Саудовская Аравия разъясняет правоотношения по налогообложению постоянных представительств, оказывающих услуги, в контексте соглашений об избежании двойного налогообложения
Налоговым и таможенным управлением Саудовской Аравии (ZATCA) 17 мая 2023 года был принят Циркуляр о налогообложении постоянных представительств, оказывающих услуги, в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения. В частности, Циркуляр содержит руководство по постоянным представительствам, в том числе в части определения их статуса и налоговых последствий в Саудовской Аравии согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения, заключенным с иностранными юрисдикциями. В рамках Циркуляра разъясняется, что термин «постоянное представительство», используемый в 54 соглашениях об избежании двойного налогообложения, подписанных Саудовской Аравией, основан на п. 3 (b) Статьи 5 Типовой налоговой конвенции ООН, и приводится толкование следующих правовых аспектов:
- деятельность и модели бизнес-процессов, обеспечивающие создание или отсутствие постоянных представительств согласно указанной Статье; и
- механизм налогообложения, действующий в Саудовской Аравии в том случае, когда считается, что постоянное представительство существует.
Существование постоянных представительств, осуществляющих деятельность по оказанию услуг
Ключевые аспекты ситуаций, когда постоянные представительства, оказывающие услуги, существуют:
- В соответствии с положениями Ст. 5.3(b) Типовой конвенции считается, что постоянное представительство, оказывающее услуги, существует, если предприятие-незезидент оказывает услуги потребителю в Саудовской Аравии;
- Положения, основанные на Ст. 5.3(b), могут отличаться в рамках различных налоговых соглашений, однако, в большинстве таких соглашений, подписанных Саудовской Аравией, презюмируется, что оказание услуг, в том числе услуг по консультированию, со стороны предприятия через работников или иных лиц, привлекаемых предприятием, обеспечивает создание постоянного представительства в объеме осуществления деятельности (в отношении одного и того же или связанного проекта) в рамках Договаривающегося государства в течение срока или сроков, в совокупности превышающих 183 дня за двенадцатимесячный период, который начинается или заканчивается в соответствующем фискальном году;
- На практике используются три основных составляющих метода определения того, считается ли постоянное представительство, осуществляющее деятельность по оказанию услуг, существующим:
- «оказание услуг», т.е. оказание услуг предприятием через его работников;
- «в рамках», т.е. физическое нахождение работников на территории Саудовской Аравии; и
- «в течение срока или сроков, в совокупности превышающих 183 дня за двенадцатимесячный период», т.е. физическое присутствие в государстве в течение определенного срока в целях оказания услуг является фундаментальным аспектом при определении того, факта, считается ли предприятие, не являющееся резидентом, создавшим постоянное представительство в Саудовской Аравии;
- В большинстве соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Саудовской Аравией, в которые включена Ст. 5.3 (b), пороговое значение для соответствующего срока составляет более 182 дня / 183 дня / 6 месяцев за двенадцатимесячный период согласно определенному соглашению;
- В соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения налогообложению в Саудовской Аравии может подлежать только прибыль, напрямую приписываемая постоянному представительству, при условии, что соответствующее соглашение не содержит положений, предусматривающих расширение объема налогообложения согласно налоговой доктрине «силы притяжения»;
- Прибыль, напрямую приписываемая постоянному представительству, состоит из дохода, полученного исключительно от осуществления деятельности постоянного представительства в Саудовской Аравии;
- В случае существования постоянного представительства в Саудовской Аравии нерезидент считается налогообязанным лицом в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения и нормами законодательства юрисдикции; и
- В соответствии с законодательством Саудовской Аравии постоянное представительство несет обязанность по уплате налога на доход на основании доходов гросс за вычетом расходов постоянного представительства, при условии, что они были понесены в целях осуществления деятельности через постоянное представительство.
Отсутствие постоянных представительств, осуществляющих деятельность по оказанию услуг
Ключевые аспекты ситуаций, когда постоянные представительства, оказывающие услуги, отсутствуют:
- В соответствии со Ст. 7 (прибыль от осуществления предпринимательской деятельности) соглашений об избежании двойного налогообложения прибыль предприятия Договаривающегося государства подлежит налогообложению только в данном государстве, за исключением случае, когда предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся государстве через расположенное в нем постоянное представительство;
- В случае отсутствия постоянного представительства, осуществляющего деятельность по оказанию услуг, прибыль предприятия-нерезидента, по общему правилу, облагается налогом только в государстве нахождения на основании внутреннего законодательства юрисдикции;
- Положения Ст. 7 применяются ко всем видам доходов, получаемых в результате осуществления деятельности, на которые не распространяется действие других статей соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных с Саудовской Аравией, которые обычно включают комиссию за оказание услуг, не включенную в другие статьи и не свидетельствующую о существовании постоянного представительства;
- В случае отсутствия постоянного представительства доход, получаемый нерезидентом в отношении деятельности, осуществляемой в интересах резидента Саудовской Аравии, не подлежал бы налогообложению в рамках налога на доход в Саудовской Аравии, но при этом в определенных случаях он может подлежать налогу у источника, который взимался бы с суммы гросс, а не с чистой прибыли (как в случае с налогом на доход); и
- Ограниченное количество соглашений об избежании двойного налогообложения предусматривают регулирование оказания технических услуг согласно положениям Ст. 12 (роялти), включая соглашения с Вьетнамом, Габоном, Грузией, Египтом, Малайзией, Марокко и Эфиопией, в соответствии с которыми доход, полученный в результате оказания технических услуг, подлежит налогообложению в рамках налога у источника согласно Статье о роялти на сумму гросс, выплаченную предприятию-нерезиденту (обычно по более низкой ставке по сравнению с действующей внутренней ставкой).