Палатой депутатов Чили утвержден Законопроект о соблюдении требований налогового законодательства

Маргарита Прозорова
Руководитель отдела юридического перевода
АО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Сантьяго, Чили

10 апреля текущего года Палата депутатов Чили утвердила Законопроект об исполнении налоговых обязательств (англ. – Tax Compliance Bill), предусматривающий ряд мер, направленных на совершенствование системы соблюдения требований налогового законодательства в юрисдикции, включая внесение ряда изменений и дополнений в Налоговый кодекс. Согласно действующей законодательной процедуре Законопроект должен быть утвержден со стороны Сената.

К изменениям, вносимым согласно рассматриваемому Законопроекту, относятся:

  • Изменения, связанные с Общей нормой, направленной на противодействие уклонению от налогообложения (GAAR), в том числе:
    • корректировка термина «злоупотребление» (англ. – “abuse”) с акцентом на то обстоятельство, что факт злоупотребления заключается в получении налоговой выгоды «ненадлежащим» образом; и
    • упразднение текущей судебной процедуры, в рамках которой предусматривается применение Нормы GAAR в административном порядке посредством создания профильной комиссии и консультационного совета.
  • Корректировка термина «обычная рыночная стоимость» (англ. – “normal market value”), под которым понимается стоимость, которую согласовали бы третьи лица при аналогичных сделках или обстоятельствах, с учетом соответствующих особенностей отрасли, секторов экономики, функций, активов, рисков и прочих аспектов (к примеру, налоговый орган, по общему правилу, может подавать возражения в отношении сделок, заключенных по цене, существенно отличающейся от «обычной рыночной стоимости»);
  • Новые правила по методам оценки, используемым для доказывания того, что сделка была заключена по «обычной рыночной стоимости», в том числе:
    • метод дисконтирования денежных потоков;
    • метод мультипликаторов;
    • метод скорректированной балансовой стоимости;
    • прочие методы оценки, используемые в случае невозможности или нецелесообразности применения вышеприведенных методов.
  • Корректировка режима регулирования нейтральной с точки зрения налогообложения реорганизации предприятий с разбивкой по реорганизации на внутренней и международной основе:
    • внутренняя реорганизация является нейтральной с точки зрения налогообложения при наличии законного коммерческого обоснования, при этом налоговая база в рамках передаваемых активов переносится в организацию-правопреемник, а в случае с имущественными взносами, организация, осуществляющая имущественные взносы, не вправе получать наличные денежные средства;
    • международная реорганизация является нейтральной с точки зрения налогообложения, если ее последствия имеют место в Чили (к примеру, она связана с активами, находящимися в юрисдикции); а также в случае соблюдения следующих требований:
      • при наличии законного коммерческого обоснования;
      • при осуществлении в рамках одной группы предприятий;
      • в случае с имущественными взносами – организация, осуществляющая имущественные взносы, не вправе получать наличные денежные средства;
      • при соблюдении правовых требований других юрисдикций; и
      • при сохранении и без ущерба для чилийских налоговых прав;
    • Введение новых норм, регулирующих взимание НДС на товары, дистанционно приобретенные у лица, не являющегося резидентом Чили, лицом, которое не считается плательщиком НДС для целей Чили, при условии, что товары отправляются в Чили и цена продажи не превышает 500 долларов США, при этом на такие сделки, по общему правилу, распространяется действие норм о взимании НДС на цифровые услуги, включая упрощенные требования к регистрации для иностранных посреднических платформ для заключения таких сделок;
  • Введение новых норм, направленных на противодействие уклонению от налогообложения в случае с взиманием и уплатой НДС:
    • применительно к реорганизации предприятий – на законодательном уровне закрепляется, что НДС подлежит уплате при передаче личного имущества и объектов недвижимого имущества, принадлежащих соответствующему лицу в качестве основного капитала, в рамках реорганизации, если основная цель реорганизации заключается в избежании уплаты НДС; и
    • применительно к фондовым сделкам – презюмируется, что налоговый орган вправе переквалифицировать в продажу чилийского недвижимого имущества продажу акций, облигаций или других ценных бумаг, конвертируемых в акции, облигации или права собственности, если не менее 50% рыночной стоимости переданных долей прямо или косвенно вытекает из чилийского недвижимого имущества, и при условии, что основная причина передачи такой доли заключается в избежании уплаты НДС, который подлежал бы уплате, если бы недвижимое имущество было передано напрямую;
  • Урегулирование двух программ налоговой амнистии:
    • программа декларирования незадекларированных иностранных активов и доходов, в отношении которых действовала бы обязанность по уплате субституционного налога по ставке в 12% от их стоимости; и
    • программа, позволяющая налогоплательщикам сделать выбор в пользу досрочного прекращения текущих налоговых споров с уменьшением начисленных процентов и штрафов, за исключением случаев, связанных с совершением налоговых преступлений.
Юрисдикция