Трансграничные споры в рамках Сингапурской Конвенции

Международное право

12 сентября вступила в силу Конвенция ООН о международных мировых соглашениях, достигнутых в результате медиации («Сингапурская конвенция»). В соответствии с документом государства, подписавшие Конвенцию, несут обязанность по признанию и прямому исполнению соглашений о разрешении споров, заключенных на основании процедуры медиации. За счет упразднения необходимости урегулирования организациями в судебном порядке нарушений договоров урегулирования споров в порядке медиации Конвенция может стать эффективным инструментом разрешения трансграничных споров.

Сингапурская конвенция и ее общие положения

Сингапурская конвенция представляет собой многосторонне соглашение, в котором закрепляется требование к Договаривающимся государствам относительно обеспечения признания и привидения в исполнение национальными судами международных (т.е. трансграничных) соглашений об урегулировании споров, заключенных в рамках использования процедуры медиации. Документ по своей сути, во многом схож со ставшей популярной Нью-Йоркской Конвенцией (Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений), которая была признана практически повсеместно. Возможность подписания Сингапурской конвенции предоставлялась с 7 августа 2019 года. Церемония ее подписания состоялась в ту же дату в Сингапуре, чем географически обусловлено ее название. Напомним, что во время проведения церемонии подписания Конвенции документ был подписан 46 странами, включая Китай, Индию и США.

Согласно Сингапурской Конвенции Договаривающиеся государства согласуют то обстоятельство, что, если сторона соглашения о разрешении спора в порядке медиации, намеренная обеспечить его привидение в исполнение в юрисдикции Договаривающегося государства, представит копию соответствующего соглашения и приведет доказательства того факта, что оно было достигнуто в рамках процедуры медиации, каждое Договаривающееся государство должно признать и привести в исполнение соглашение в соответствии с действующими национальными положениями (зависящими от ратификации, принятия или утверждения Сингапурской Конвенции). Помимо прочего, к признанию и привидению в исполнение указанных соглашений применяется требование, предусматривающее, что в момент заключения соглашение о разрешении спора в результате медиации должно являться международным, что означает, что:

  • коммерческие предприятия, по меньшей мере, двух сторон соглашения находятся в разных государствах; или
  • государство, в котором находятся коммерческие предприятия сторон соглашения, отличается от государства, в котором исполняется существенная часть обязательств по соглашению, и от государства, которое находится в наиболее тесной связи с предметом соглашения.

Согласно Конвенции Договаривающиеся государства вправе отказать в исполнении соглашений только при наличии определенных оснований, перечень которых является закрытым. Так в соответствии с Конвенцией стороны трансграничных коммерческих операций, урегулировавшие спор в порядке медиации, могут привести в исполнение свои соглашения напрямую. Ранее до принятия рассматриваемого документа, если не настроенный на взаимодействие контрагент соглашения о разрешении спора в порядке медиации отказывался от соблюдения условий достигнутого соглашения, сторона, желающая обеспечить приведение соглашения в исполнение, в большинстве случаев обратилась бы в суд для получения соответствующего судебного решения и последующего привидения данного решения в исполнение. В рамках Сингапурской конвенции была упразднена необходимость урегулирования в судебном порядке случаев нарушения договора; обязательства, закрепленные в международных соглашениях о разрешении споров, подлежат прямому исполнению в Договаривающихся государствах на основании достижения соответствующей договоренности в результате медиации.

Вступление в силу

В тексте документа закреплено, что Конвенция вступает в силу через шесть месяцев после сдачи на хранение третьей ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении в штаб квартиру ООН в Нью-Йорке. Таким образом, Сингапурская конвенция вступила в силу 12 сентября текущего года, поскольку соответствующие документы были сданы на ранение 12 марта. По состоянию на 6 октября 2020 года шесть Договаривающихся государств (Беларусь, Катар, Саудовская Аравия, Сингапур, Фиджи и Эквадор) ратифицировали, утвердили или присоединились к Конвенции.

«Успех» Сингапурской конвенции зависит от ее ратификации, принятия, утверждения или присоединения к документу, в зависимости от географических признаков. Несмотря на тот факт, что Конвенция пока была ратифицирована / утверждена только шестью странами, она была подписана 53 Договаривающимися государствами, включая, как было указано выше, Китай, Индию и США. При этом стоит отметить, что ни Евросоюз, ни Великобритания Конвенцию не подписали.

Многие Договаривающиеся государства должны будут привести свое национальное законодательство в соответствие с положениями Сингапурской конвенции. Так власти Сингапура уже начали принимать меры по имплементации Конвенции на национальном уровне (речь идет об обеспечении привидении в соответствие Конвенции положений Закона о медиации — англ. Mediation Act).

Позиция Китая, США и ЕС по Сингапурской конвенции

Напомним, что Конвенция была подписана (но не ратифицирована) в том числе Китаем, Индией и США; ЕС и Великобритания документ не подписывали.

В США ряд отраслевых объединений связывались с Государственным секретарем и призывали ратифицировать Конвенцию. Соответствующая позиция заключалась в том, что исполнение решений о разрешении споров позволило бы снизить риски при вступлении в коммерческие отношения с иностранными организациями и повысить стандарты справедливых торговых отношений на мировом уровне. Однако ответа от властей на данное обращение не последовало, и в целом заявления по позиции государства по Сингапурской конвенции отсутствуют. В июле текущего года вопрос о «финализации» Конвенции был включен в повестку дня Экспертного комитета Госдепа по международному частному праву, но обсуждение данного вопроса пока не состоялось.

Китай официально также не комментировал вопрос ратификации Сингапурской Конвенции.

ЕС не входит в число юрисдикций, подписавших Сингапурскую конвенцию, и изначально в ходе проведения заседаний Рабочей группы по Конвенции было понятно, что у его представителей имеются сомнения насчет данного проекта. Евросоюз вел соответствующие переговоры от имени своих Государств-членов и дал четко понять, что Сингапурская конвенция не должна дублировать другие нормативные акты, регламентирующие аналогичные правоотношения, в том числе Директиву ЕС о медиации от 21 мая 2008 года, Гаагскую конвенцию о соглашениях о выборе суда от 30 июня 2005 года, Гаагскую конвенцию о привидении в исполнение иностранных судебных решений и Нью-Йоркскую конвенцию. Тем не менее, по мнению экспертов, ЕС все еще рассматривает возможность подписания Конвенции с учетом заявленных требований, и при этом остается открытым вопрос о возможности подписания и ратификации документа со стороны Государств-членов ЕС в том случае, если Евросоюз все-таки примет окончательное решение Конвенцию не подписывать. На сегодняшний день ни Европейский Парламент, ни Совет ЕС, ни представители Государств-членов ЕС свою позицию по данному вопросу не высказывали.

***

Сингапурская конвенция может стать эффективным инструментом разрешения трансграничных споров. Если соглашения, достигнутые в результате медиации, позволят урегулировать соответствующий спор, на основании Конвенции стороны смогут приводить в исполнение условия соглашения напрямую, и при этом повысится вероятность получения сторонами обсуждаемой выгоды от компромиссной сделки.