Новый закон Беларуси о платежных системах

Площадь Победы, Минск, Беларусь

В начале мая в Республике Беларусь был подписан Закон о платежных системах и платежных услугах. Впервые в истории юрисдикции на комплексной основе урегулированы вопросы осуществления платежной деятельности, требования для платежных систем и участников платежного рынка.

Правовые новеллы Закона

В Законе формализовано значение ряда терминов, включая «платежная услуга», «поставщик платежных услуг», «платежная система», а также устанавливаются требования для новых участников платежного рынка.

За оператором платежных систем закрепляются определенные обязанности, например, по определению организационного порядка и правил функционирования, отражающих предусмотренные в Законе требования (например, наличие списка платежных систем, с которыми осуществляется взаимодействие, и определение порядка подобного взаимодействия; порядок обеспечения осуществления расчетов в рамках платежной системы, в том числе порядок урегулирования случаев невозможности исполнения своих платежных обязательств участниками платежной системы и др.).

Помимо прочего, устанавливаются дополнительные обязанности, как то: обеспечение осуществления расчетных операций, клиринга, процессинга; обеспечение (организация обеспечения) соблюдения мер информационной безопасности, защита информации в рамках платежной системы и обеспечение непрерывности платежной деятельности ее участников; заключение договоров с участниками платежной системы об участии в платежной системе и т.д.

В Законе регламентированы виды платежных услуг, которые могут оказываться поставщиками. К таким услугам относятся, в том числе расчетные услуги, инициирование платежа, выпуск (создание) или распространение платежных инструментов и др. Более детальные аспекты требований к платежным услугам и их комбинациям устанавливаются Национальным банком. Кроме того, Закон также устанавливает требования к поставщикам платежных услуг, в частности, речь идет об управлении платежными рисками, включая обеспечение бесперебойного функционирования платежной системы (платежной деятельности), применение мер по защите информации при аутентификации пользователей, обеспечивающих конфиденциальность и целостность данных аутентификации пользователя.

На основании Закона устанавливаются требования к платежному агрегатору-нерезиденту. Данные требования применяются, если платежный агрегатор принимает платежи для резидентов Беларуси. К указанным требованиям относится, к примеру, предоставление гарантии расчетов и исполнения платежных обязательств по принятым платежам в соответствии с белорусским законодательством.

Поставщики платежных услуг (к примеру, платежному агрегатору, поставщику платежных инструментов) вправе осуществлять платежную деятельность в качестве поставщиков платежных услуг только после включения в соответствующий реестр. Порядок формирования реестра будет определен позднее.

Появится новый тип платежного инструмента – платежное программное приложение, позволяющее пользователю значительно упростить инициирование платежа, независимо от банка или платежной системы.

Законом детально урегулированы платежи третьим лицам. Данный подход затронет, к примеру, такие площадки, как Ozon, Wildberries, AliExpress, Яндекс.

Нерезиденты, осуществляющие платежные услуги по состоянию на дату вступления в силу Закона, вправе осуществлять такую деятельность без исполнения обязанности по регистрации в профильном реестре в течение двенадцати месяцев после вступления Закона в силу. Если они намерены осуществлять данную деятельность в будущем, они должны обратиться в Национальный банк для обеспечения включения в реестр до истечения указанного срока.

* * *

Таким образом, в Законе, призванном обеспечить комплексное регулирование платежных систем и инструментов, закреплены нормы, которым должны соответствовать все платежные системы Беларуси, в том числе международные платежные системы, процессинговые и клиринговые центры, а также иные субъекты, ранее не подпадавшие под нормативное действие.

Юрисдикция