Новый британский закон об экономических преступлениях

Современный лондонский городской пейзаж

15 марта 2022 года Королевой Великобритании был утвержден Закон об экономических преступлениях (прозрачность и регулирование) 2022 года (англ. — Economic Crime (Transparency and Enforcement) Act 2022). Закон разрабатывался на протяжении нескольких лет, и еще в 2016 году тогдашний премьер-министр Дэвид Кэмерон на антикоррупционном саммите предупреждал иностранные компании о потенциальной необходимости раскрытия информации о бенефициарном владении британским имуществом. События в Украине способствовали ускорению работы над соответствующим законопроектом, который в ускоренном порядке прошел полный цикл законодательного процесса.

Основные правовые аспекты, регулируемые Законом

Действие Закона распространяется на следующие правоотношения:

  • Создание реестра иностранных компаний (Часть 1, Ст. 1 — 44 Закона).
  • Правоотношения, связанные с имуществом неустановленного происхождения (Часть 2, Ст. 45 — 53 Закона).
  • Правоотношения по наложению санкций (Часть 3, Ст. 54 — 66 Закона).

Действие Закона по территориальному признаку

Закон применяется на всей территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Отдельные части Закона предусматривают разные положения для разных юрисдикций, к примеру, с учетом различий в земельном праве Англии и Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Тем не менее, основные концептуальные цели соответствующего регулирования едины по всей Великобритании.

Реестр иностранных компаний

В Великобритании в открытом доступе находится небольшой объем информации об иностранных собственниках или арендаторах недвижимого имущества. Принятый Закон направлен на исправление ситуации за счет создания Реестра иностранных компаний, который согласно Пояснительному примечанию к Закону «обеспечит прозрачность информации о лицах, владеющих и контролирующих иностранные организации, являющиеся собственниками недвижимого имущества в Великобритании». Кроме того, Реестр предназначен для сдерживания соответствующих действий лиц, намеревающихся скрыть и легализовать доходы от получения / дачи взяток, коррупции и организованной преступности на территории Великобритании. Реестр, который будет вести регистратор Регистрационной палаты, станет третьим реестром бенефициарных владельцев в Великобритании. Два других — это Реестр лиц, обладающих значительным контролем (PSC), и Реестр компаний и трастов.

В двух словах, Законом предусмотрено, что зарубежный субъект, желающий стать собственником британского недвижимого имущества, должен будет идентифицировать своих бенефициарных владельцев и зарегистрировать их. Важно отметить, что не все бенефициарные собственники должны быть зарегистрированы. По общему правилу, бенефициарный владелец должен быть зарегистрирован, если он владеет более 25% акций или прав голоса в организации; может назначать или смещать с должности большинство своих директоров; или оказывать какое-либо другое значительное влияние или осуществлять контроль (в том числе через структуру траста или партнерства). Указанные пороговые значения соответствуют пороговым значениям для регистрации бенефициарного собственника в рамках существующего режима PSC для компаний. В Приложении 2 к Закону подробно описывается каждое из пороговых значений, при этом регулятор вправе изменять их при определенных обстоятельствах.

Законом предусмотрены исключения из обязанности по регистрации: лицо может быть освобождено от обязанности по регистрации в случае получения соответствующего письменного уведомления от регулятора. Освобожденное от указанной обязанности лицо не считается регистрируемым бенефициарным владельцем, поэтому информация о нем не будет раскрыта в рамках Реестра, и оно не будет нести обязанность по предоставлению информации в случае получения информационных уведомлений. Но регулятор может предусмотреть исключение только при наличии определенных оснований: в интересах национальной безопасности или в целях предотвращения или выявления тяжких преступлений.

Информация, подлежащая предоставлению в Регистрационную палату, предусмотрена в Приложении 1 к Закону и затрагивает иностранное юридическое лицо и (при необходимости) его бенефициарных владельцев и управляющих. В Статье 19 Закона закреплено, что документы должны предоставляться в Регистрационную палату на английском языке.

В случае регистрации иностранного юридического лица ему присваивается «идентификатор иностранного юридического лица», и Регистрационная палата направляет ему информацию об идентификаторе, а также подробные сведения о дате регистрации, обязанности по актуализации Реестра и праве подать заявление на удаление из Реестра.

В случае с британским недвижимым имуществом, которое уже принадлежало иностранным организациям по состоянию на дату вступления Закона в силу, требование о регистрации будет применяться ретроспективно к недвижимому имуществу, приобретенному после 1 января 1999 года (включительно) в Англии и Уэльсе и после 8 декабря 2014 года (включительно) в Шотландии. Для иностранных субъектов будет действовать шестимесячный переходный период с даты вступления в силу Частей 1 и 2 Закона для продажи или регистрации недвижимости. В Северной Ирландии требование о регистрации применяется только на перспективной основе (после вступления Закона в силу), поэтому в данном случае необходимость в наличии переходного периода отсутствует.

Неисполнение обязанности по регистрации или предоставление недостоверной информации представляет собой уголовное преступление, а также лишает иностранного субъекта возможности покупать или продавать (или закладывать) недвижимое имущество в Великобритании в будущем. Передача недвижимого имущества иностранным субъектом в нарушение требования о регистрации также будет являться уголовным преступлением, совершенным иностранным субъектом и каждым его руководителем, санкцией за совершение которого является штраф или лишение свободы.

Имущество неустановленного происхождения

Основы режима регулирования имущества неустановленного происхождения были закреплены в рамках Закона о преступных финансах 2017 года (англ. — Criminal Finances Act 2017), согласно которому в Закон о доходах от преступной деятельности 2002 года (англ. — Proceeds of Crime Act 2002) были добавлены новые положения. В британском праве используется термин «unexplained wealth orders»; по сути, это постановление суда, вынесенное в отношении лица, связанного с определенным имуществом. В постановление включается требование, предусматривающее обязанность лица по объяснению своей заинтересованности / доли в имуществе, способа его получения, а также по предоставлению прочей информации, связанной с данным имуществом. У соответствующего лица, в отношении которого было вынесено постановление, имеется фиксированный период для ответа; при этом данный период устанавливается судом. Указанное постановление может быть получено двумя категориями лиц: политически значимыми лицами и лицами, подозреваемыми в причастности к тяжким преступлениям (для подозрения должны иметься «разумные основания»). Данные постановления предназначены для упрощения процесса получения приказа о взыскании имущества (англ. — Civil Recovery Order) за счет перекладывания бремени доказывания.

Изменения, связанные с постановлениями об имуществе неустановленного происхождения, отражены в Законе с учетом результатов целенаправленных консультаций, которые были проведены Правительством в ноябре прошлого года. В частности, речь идет о следующих нововведениях:

  • Создание новой категории лиц, которые могут получить постановление об имуществе неустановленного происхождения. Теперь данное постановление может быть получено «ответственными руководителями» организации, которая владеет недвижимым имуществом. Если лицо, в отношении которого было вынесено постановление, не является физическим лицом, в постановлении может быть указан ответственный руководитель, который должен предоставить необходимую информацию. Цель внесения данного изменения заключается в обеспечении ориентирования в использовании «сложных структур», которые направлены на сокрытие фактического владельца имущества. «Ответственный руководитель» включает в себя директора, управляющего или партнера в рамках партнерства как в Великобритании, так и за ее пределами.
  • Создание нового альтернативного основания для вынесения постановления об имуществе неустановленного происхождения. До принятия Закона при вынесении постановления суд должен был удостовериться в том, что «имеются разумные основания подозревать, что известных источников законно полученного дохода лица, в отношении которого выносится постановление, было бы недостаточно для целей, позволяющих данному лицу получить имущество». Закон предусматривает еще одно основание, заключающееся в том, что «имеются разумные основания подозревать, что имущество было получено незаконным путем».
  • Право соответствующего органа исполнительной власти при подаче заявления в суд о вынесении постановления об имуществе неустановленного происхождения ходатайствовать о вынесении постановления о временном аресте активов, запрещающего лицу, получающему постановление об имуществе неустановленного происхождения, продавать его.
  • Ограничение ответственности правоохранительных органов по оплате судебных издержек, связанных с постановлениями об имуществе неустановленного происхождения (или постановлениями о временном аресте активов).

Санкции

Законом, помимо прочего, вносится ряд изменений и дополнений в Закон о правоохранительных органах и борьбе с преступностью 2017 года (англ. — Policing and Crime Act 2017) и Закон о санкциях и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем 2018 года (англ. — Sanctions and Anti-Money Laundering Act 2018) в части:

  • упразднения требования относительно знания или подозрения в нарушении законодательства о санкциях для получения денежного штрафа за нарушения;
  • упразднения требования относительно личного пересмотра мер наказания за нарушение законодательства о санкциях;
  • предоставления Казначейству (Управлению по реализации финансовых санкций) права публиковать уведомления о случаях, когда, по его мнению, лицо нарушило законодательство о санкциях, но денежные штрафы не были наложены (по тому или иному основанию);
  • расширения полномочий по обмену информацией о санкциях.

***

Несмотря на мнение отдельных экспертов, что принятие данного Закона не является достаточной мерой в текущей экономической ситуации, не стоит отрицать его значимости. Посыл Закона очевиден: стандарты надлежащей проверки («дью-дилидженс») в отношении иностранного имущества, поступающего в Великобританию, должны соответствовать стандартам, действующим в отношении имущества граждан Великобритании. Власти теперь обладают значительными полномочиями, а лицам, нарушающим положения Закона, грозит как штраф, так и лишение свободы.