
В чилийский Закон о налоговых обязательствах № 21.713 вошли правовые нормы о Правилах GAAR, трансфертном ценообразовании, контролируемых иностранных компаниях и прочих изменениях.
Предлагаем осветить основные правовые новеллы, закрепленные в Законе:
Общие правила по противодействию уклонению от уплаты налогов (Правила GAAR)
Законом предусмотрены изменения, вносимые в Правила GAAR, в том числе в связи со значением термина «уклонение», который включает случаи, когда в рамках действий или сделок имеет место уклонение от налогооблагаемого события (обязанности по уплате налога) в форме злоупотребления правом или симулирования определенных юридически значимых действий. Изменения также затрагивают условия применения Правил GAAR, включая то обстоятельство, что они могут применяться в том случае, если в результате совершения операций будет уменьшена налогооблагаемая база, составляющая не менее 1000 чилийских песо, будет получена налоговая льгота, или будет применен специальный налоговый режим. При выполнении установленных условий соответствующее дело передается на рассмотрение в Исполнительный комитет, который при необходимости дает рекомендации относительно применения Правил GAAR или Специальных правил по противодействию уклонению от уплаты налогов (SAARs). Кроме того, в Законе закреплены поправки, позволяющие применять Правила GAAR даже в случае применения Правил SAARs или совершения определенных действий или юридических сделок (в форме злоупотребления или симулирования) с намерением избежать применения Правил SAARs.
Данные изменения применяются уже с 1 ноября 2024 года.
Контролируемые иностранные компании
Ряд изменений вносится в нормы о контролируемых иностранных компаниях. В частности, при определении того факта, достигается ли пороговое значение для пассивного дохода в 2400 чилийских песо, необходимо учитывать доход, полученный аффилированными лицами. Кроме того, предусмотрено, что исключение из необходимости соответствовать значению в 2400 чилийских песо не применяется, если контролируемая иностранная компания пользуется льготным налоговым режимом.
Данные изменения применяются, начиная с 1 января 2025 года.
Трансфертное ценообразование
Законом предусмотрен ряд изменений и дополнений в отношении трансфертного ценообразования, включая:
- концепцию принципа «на расстоянии вытянутой руки», которая вводится в соответствии с руководящими принципами ОЭСР, а также закрепление дополнительных правовых норм в связи с функциями, активами и рисками, принимаемыми на себя сторонами;
- четко сформулированную концепцию сохранения подтверждающей информации для проведения анализа в том случае, когда сторона, являющаяся объектом надзора, находится за рубежом;
- введение положений относительно самостоятельных корректировок при условии, что в результате их осуществления увеличивается налогооблагаемая база налогоплательщика; и
- использование определенной международной передовой практики и рекомендаций ОЭСР в отношении соглашений о предварительном ценообразовании, в том числе:
- возможность проведения предварительных переговоров по вопросу заключения соглашения о предварительном ценообразовании;
- увеличение срока действия соглашений с 4 до 5 лет (т.е. речь идет о годе подписания соглашения и последующих четырех годах); и
- введение положения об обратной силе соглашений о предварительном ценообразовании, позволяющего применять соглашение в течение 3 лет до даты его подписания.
Данные изменения вступают в силу 1 ноября 2024 года.
Льготные налоговые режимы
Правила, касающиеся юрисдикций с низким или нулевым налогообложением, заменяются правовыми нормами, связанными с льготными налоговыми режимами, включая правовой аспект, предусматривающий, что юрисдикция считается имеющей льготный налоговый режим, если выполняются следующие условия:
- юрисдикцией не было заключено соглашение с Чили, которое позволяет обмениваться информацией между налоговыми органами, или такое соглашение не вступило в силу или, если оно вступило в силу, в нем содержатся ограничения, препятствующие эффективному обмену соответствующей информацией; или
- по мнению Глобального форума по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях, юрисдикция не считается соответствующей, с точки зрения прозрачности или обмена информацией.
При этом следует отметить, что из текста Закона не вытекает, должны ли быть выполнены оба условия, и, по мнению экспертов, презюмируется их вариативность.
Данные нововведения вступают в силу 1 января 2025 года.
НДС и цифровые платформы
В рамках Закона вводятся новые меры, предусматривающие, что оператор цифровой посреднической платформы является плательщиком НДС в отношении товаров или услуг, реализуемых через платформу. Однако данная норма не действует, если товары или услуги продаются налогоплательщиком, зарегистрированным в качестве плательщика НДС, или в его интересах.
Предполагается, что данная норма будет действовать в течение 12 месяцев после даты опубликования Закона.
Налоговые штрафы
Соответствующие изменения связаны с правоотношениями, регулирующими взимание и уплату налоговых штрафов. В частности, речь идет об изменении штрафа за просрочку платежа с 1,5% в месяц на рыночную процентную ставку плюс 3,5%, рассчитываемую на ежедневной основе.
Изменение штрафа за просрочку платежа вступает в силу 1 января 2025 года.
Режим регуляризации для иностранных активов и доходов
Режим регуляризации по активам закрепляется на законодательном уровне для налогоплательщиков с иностранными активами или доходами, которые не были задекларированы или в отношении которых не были уплачены соответствующие налоги. Такие активы могут быть регуляризированы с уплатой единого налога по ставке в 12%, что обеспечивает амнистию в отношении уголовно-правовой, гражданско-правовой или административной ответственности. Действие режима распространяется на активы, приобретенные до 1 января 2023 года, а также на все доходы, полученные от сделок с такими активами до 31 декабря 2023 года.
Право на практическое применение режима регуляризации доступно только до 30 ноября 2024 года.
Освобождение от обязанности по уплате пени и штрафов для налогоплательщиков, являющихся сторонами судебного разбирательства
Действие режима освобождения от обязанности по уплате пени и штрафов распространяется на налогоплательщиков, которые являются сторонами судебных разбирательств, возбужденных до 1 января 2024 года. Если налогоплательщик принимает скорректированную налоговую задолженность, он может подать заявление в Налоговое управление и, в случае его удовлетворения, может получить право на полное освобождение об обязанности по уплате соответствующих пени и штрафов.
Данный льготный режим действовал только до 30 ноября 2024 года.