Парламент выступил за принятие знакового законопроекта о защите прав потребителей 2019 года, согласно которому будут регламентироваться правоотношения по защите прав потребителей, в том числе посредством создания ведомств по своевременному и эффективному рассмотрению и урегулированию потребительских споров. 30 июля текущего года законопроект был принят Нижней палатой Парламента (Лок сабха), а уже в октябре состоялось голосование по нему в Верхней палате — Совете штатов (Раджья сабха). Документ заменит Закон о защите прав потребителей 1986 года.
Законопроект был вынесен на рассмотрение Совета штатов Министром по делам потребителей, продовольствия и продовольственной безопасности, по мнению которого, новый закон позволит упростить процесс рассмотрения жалоб потребителей. Законопроектом предусмотрен усовершенствованный механизм оперативного рассмотрения жалоб потребителей, который обеспечит завершение процесса вынесения решений по делам, находящимся на рассмотрении потребительских судов на территории юрисдикции. Отметим, что законопроект относительно длительное время находился на стадии рассмотрения, и в его текст были включены практически все рекомендации Постоянного комитета.
Цифровая эпоха открыла новую эру электронной коммерции и цифрового брендинга, а также породила новые потребительские ожидания. Переход на цифровые технологии обеспечил получение открытого доступа к товарам и услугам, наличие широкого выбора, использование удобных механизмов оплаты, усовершенствованные сервисы и возможность приобретать товары и услуги удобным образом. Однако в данных условиях нередко возникают проблемные ситуации, связанные с защитой прав потребителей.
Учитывая трудности, с которыми приходится сталкиваться потребителям в условиях цифровой экономики, Парламентом было принято решение обновить законодательство о защите прав потребителей.
Предлагаем ознакомиться с ключевыми положениями нового Закона:
Ведомство CCPA сможет вмешиваться в соответствующие правоотношения в целях предотвращения ущерба для потребителя, который может возникнуть в результате недобросовестной торговой практики. В частности, регулятор получит право инициировать коллективные иски, в том числе в целях обеспечения обмена и возврата товаров.
Центральное ведомство по защите прав потребителей будет выполнять следующие функции:
- Определение термина «потребитель»: Потребителем является лицо, приобретающее товар или получающее услугу на возмездной основе. В данном случае охватываются сделки, заключенные любыми способами, в том числе оффлайн, онлайн посредством использования электронных средств связи, в рамках розничной торговли с помощью средств телекоммуникации, сетевого маркетинга или прямых продаж. При этом в данное понятие не включается лицо, получающее товар для последующей продажи, и лицо, получающее товар или услугу в коммерческих целях.
- Права потребителей: В законопроекте закреплены шесть прав потребителей, включая право на защиту от предложения товаров и услуг, опасных для здоровья и имущества, на получение информации относительно качества, количества, назначения и стоимости товаров и услуг, на получение гарантированного доступа к различным товарам и услугам по конкурентным ценам и на получение компенсации в случае ведения недобросовестной торговой практики или ограничения конкуренции.
- Центральное ведомство по защите прав потребителей: Правительством будет создано Центральное ведомство по защите прав потребителей для защиты и обеспечения осуществления прав потребителей как класса. Оно будет регулировать правовые аспекты, связанные с нарушением прав потребителей, недобросовестными торговыми практиками и вводящей в заблуждение рекламой. В рамках регулятора будет создано подразделение по проведению соответствующих расследований и проверок.
- проведение проверок по нарушению прав потребителей;
- вынесение приказов относительно возврата товаров или отзыва услуг, которые являются потенциально опасными, обеспечение компенсации уплаченной стоимости, обеспечение приостановления недобросовестных торговых практик по смыслу законопроекта;
- предоставление указаний конкретному субъекту экономической деятельности / производителю / рекламодателю / издателю относительно приостановления ложной или вводящей в заблуждение информации или ее изменения; и
- наложение санкций.
- Комиссии по разрешению потребительских споров: Комиссии по разрешению потребительских споров будут созданы на уровне районов, на уровне штатов и на уровне федерации. Потребитель сможет направить в Комиссию жалобу относительно недобросовестной торговой практики или ограничения конкуренции, товаров и услуг ненадлежащего качества, небезопасных для жизни товаров и услуг.
- Сделки в рамках электронной торговли: Новым Законом расширяется понятие «потребитель»; в него включается любое лицо, приобретающее товар в результате сделки, заключенной любыми способами, в том числе оффлайн, онлайн посредством использования электронных средств связи, в рамках розничной торговли с помощью средств телекоммуникации, сетевого маркетинга или прямых продаж. Напомним, что ранее электронные операции в данном ключе на законодательном уровне не регулировались.
- Ответственность за качество товаров и услуг: Впервые в истории Индии ответственность за качество товаров будет регулироваться в соответствии с отдельным законом. Производитель, продавец товара или поставщик услуги будет нести обязанность по выплате компенсации в случае ущерба или убытков, связанных с некачественными товарами или услугами.
- Подведомственность дел, в зависимости от суммы требования: Согласно новому Закону были пересмотрены пороговые значения сумм требований. Так, на уровне округов рассмотрению подлежат жалобы потребителей, если стоимость оплаченных товаров или услуг не превышает 10 млн индийских рупий. Комиссия штата сможет рассматривать споры, если их сумма превышает 10 млн индийских рупий, но не превышает 100 млн индийских рупий. На федеральном же уровне рассматриваются и разрешаются споры потребителей, сумма которых превышает 100 млн индийских рупий.
- Направление жалоб в электронной форме: В соответствии с новым Законом потребитель получит право подавать жалобы в электронном виде по месту своего нахождения или по месту своей работы. Отметим, что ранее действовал противоположный подход: требования предъявлялись по месту приобретения товара или получения услуги или по месту нахождения юридического адреса продавца. В Законе также содержатся положения о возможности заслушивания мнений сторон посредством использования технологий видео конференций, что позволит упростить производство и станет удобным инструментом для потребителя.
- Санкции за вводящую в заблуждение рекламу: Центральное ведомство по защите прав потребителей вправе предусмотреть для производителя имущественную санкцию в размере до 1 млн. индийских рупий в случае размещения или распространения ложной или вводящей в заблуждение рекламы. Кроме того, в данном случае Ведомство вправе приговорить соответствующие лицо к двум годам лишения свободы.
- Разрешение споров в альтернативном порядке: В новом Законе закрепляется возможность медиации в качестве способа альтернативного разрешения споров, что упростит и ускорит процесс рассмотрения и урегулирования спорных вопросов.