Регулирование виртуальных активов на Островах Кайман

Биткойн на фондовом рынке

25 мая Законодательным собранием был опубликован закон, регламентирующий порядок регистрации и лицензирования деятельности по оказанию услуг, связанных с виртуальными активами, в рамках предотвращения легализации доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма.

По заявлениям Правительства юрисдикции, вступление в силу Закона 2020 года о виртуальных активах (поставщики услуг) (англ. — Virtual Asset (Service Providers) Law, 2020, VASP Law) будет происходить в 2 этапа.

В рамках первого этапа (который начнётся 31 октября 2020 года) акцент делается на положениях о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путём, и борьбе с терроризмом.

Второй этап, затрагивающий регулирование лицензионных требований и осуществление пруденциального надзора, должен начаться в июне следующего года.

Первый этап

Субъекты, которые участвуют в осуществлении деятельности по оказанию услуг в связи с виртуальными активами, или которые намерены участвовать в осуществлении указанного вида деятельности, должны пройти регистрацию в Финансовом управлении согласно Закону о виртуальных активах (поставщики услуг) (Закон VASP). Указанные субъекты, на которых распространяется действие надзора со стороны Финансового управления согласно другим законам, должны уведомить регулятора (в случае с лицензиатами) или зарегистрироваться в нем (в случае с лицами, несущими обязанность по прохождению регистрации) в соответствии с новым Законом VASP.

Положения Закона VASP, относящиеся к регулированию обеспечения привидения Закона в исполнение, определению состава преступлений и наложению санкций за их совершение, вступят в силу 31 января 2021 года. Субъекты, участвующие в осуществлении деятельности по оказанию услуг в связи с виртуальными активами, которые не прошли регистрацию или не уведомили Финансовое управление к установленному сроку (о котором пойдет речь ниже), будут обязаны уплатить штраф, и к ним будут применены прочие меры принудительного характера.

Заявление о регистрации или уведомлении в рамках первого этапа направляется через онлайн платформу Финансового управления (англ. — Regulatory Enhanced Electronic Forms Submission (REEFS)) с использованием определённой формы установленного образца (при этом уплате подлежит не подлежащая возврату комиссия в размере 1 000 каймановских долларов (1 220 долл. США)). В заявлении, помимо прочего, необходимо указать детальную информацию о характере услуг, связанных с виртуальными активами, сведения об ответственном сотруднике по финансовому мониторингу (англ. — Anti-Money Laundering Compliance Officer), работнике, в компетенцию которого входит сообщение информации о случаях потенциального отмывания денежных средств (англ. — Money Laundering Reporting Officer), и его заместителе, доходах предприятия за предыдущие 12 месяцев (в случае отсутствия подобных сведений в заявление включается информация о предполагаемых доходах, которые будут получены в течение 12 месяцев после подачи заявления), методиках предотвращения легализации доходов и финансирования терроризма и системах защиты данных, используемых для защиты активов и данных клиентов.

В рамках процессов регистрации или уведомления организации также должны заполнить отдельную форму с информацией о противодействии отмыванию денежных средств (англ. — AML/CFT Form), которая направляется через онлайн портал REEFS.

Заявитель обязан уплатить пошлину за подачу заявления, размер которой варьируется от 1 000 каймановских долларов (1 220 долл. США) до 15 000 каймановских долларов (18 293 долл. США), в зависимости от ряда установленных факторов. Уплате также подлежит ежегодный сбор, равный размеру пошлины за подачу заявления.

Второй этап

В рамках второго этапа будет обеспечено вступление в силу прочих положений Закона VASP, включая правовые нормы об установлении лицензионных требований для депозитариев виртуальных активов и операторов торговых платформ, а также лицензионном режиме «sandbox».

Организации, оказывающие услуги по депозитарному хранению виртуальных активов или управлению торговыми платформами по виртуальным активам, должны пройти регистрацию на первом этапе. Затем данные организации должны будут подать заявление на получение соответствующей лицензии, когда начнётся второй этап.

Сроки

Если организация оказывала услуги по виртуальным активам до 31 октября 2020 года и продолжает их оказание, осуществление данной деятельности допускается на законодательном уровне, если организация пройдет процедуру регистрации или уведомит Финансовое управление в соответствии с Законом VASP до 31 января 2021 года. Согласно указаниям Финансового управления заявителям рекомендуется подать соответствующие заявления до 12 декабря 2020 года в целях обеспечения завершения процедуры регистрации к установленному сроку.

Субъекты, планирующие начать оказывать услуги по виртуальным активам, после 31 октября 2020 года, должны зарегистрироваться или уведомить Финансовое управление до начала осуществления такой деятельности.

Перспективные направления

Финансовое управление намерено разработать Принципы осуществления деятельности для организаций, оказывающих услуги в связи с виртуальными активами, в целях обеспечения более комплексного регулирования соответствующих правоотношений и надлежащего осуществления деятельности по виртуальным активам на Островах Кайман или с территории данной юрисдикции.

По заявлениям регулятора, в перспективе возможно принятие отдельных подзаконных актов по каждому типу организаций, осуществляющих деятельность, связанную с виртуальными активами.

Закон VASP

В Закон VASP, регламентирующий правоотношения по регистрации или лицензированию деятельности по оказанию услуг, связанных с виртуальными активами, включены соответствующие рекомендации по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма, разработанные в 2019 году Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (англ. — Financial Action Task Force).

Ниже предлагаем осветить ряд ключевых положений нового Закона.

Виртуальные активы и поставщики услуг по виртуальным активам

Виртуальный актив представляет собой цифровое выражение ценности, которая может являться предметом купли-продажи на цифровой основе и может использоваться в платежных или инвестиционных целях; при этом в данный термин не включается цифровое выражение фиатных валют.

Субъектом, который участвует в осуществлении деятельности по оказанию услуг в связи с виртуальными активами, является:

 

  • организация, выпускающая виртуальные активы; или
  • организация, осуществляющая следующие виды деятельности на Островах Кайман или с территории данной юрисдикции в интересах или от имени физического или юридического лица либо правовой структуры:
    • обмен виртуальных активов и фиатных валют;
    • обмен различных форм конвертируемых виртуальных активов;
    • перевод виртуальных активов;
    • оказание услуг по депозитарному хранению виртуальных активов;
    • оказание финансовых услуг, связанных с выпуском или продажей виртуального актива.

Токен виртуальной услуги не считается виртуальным активом в рамках Закона VASP, и, соответственно, организация, оказывающая услуги, связанные исключительно с токенами виртуальных услуг, не должна проходить процедуру лицензирования или регистрации согласно новому Закону. Токен виртуальной услуги представляет собой цифровое выражение ценности, которая не подлежит переводу или обмену с третьим лицом; в данное понятие включаются цифровые токены, единственная функция которых заключается в непосредственном предоставлении собственнику доступа к услуге.

Эмиссия виртуальных активов

Под «эмиссией виртуальных активов» понимается продажа созданных виртуальных активов неопределённому кругу лиц на Островах Кайман или с территории данной юрисдикции в обмен на фиатную валюту, другие виртуальные активы или иное встречное исполнение; при этом действие данного термина не распространяется на продажу токенов виртуальных услуг. Организация, желающая выпускать виртуальные активы, должна зарегистрироваться в Финансовом управлении перед приступлением к осуществлению деятельности по эмиссии. Организация также должна направить в Финансовое управление запрос (в который включается информация, определяемая регулятором) на утверждение эмиссии виртуальных активов.

Если организация желает выпускать виртуальные активы для неограниченного круга лиц, и при этом будет превышено установленное пороговое значение, для осуществления эмиссии она должна использовать лицензированную торговую платформу по виртуальным активам. Перед эмиссией эмитент также должен получение предварительное согласие Финансового управления.

Услуги по депозитарному хранению виртуальных активов

Под «депозитарием виртуальных активов» понимается лицензиат, оказывающий услуги по депозитарному хранению виртуальных активов.

Под «услугой по депозитарному хранению виртуальных активов» понимается деятельность по хранению или администрированию виртуальных активов или инструментов, позволяющих владельцу осуществлять контроль за виртуальными активами.

Организации, оказывающие услуги по депозитарному хранению виртуальных активов, должны зарегистрироваться в Финансовом управлении на первом этапе и должны подать заявление на получение лицензии, когда начнётся второй этап.

Торговые платформы по виртуальным активам

Под «торговой платформой по виртуальным активам» понимается централизованная или децентрализованная цифровая платформа, в рамках которой обеспечивается:

  • обмен виртуальных активов на фиатную валюту или другие виртуальные активы от имени третьих лиц на возмездной основе; и
  • депозитарное хранение или контроль виртуальных активов от имени клиентов в целях обеспечения обмена; или
  • приобретение виртуальных активов у продавца в случае совпадения операции и предложения для продажи покупателю.

При этом торговая платформа включает своего собственника или оператора, но в данный термин не входит платформа, которая представляет собой только форум, на котором продавцы и покупатели могут размещать заявки и предложения, и форум, на котором стороны совершают торговые операции через отдельную платформу или в одноранговой сети.

Организации, использующие торговые платформы по виртуальным валютам, должны зарегистрироваться в Финансовом управлении на первом этапе и должны подать заявление на получение лицензии, когда начнётся второй этап.

Лицензиаты по режиму «sandbox»

В соответствии с Законом VASP на территории юрисдикции вводиться новый режим регулирования «sandbox». Профильная лицензия представляет собой временную лицензию, которая выдается на период до одного года организациям, которые, по мнению Финансового управления, используют инновационные технологии или методы. В случае выдачи такой лицензии Финансовое управление может, помимо прочего, предусмотреть ограничения, которые, по его мнению, являются необходимыми для осуществления надзора и проведения анализа соответствующей услуги по виртуальным активам или финансово-технологической услуги, освободить лицензиата от обязанности соблюдать требования, применимые к субъектам, которые участвуют в осуществлении деятельности по оказанию услуг в связи с виртуальными активами, или изменить требования по своему усмотрению.

Как ожидается, данный режим будет введён в действие на втором этапе.

Ключевые требования

Субъект, который участвует в осуществлении деятельности по оказанию услуг в связи с виртуальными активами, помимо прочего, должен:

  • подготавливать отчётность на ежегодной основе и представлять ее на анализ со стороны Финансового управления при поступлении соответствующего запроса;
  • соблюдать положения Постановления о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путём (англ. — Anti-Money Laundering Regulations) (в действующей редакции) и других нормативно-правовых актов Островов Кайман, регламентирующих правоотношения по борьбе с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма;
  • использовать системы по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путём, в целях обеспечения соблюдения положений Постановления о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путём;
  • назначить определённого работника, в компетенцию которого будет входить предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем;
  • получить от Финансового управления предварительное утверждение кандидатур сотрудников, трудовые обязанности которых связаны с предотвращением отмывания денежных средств и финансирования терроризма;
  • обеспечить соответствие сотрудников, трудовые обязанности которых связаны с предотвращением отмывания денежных средств и финансирования терроризма, установленным требованиям;
  • обеспечить соответствие бенефициаров установленным требованиям в части осуществления прав контроля и наличия соответствующих прав;
  • получить от Финансового управления предварительное утверждение эмиссии или перевода акций или долей, которые, в общей сложности, составляют не менее 10 % компании или товарищества, являющихся субъектом, который участвует в осуществлении деятельности по оказанию услуг в связи с виртуальными активами;
  • принимать необходимые меры по защите персональных данных и виртуальных активов клиентов;
  • обеспечить точную коммуникацию в связи с услугами по виртуальным активам; и
  • иметь зарегистрированный офис на территории Островов Кайман.

За счёт субъекта, который участвует в осуществлении деятельности по оказанию услуг в связи с виртуальными активами, Финансовое управление может требовать от поставщика услуг, связанных с виртуальными активами, представить подготавливаемое независимым аудитором заключение аудитора по системам предотвращения отмывания денежных средств и соблюдению положений Постановления о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путём.

К лицензиату, оказывающему услуги по депозитарному хранению виртуальных активов или использующему торговые платформы по виртуальным активам, применяются дополнительные требования, если соответствующие статьи Закона VASP вступают в силу в рамках второго этапа.

Юрисдикция
Тематика