декларации по налогу на прибыль отдельно и вычитаются из прибыли предприятия при расчете базы налога на прибыль. Ставка вычета составляет 100% для финансовых годов 2022 — 2031.
  • Со средств, полученных финансовыми организациями-резидентами в рамках указанных операций, не уплачивается налог на банковские и страховые операции.
  • Отсутствует обязанность по уплате сборов в случае совершения операций, связанных с данной деятельностью.
  • При составлении документов в связи с указанными операциями не уплачивается гербовый сбор.

Законом также предусмотрены определенные налоговые льготы, связанные с выплатой ежемесячной заработной платы работникам, привлеченным участниками центра для выполнения трудовых обязанностей. Таким образом, ежемесячная зарплата (гросс) не облагается подоходным налогом в следующем соотношении:

  • 60% в случае наличия, по меньшей мере, пятилетнего опыта за рубежом; и
  • 80% в случае наличия, по меньшей мере, десятилетнего опыта за рубежом.

Данная налоговая льгота также действует в отношении заработной платы работников, которые осуществляли трудовую деятельность за пределами Турции в течение последних трех лет до начала работы в международном финансовом центре Стамбула.

В случае совершения операций, связанных с арендой недвижимого имущества в финансовом центре, отсутствует обязанность по уплате сборов. Кроме того, документы, составляемые в связи с данными операциями, не подлежат гербовому сбору.

Указанные налоговые стимулы также распространяются на региональные финансовые управления участников, которые осуществляют активную деятельность не менее, чем в трех юрисдикциях.

Кроме того, сборы в случае осуществления финансовой деятельности, предусмотренные Законом о сборах № 492, не уплачиваются в случае с филиалами участников при международном финансовом центре Стамбула.

Бухгалтерский учет и отчетность, язык и применимое право

Согласно Закону Министерство казначейства и финансов вправе принимать подзаконные акты, регулирующие ведение учета операций в иностранной валюте, без учета ограничений, предусмотренных в Законе № 213 о налоговых процедурах и Турецком коммерческом кодексе № 6102.

В рамках своей деятельности между собой и в международном финансовом центре Стамбула участники не должны составлять соглашения, счета, уведомления или отчетность на турецком языке. Кроме того, участники смогут свободно выбирать применимое право при заключении частноправовых сделок в рамках своей деятельности между собой и в финансовом центре в той степени, в которой данное право допускается специальным законодательством, под действие которого подпадает их деятельность.

Указанные налоговые стимулы аналогичным образом также распространяются на региональные финансовые управления участников, которые осуществляют активную деятельность, по меньшей мере, в трех государствах.

Положения, связанные с недвижимым имуществом

Недвижимое имущество в международном финансовом центре Стамбула может использоваться только для целей, определенных в плане функционирования и управления, который должен быть зарегистрирован управляющей компанией. Если по тому или иному основанию сертификат участника будет аннулирован, при его аннулировании происходит автоматическое расторжение договора аренды.

* * *

Закон, носящий амбициозный характер, с учетом масштабности проекта, который согласно ожиданиям властей, станет новым центром мирового финансового бизнеса, должен внести свой вклад в поддержку экономического роста Турции за счет повышения финансовой конкурентоспособности и разработки финансовых продуктов и услуг с высокой добавленной стоимостью в финансовом секторе.

Юрисдикция