Шестое издание материалов ОЭСР по статистике корпоративного налогообложения

Маргарита Прозорова
Руководитель отдела юридического перевода
АО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Флаги ряда стран ОЭСР (Бразилия, Индонезия, Индия, ЮАР, КНР) на фоне логотипа ОЭСР

Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала статистику за 2024 год, в которой, в том числе отражена информация о стабилизации ставок корпоративного налога на глобальном уровне.

В отчете приведены обновленные данные по более, чем 160 странам и юрисдикциям по всему миру, в том числе закрепленные на законодательном уровне действующие налоговые ставки, подлежащие уплате налоги и заключенные налоговые соглашения, поступления от корпоративного налога, а также подробная информация о международной деятельности транснациональных корпораций и обобщенные данные по пострановой отчетности, которыми обмениваются компании и налоговые органы.

Обновленная База данных включает анонимную и агрегированную статистику по страновой отчетности на основе данных за 2021 год. Она охватывает 52 юрисдикции с головными офиса корпораций и до 217 аффилированных юрисдикций за период с 2016 по 2021 гг. Кроме того, База данных включает новый набор данных о налоговых льготах на основе дохода для проведения научно-исследовательской и инновационной деятельности, а также обновленную информацию о контролируемых иностранных компаниях и ограничении процентов. База данных также содержит сведения о 61 режиме интеллектуальной собственности в 46 юрисдикциях и отражает статистику налоговых ставок для 144 юрисдикций.

Предыстория

В октябре 2015 года ОЭСР опубликовала окончательные Отчеты по всем 15 направлениям действий в рамках своего проекта по предотвращению размывания налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (англ. – Base Erosion and Profit Shifting (BEPS)). Отчет BEPS Action 11 по контролю и мониторингу BEPS был посвящен оценке масштаба деятельности в рамках инициативы BEPS, выявлению индикаторов BEPS и предоставлению рекомендаций по улучшению контроля BEPS.

В январе 2019 года ОЭСР выпустила первое издание Базы данных по корпоративной налоговой статистике, в которой содержались статистические данные и анализ, охватывающие около 100 стран, по четырем основным категориям данных: доходы от корпоративного налога; установленные законом ставки корпоративного подоходного налога; действующие ставки корпоративного налога; и налоговые льготы, связанные с инновациями. В июле 2020 года было выпущено второе издание Базы данных, включая первый выпуск анонимизированных и агрегированных данных, собранных через пострановую отчетность за 2016 год. Третье, четвертое и пятое издания Базы данных были опубликованы в июле 2021 года, ноябре 2022 года и ноябре 2023 года, соответственно.

Статистика по корпоративному налогу: шестое издание

В шестое издание Отчета и Базы данных по статистике корпоративного налогообложения включены новые элементы данных и статистика из различных существующих информационных массивов, имеющихся в ОЭСР, в целях обеспечения анализа корпоративного налогообложения, в целом, и активности в рамках BEPS, в частности. В соответствующем пресс-релизе ОЭСР указывается, что средние ставки налога на прибыль предприятий оставались стабильными на уровне 21,1% за последние три года. Данная тенденция пришла на смену двадцатилетнему периоду, когда средние ставки налога снизились с 28% в 2000 году до 21,1% в 2021 году.

Потенциальное внедрение нового глобального минимального налога, согласованного более чем 140 участниками Инклюзивной программы по предотвращению размывания налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения, могло способствовать подобной стабилизации. Более 35 юрисдикций в настоящее время внедряют или планируют внедрить минимальную эффективную ставку корпоративного налога в размере 15%, который будет подлежать уплате уже с 2024 года, что снижает конкурентное давление на установленные законом ставки налога на прибыль предприятий.

Новые данные по странам о вариации действующих налоговых ставок для транснациональных корпораций в пределах юрисдикций подчеркивают наличие низкооблагаемой прибыли в юрисдикциях с высокими налогами, что может отражать использование налоговых стимулов и других целевых льгот. Такая низкооблагаемая прибыль позволяет говорить о потенциале получения доходов в результате уплаты глобального минимального налога, даже в юрисдикциях, которые часто считаются высоконалоговыми.

В шестое издание Базы данных по статистике корпоративного налогообложения вошли следующие категории данных:

  • поступления от уплаты корпоративного налога;
  • установленные законом ставки налога на прибыль предприятий;
  • действующие ставки корпоративного налога на доход;
  • налоговые льготы для НИОКР;
  • реализация концепции пострановой отчетности в рамках Действия 13 BEPS;
  • правила по контролируемым иностранным компаниям;
  • правила по ограничению процентов;
  • режимы интеллектуальной собственности;
  • стандартные налоговые ставки и двусторонние налоговые соглашения; и
  • анонимизированная и агрегированная статистика по пострановой отчетности.

Поступления от уплаты корпоративного налога

База данных включает информацию по 123 юрисдикциям за 1965–2021 годы (для стран-членов ОЭСР) и 1990–2021 годы (для юрисдикций, не входящих в состав Организации). В 2021 году доля корпоративных налоговых поступлений от общих налоговых поступлений составила, в среднем, 16%, а доля данных доходов в процентах от ВВП – в среднем, 3,2%.

Согласно Отчету размер корпоративных налоговых поступлений по отношению к общим налоговым поступлениям и по отношению к ВВП варьируется, в зависимости от группы юрисдикций. В среднем, на долю корпоративного подоходного налога приходится более высокая доля общих налогов в Африке (18,7%), Азиатско-Тихоокеанском регионе (18,2%) и Латинской Америке и Карибском бассейне (15,4%), чем в странах-членах ОЭСР (10,2%). В 17 юрисдикциях поступления от уплаты корпоративного налога составили более четверти общих налоговых поступлений в 2021 году.

Установленные законом ставки налога на прибыль предприятий

База данных охватывает 143 юрисдикции-члена Инклюзивной программы за период с 2000 по 2024 гг. Как было указано выше, Отчетом предусмотрено, что установленные законом ставки корпоративного налога на доход оставались стабильными в период с 2021 по 2024 гг., при этом последние два десятилетия ставки снижались, и имеющиеся ставки не достигают исторических средних показателей. Средняя совокупная установленная законом ставка корпоративного налога для данных юрисдикций составила 21,1% в 2024 году по сравнению с 28% в 2000 году.

В 25 из 143 охваченных юрисдикций ставка корпоративного налога была равна или превышала 30% в 2024 году, в трех – ставка корпоративного налога составляла менее 10%, а в 11 отсутствовал режим корпоративного налогообложения или ставка корпоративного налога была равна нулю. Более того, количество юрисдикций со ставками ниже 10% оставалось стабильным в период с 2000 по 2024 гг.: 16 в 2000 году и 14 в 2024 году.

Действующие ставки корпоративного налога на доход

База данных охватывает 90 юрисдикций за 2017 – 2023 гг. Она содержит четыре прогнозных показателя по ставкам налога на прибыль предприятий, рассчитанных на основании информации о конкретных налоговых правилах с акцентом на влияние правил налоговой амортизации и связанных с ними положений по состоянию на 1 июля за 2017 – 2023 гг.: действующая средняя ставка налога; действующая предельная ставка налога; стоимость капитала; и чистая текущая стоимость налоговых скидок в качестве доли первоначальных инвестиций. Данные показатели не содержат информации о фактических налоговых платежах компаний.

В Отчете отмечается, что средний показатель действующей средней ставки налога по юрисдикциям (20,2%) на 1,0 процентного пункта ниже средней установленной законом ставки налога (21,5%). Медианное значение средней ставки налога на 2,8 процентных пункта ниже (22,2%), чем медианное значение закрепленной на законодательном уровне ставки (25,0%). Для более половины охваченных юрисдикций характерна действующая средняя ставка корпоративного налога на уровне 15% – 28%.

Налоговые льготы для НИОКР

В Отчете указано, что налоговые льготы для НИОКР все чаще используются для стимулирования научно-исследовательской деятельности: в 2023 году 33 из 38 стран-членов ОЭСР предоставили налоговые льготы в отношении расходов на НИОКР по сравнению с 19 в 2000 году. При этом большинство юрисдикций сочетают прямую поддержку и налоговые льготы в отношении предприятий, осуществляющую научно-исследовательскую деятельность. И в целом, можно говорить о значимости льгот, которые носят масштабный характер.

План BEPS и данные по страновой отчетности

Индикаторы, основанные статистике по страновой отчетности за 2021 год, также опубликованной в рамках рассматриваемого статистического материала, указывают на снижение активности по вопросу предотвращения размывания налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения за последние годы. Примечательно, что высокоуровневые индикаторы потенциальной активности в рамках BEPS упали в инвестиционных центрах по сравнению с их значениями четырьмя годами ранее. Данные индикаторы включают в себя медианный доход на одного сотрудника (который снизился на 13,1% по сравнению с соответствующим показателем 2017 года), медианную прибыль на одного сотрудника (которая снизилась на 16,1%) и медианный доход связанных сторон в качестве доли от совокупного дохода (который снизился на 11,5%). При этом эксперты связывают сложившуюся ситуацию, в том числе с последствиями распространения пандемии коронавируса COVID-19.

В Отчете отмечается, что агрегированные данные по страновой отчетности имеют ограничения, которые необходимо учитывать при их использовании для проведения экономического или статистического анализа. Согласно Отчету некоторые ограничения были устранены на основании пересмотренного руководства по реализации концепции пострановой отчетности. К примеру, руководство было обновлено в ноябре 2019 года в части двойного учета дивидендов, и была закреплена норма относительно исключения дивидендов внутри компании из показателя прибыли. Однако ожидается, что данное нововведение приведет к улучшению качества данных через несколько лет. Другие вопросы (к примеру, регулирование правоотношений с участием лиц без гражданства) являются предметом постоянного обсуждения, в том числе посредством постоянного пересмотра Правил по страновой отчетности в рамках Действии 13 BEPS, что может привести к сбору более подробной информации через отчеты CbC в будущем. В Отчете указывается, что ОЭСР совместно с юрисдикциями-членами Инклюзивной программы и другими заинтересованными сторонами продолжает вести работу над улучшением качества и согласованности данных в разных юрисдикциях.

Правила по контролируемым иностранным компаниям и правила по ограничению процентов

В части Действия 3 в рамках Плана BEPS использование Правил по контролируемым иностранным компаниям получило широкое распространение в 53 юрисдикциях в 2024 году, при этом отмечается небольшой рост в данном направлении – в 2019 году таких юрисдикций насчитывалось 49.

В части Действия 4 в рамках Плана BEPS объем использования правил по ограничению процентов увеличился более существенно (речь идет о 100 юрисдикциях в 2024 году; в 2019 году данные Правила использовались 67 странами).

Режимы интеллектуальной собственности

База данных содержит информацию о режимах, узко ориентированных на доходы от результатов интеллектуальной деятельности, а также о режимах, предусматривающих сниженные ставки для доходов от интеллектуальной собственности и других видов доходов. Из 61 режима интеллектуальной собственности, включенного в базу данных для 46 юрисдикций Инклюзивной программы в 2024 году, 43 режима были признаны добросовестными, один из них был признан потенциально недобросовестным, но не фактически недобросовестным, и еще один был признан недобросовестным. Шесть режимов находились в процессе изменения или упразднения, поскольку они не соответствовали минимальному стандарту BEPS Action 5. Десять режимов были признаны отмененными в 2024 году.

В Базе данных режимы интеллектуальной собственности разделены на три основные категории, в зависимости от квалифицируемых активов: режимы, охватывающие патенты, режимы, охватывающие программное обеспечение, и режимы, ограничивающиеся малыми и средними предприятиями. Из 43 добросовестных режимов интеллектуальной собственности все 43 предлагают льготы по патентам, 32 предлагают льготы по защищенному авторским правом программному обеспечению и 19 предлагают льготы, доступные только малым и средним предприятиям в отношении других интеллектуальных активов. Снижение налоговых ставок для 43 добросовестных режимов интеллектуальной собственности варьируется от полного освобождения от обязанности по уплате налога до снижения примерно на 40% стандартной налоговой ставки.

Ставки налога и налоговые соглашения

База данных включает статистику ставок подоходного налога для 144 юрисдикций, включая всех участников Инклюзивной программы. В Отчете указывается, что охват статистики по ставкам подоходного налога значительно расширился. База данных включает ставки налога на дивиденды, проценты и роялти, применимые с 2024 финансового года.

В юрисдикциях с высокими доходами средняя стандартная ставка налога у источника на дивиденды составляет 15,2%, что на 3,0 процентных пункта выше, чем средняя стандартная ставка налога у источника на дивиденды в юрисдикциях с низким и средним уровнем дохода (12,2%) и примерно в три раза превышает средний показатель в юрисдикциях инвестиционных центров (5,2%). Что касается процентных платежей, то средняя стандартная ставка налога у источника в юрисдикциях с высокими доходами составляет 12,8% по сравнению с 14,9% в юрисдикциях с низкими и средними доходами и 5,7% в юрисдикциях с инвестиционными центрами. Выплаты роялти облагаются средней стандартной ставкой налога у источника в размере 15,6% в юрисдикциях с высокими доходами и 16,4% в юрисдикциях с низкими и средними доходами. Данные ставки значительно превышают среднюю стандартную ставку налога у источника в размере 5,7%, применимую к роялти в инвестиционных центрах.

Двусторонние налоговые соглашения могут сыграть решающую роль в поощрении и развитии экономических связей между странами, в том числе посредством ограничений на удерживаемые налоги, которые могут применяться к определенным категориям доходов. Хотя количество налоговых соглашений в 144 юрисдикциях в Базе данных значительно выросло с 1008 в 1990 году до почти 4850 в 2024 году, темпы заключения новых соглашений замедлились в последние годы: в период с 2017 по 2024 гг. было заключено всего 294 дополнительных соглашения.