В рамках Проекта BEPS Организацией экономического сотрудничества и развития была разработана Многосторонняя Конвенция об имплементации мер по соглашениям об избежании двойного налогообложения в целях предотвращения размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (англ. Multilateral Convention to Implement Tax Treaty Related Measures to Prevent Base Erosion and Profit Shifting), которая по состоянию на сегодняшний день была подписана 87 юрисдикциями. Цель разработки данного документа заключается в обеспечении эффективного изменения большого количества действующих двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения в части применения мер, направленных на предотвращение уклонения от налогообложения.
22 марта текущего года швейцарский Парламент утвердил ратификацию Конвенции.
Предлагаем осветить основные моменты, связанные с сущностью и применением документа:
Сущность Конвенции об имплементации мер по соглашениям об избежании двойного налогообложения в рамках Проекта BEPS
В рамках Конвенции предлагаются конкретные решения, основанные на совместном Проекте ОЭСР и стран Большой Двадцатки, по нивелированию правовых пробелов в действующих международных нормах налогового законодательства. Конвенция также обеспечивает реализацию минимальных стандартов по предотвращению злоупотребления положениями заключенных налоговых соглашений и совершенствованию механизма разрешения споров.
Конвенция состоит из семи Частей. Части I и VII содержат соответствующие положения о применении Конвенции, а Части II-VI содержат материально-правовые нормы.
Часть II посвящена нейтрализации последствий использования гибридных структур. Положения Части III регламентируют правоотношения, связанные с «регулируемыми налоговыми соглашениями» (англ. Covered Tax Agreements), злоупотреблением положениями заключенных налоговых соглашений, операциями по переводу дивидендов, получением прироста капитала в результате отчуждения акций или долей в предприятиях; ряд норм посвящен предупреждению злоупотребления правовыми нормами со стороны постоянных представительств, находящихся в третьих государствах. В рамках Части IV урегулирован вопрос избежания статуса постоянного представительства; Часть V содержит положения о совершенствовании механизма разрешения возникающих споров; Часть VI регламентирует арбитражное разбирательство, имеющее обязательную силу.
Позиции юрисдикций по Конвенции
После подписания Конвенции той или иной юрисдикцией договаривающееся государство должно предоставить информацию о соглашениях об избежании двойного налогообложения, на которые должно распространяться действие документа. Если то или иное действующее соглашение было включено в указанный перечень обеими сторонами, оно приобретает статус «регулируемого налогового соглашения». Договаривающиеся государства также должны представить на рассмотрение изменения, подлежащие внесению в регулируемые налоговые соглашения. В рамках Конвенции предусмотрены отдельные нормы, отражающие минимальные стандарты, которые должны быть реализованы в той или иной форме в обязательном порядке или всеми договаривающимися государствами, и положения, которые носят рекомендательный характер. Если обе стороны регулируемого налогового соглашения придерживаются одной и той же позиции по Конвенции, соответствующие положения будут применяться к данному регулируемому налоговому соглашению (за исключением положений, допускающих «ассиметричное применение»).
Имплементация Конвенции по стороны Швейцарии
Швейцария имплементирует минимальные стандарты либо в рамках Конвенции, либо посредством проведения двусторонних переговоров по соглашениям об избежании двойного налогообложения. Отметим, что Швейцарская Конфедерация является стороной 94 двусторонних налоговых соглашений, в 14 из которых должны быть внесены изменения непосредственно на основании Конвенции (речь идет о соглашениях с Австрией, Аргентиной, Индией, Исландией, Италией, Литвой, Лихтенштейном, Люксембургом, Польшей, Португалией, Турцией, Чехией, Чили, Южной Африкой).
Власти Швейцарии приняли решение ограничить применение минимальных стандартов. Подобное ограничение включает изменение преамбулы (в текст соглашений будет включено положение относительно отсутствия намерения у договаривающихся государств предоставлять возможности по обеспечению отсутствия или снижения объема налогообложения за счет избегания уплаты налогов или уклонения от налогообложения, в том числе посредством злоупотребления положениями международных налоговых соглашений).
Швейцарские регуляторы также намерены на практике применять общее правило о «принципе основной цели» (англ. Principal Purpose Test). Согласно данному принципу в льготах и преимуществах по договору отказывается, если будет доказано, что обеспечение выгодных условий является основной целью заключения сделки, за исключением случаев, когда соответствующие преимущества соответствуют цели определенной нормы.
Что касается гибридных структур, Швейцария выбрала Вариант A, согласно которому положения налогового соглашения, в соответствии с которыми, по общему правилу, отсутствовало бы налогообложение дохода или капитала, не применяются, если другое договаривающееся государство не предусматривает налогообложение данного дохода или капитала или ограничивает его.
Использование процедуры достижения взаимной договоренности (MAP) в целях совершенствования механизма разрешения споров становится очередной обязательной поправкой, которая существенным образом скажется на швейцарских налоговых соглашениях.
И наконец, Швейцария согласовала включение в свои налоговые соглашения нормы об обязательном арбитраже.
Последствия применения Конвенции для налогового планирования
При разработке проектов по налоговому планированию специалисты рекомендуют учитывать влияние Конвенции на действующие соглашения об избежании двойного налогообложения. На официальном сайте Организации экономического сотрудничества и развития приводится информация об изменении соглашений на основании Конвенции согласно позициям юрисдикций по документу. В будущем учет соответствующих изменений станет неотъемлемой частью процесса налогового планирования.