Нигерия: учреждение финансовой компании

Маргарита Прозорова
Руководитель отдела юридического перевода
АО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Вид на строящиеся дома столицы Нигерии Абуджу. На заднем плане Национальная мечеть и гора Асо-Рок.

Деятельность финансовой компании

По общему правилу, финансовая компания представляет собой организацию, являющуюся держателем лицензии на «осуществление деятельности в качестве финансовой компании». Под такой деятельностью понимается оказание финансовых услуг потребителям-физическим лицам, а также промышленным, коммерческим или сельскохозяйственным предприятиям. Финансовые компании вправе осуществлять, помимо прочего, следующие виды деятельности:

  • выдача потребительских кредитов;
  • управление денежными средствами;
  • финансирование под обеспечение;
  • проектное финансирование;
  • локальное и международное финансирование торговых операций;
  • секъюритизация долгов;
  • факторинг задолженности;
  • оказание услуг по финансовым консультациям;
  • синдицирование займов;
  • товарное кредитование;
  • оказание услуг с ипотечными облигациями.

Но при этом следующие виды деятельности в компетенцию финансовых компаний не входят:

  • привлечение денежных средств во вклады;
  • деятельность нефинансового характера (строительство, управление проектами, торговая деятельность и т.д.);
  • оказание прочих финансовых услуг (к примеру, регистрационные услуги);
  • операции с иностранной валютой в случае отсутствия участия банков-корреспондентов или уполномоченных дилеров.

Стоит отметить, что каждая организация, намеривающая получить лицензию финансовой компании, должна являться «автономной» и вправе осуществлять деятельность исключительно в качестве финансовой компании.

Порядок получения лицензии финансовой компании

Компания, желающая получить лицензию на осуществление деятельности в качестве финансовой компании на территории Нигерии, должна в письменной форме обратиться к управляющему Центрального банка юрисдикции. К такому заявлению необходимо приложить следующие сведения и документы:

  • подтверждение уплаты не подлежащего возмещению регистрационного сбора в размере 100 000 нигерийских найр в форме банковского перевода, осуществленного в интересах Центрального банка Нигерии;
  • подтверждение депозита минимального капитала в размере 100 миллионов нигерийских найр в форме банковского перевода, осуществленного в интересах Центрального банка Нигерии. Таким образом, депонированный капитал вместе с начисленными процентами передается учредителям после выдачи окончательной лицензии;
  • подтверждение оплаты минимального капитала в размере 100 миллионов нигерийских найр;
  • детальный бизнес-план или технико-экономическую оценку, включая цели и задачи учреждаемой финансовой компании;
  • информация о необходимости оказания услуг финансовой компанией;
  • информация об услугах, которые финансовая компания намерена оказывать;
  • пятилетний финансовый прогноз деятельности финансовой компании с указанием ее ожидаемого развития и уровня прибыли;
  • программа масштабирования деятельности за счет открытия филиалов (при ее наличии) в течение первых 5 лет;
  • программа обучения персонала и управление кадровым резервом;
  • детальные сведения по предположениям, на основании которых был сделан финансовый прогноз;
  • информация об организационной структуре финансовой компании с указанием функций и ответственности высшего руководства;
  • копия проекта учредительного договора и устава. При этом цели компании, раскрытые в учредительном договоре и уставе, должны соответствовать услугам, указанным в рамках разрешенных операций для финансовых компаний;
  • гарантийное письмо о согласии на приобретение акций финансовой компании;
  • копия списка предполагаемых акционеров в форме таблицы с указанием мест их жительства, а также соответствующей банковской информации;
  • информация о ФИО и профессиональном опыте каждого из предполагаемых членов Совета директоров, включая сведения о занимаемых должностях директоров в других компаниях.

После анализа полученных документов управляющий Центрального банка может выдать лицензию финансовой компании на осуществление соответствующей деятельности.

В случае выдачи лицензии, в зависимости от выполнения дополнительных условий, финансовая компания должна их выполнить в течение срока, который, по мнению управляющего Центрального банка, соответствует обстоятельствам дела.

Финансовая компания регистрирует свое наименование в Комиссии по корпоративным вопросам после сообщения учредителям со стороны управляющего Центрального банка о письменном согласии на учреждение компании, копия которого направляется в Комиссию.

Срок действия выданных лицензий пролонгируется в течение первого квартала каждого года при условии уплаты не подлежащего возмещению сбора, размер которого на периодической основе устанавливается Центральным банком, если деятельность финансовой компании соответствует требованиям Центрального банка.

Прочие финансовые требования

Размер лицензионного сбора составляет 250 000 нигерийских найр.

Размер ежегодного сбора, уплачиваемого за продление срока действия лицензии, составляет 20000 нигерийских найр (который, как было указано выше, компании уплачивают в течение первого квартала каждого года).

Размер сбора, уплачиваемого в случае смены наименования компании, составляет 20 000 нигерийских найр.

Условия, подлежащие выполнению до начала осуществления деятельности в качестве финансовой компании

Учредители финансовой компании должны предоставить следующие документы в Центральный банк Нигерии до того, как такой финансовой компании будет разрешено начать осуществлять свою деятельность:

  • копию реестра акционеров, в котором точно отражены доли участия каждого акционера;
  • копию акционерного сертификата, выданного каждому акционеру;
  • заверенную копию документа по форме C02 (отчет о распределении акций), направленного в Комиссию по корпоративным вопросам;
  • заверенную копию документа по форме C07 (сведения о директорах), а также письменное подтверждение создания Совета директоров, члены которого были утверждены Центральным банком;
  • заверенные копии учредительного документа и устава, направленных в Комиссию по корпоративным вопросам;
  • первичный отчет о состоянии финансовых дел, в отношении которого была проведена аудиторская проверка сертифицированной бухгалтерской организацией, осуществляющей деятельность в Нигерии;
  • заверенную копию свидетельства о регистрации финансовой компании;
  • копию каждого из писем с предложением и принятием на работу лиц, занимающих руководящие должности, и письменное подтверждение создания руководящего звена, утвержденного Центральным банком Нигерии;
  • письмо-обязательство о соблюдении норм, регулирующих деятельность финансовых компаний;
  • подтверждение регистрации головной организации финансовой компании. При этом финансовая компания должна уведомить Центральный банк Нигерии о месте нахождения своего головного офиса.

Центральный банк Нигерии должен в письменной форме проинформировать финансовую компанию о ее праве начать осуществлять свою деятельность после фактического осмотра ее помещений, а финансовая компания, в свою очередь, информирует Центральный банк о дате начала деятельности.

Юрисдикция