Обзор: Закон КНР об электронной коммерции

Илья Манеев
Главный специалист отдела зарубежного права
АО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Обзор: Закон КНР об электронной коммерции

1 января 2019 года в Китае вступил в силу новый Закон об электронной коммерции. Он призван предоставить юридическую защиту потребителям и владельцам брендов, а также бороться с репутацией юрисдикции как основного источника поддельных товаров в мире.

Время для нового закона выбрано удачно. Рынок электронной коммерции в Китае продолжает расти уверенными темпами. В 2017 году более 23,8% розничных продаж приходилось на электронную коммерцию. Аналитики ожидают, что в 2019 году итог подрастет до 33,6%. В условиях растущего объема рынка власти юрисдикции решились на ужесточение регулирования данной отрасли.

Напомним, что новый Закон был принят ПК ВСНП еще 31 августа 2018 года, но начал действовать лишь с нового года.

Категории операторов электронной коммерции по новому закону

Одним из основных нововведений рассматриваемого нормативного правового акта является подразделение категорий бизнеса, который подпадает под его действие. В первую очередь, Закон распространяется на следующие три типа операторов электронной коммерции:

  • Операторы платформ. К ним относится любое юридическое лицо или структура без образования юридического лица, которые предлагают онлайн-среду для цифрового бизнеса и проведения взаиморасчетов сторон, обмена информацией и прочие услуги, которые способствуют заключению сделки электронной коммерции ее сторонами. Например, таким оператором является «Alibaba», которые владеют площадкой «Taobao».
  • Операторы на платформах. К ним относятся коммерсанты, которые реализовывают товары и услуги на платформе электронной коммерции. Например, к ним относится любой продавец на площадке «Taobao».
  • Онлайн-продавцы. К данной категории относятся все остальные участники рынка электронной коммерции, которые могут вести деятельность через свой собственный веб-сайт или иные каналы распространения информации в сети Интернет, такие как социальные сети.

Ключевым моментом данной классификации является тот факт, что к площадкам электронной коммерции также были отнесены социальные сети и прочие «нетрадиционные» сервисы, включая онлайн-мессенджеры.

Почему это важно? Всё потому, что за последние годы объем микробизнеса, работающего через вышеуказанные каналы доступа в сеть, растет в геометрической прогрессии. Зачастую это небольшой онлайн-прилавок без какого-либо физического присутствия, лицензии на ведение хозяйственной деятельности и кредитоспособности, а также с сомнительным уровнем обслуживания, что, впрочем, бывает не всегда.

Однако большинство подобных коммерсантов уходят от юридической ответственности, просто меняя аккаунты и удаляя старые контакты.

Ужесточение требований к защите прав на интеллектуальную собственность

Большинство платформ электронной коммерции устанавливают правила защиты интеллектуальной собственности своих пользователей. В случае сообщения о нарушении чьих-либо прав, закон обязывает онлайн-площадку оперативно реагировать на поступающие запросы. В противном случае ее может ожидать штраф почти до 300 тыс. в пересчете на доллары США.

Кроме того, онлайн-ритейлерам предписано пройти регистрацию в Государственном управлении промышленности и коммерции, которое выдаст соответствующую лицензию на ведение хозяйственной деятельности.

Таким образом, власти КНР намерены бороться с теми, кто нарушает авторские права и остается безнаказанным потому, что информация о нем отсутствует в официальных источниках.

Регулирование недобросовестной конкуренции

Статья 22 нового Закона содержит обязательства для компаний по соблюдению требований добросовестной конкуренции, уделяя особое внимание тому бизнесу, который занимает доминирующее место на рынке.

Операторы, которые получают преимущества на рынке посредством таких способов, как общая аудитория посетителей и использование передовых технологий, обязаны не злоупотреблять своим положением на рынке или не ограничивать свободную конкуренцию за счет использования прочих методов.

Статья 35 запрещает операторам платформ создавать для участников безосновательные ограничения и условия, а также предусматривать необоснованные сборы.

Солидарная ответственность для платформ

Платформы электронной коммерции теперь будут нести солидарную ответственность за продажу контрафактного товара.

Ранее ответственность грозила лишь отдельно взятым продавцам на площадке.

Новый Закон обязывает онлайн-площадку оперативно реагировать на сообщения о продаже поддельной продукции. В противном случае ей грозит штраф до 30 миллионов в пересчете на доллары США.

Права потребителей в Интернете

Физические лица теперь получат более существенную защиту своих прав. Закон обязывает продавцов раскрывать любые условия продажи, которые потенциально могут отклоняться покупателем.

Кроме того, потребители получат защиту от ложных отзывов на продукцию. К таким отнесены не только отзывы, написанные нанятыми сотрудниками, но и другими клиентами в случае получения от фирмы какого-либо денежного вознаграждения.

* * *

Таким образом, пока рано говорить об эффекте нового регулирования на рынок электронной коммерции, в целом. Однако новый Закон – это серьезный шаг Китая по наведению порядка в данной отрасли. Конечно, данному нормативному акту еще предстоит обрасти правоприменительной практикой и претерпеть ряд поправок, чтобы исключить любые лазейки, которыми явно захотят воспользоваться крупные операторы торговых онлайн-площадок.

Юрисдикция