Трансграничный НДС в Европе

Европейские флаги

В рамках данного информационного материала предлагаем осветить поставку товаров в рамках Евросоюза, процедуру «обратного налогообложения» (англ. — reverse charge) и функционирование системы VIES.

Толкование термина «поставка внутри Сообщества» (англ. — intra-Community supply)

Для понимания концепции взимания и уплаты НДС в случае поставки товаров внутри ЕС, в первую очередь, необходимо ориентироваться в соответствующей терминологии.

«Поставка товаров внутри Сообщества» относится к приобретению права собственности или прочих прав пользования в обмен на товары, отправляемые на территорию одного Государства-члена ЕС или перевозимые через его территорию из другого Государства-члена ЕС.

Транспортировка в связи с приобретением товаров внутри Сообщества может осуществляться поставщиком или покупателем (при этом они являются налогооблагаемыми лицами с точки зрения взимания НДС) или третьим лицом, действующим от их имени.

Приобретением товаров внутри Сообщества является сделка по купле-продаже, которая не облагается налогом в государстве поставщика, но с нее уплачивается НДС в государстве, в которое поставляются товары.

А сделки, не отвечающие требованиям взимания НДС (требованиям к объекту, субъекту налогообложения и территориальным требованиям), не считаются приобретением товаров внутри Сообщества.

Поэтому термин «приобретение товаров внутри Сообщества» не включает:

  • передачу товаров в дар на безвозмездной основе;
  • передачу товаров со стороны лица, являющегося частным потребителем;
  • случаи, когда предметом сделки являются товары, которые остаются в том же Государстве-члене ЕС, в котором они приобретаются.

В вышеприведенных случаях приобретение товаров из других Государств-членов ЕС подлежит налогообложению в Государстве-члене передающей стороны в соответствии с правовыми нормами, регулирующими внутренние сделки.

Новеллы 2020 года

Директива Совета (EU) 2018/1910 от 4 декабря 2018 года о внесении изменений и дополнений в Директиву 2006/112/EC в части гармонизации и упрощения определенных норм в рамках системы налога на добавленную стоимость в целях налогообложения торговых операций между Государствами-членами ЕС (англ. — Council Directive (EU) 2018/1910 of 4 December 2018 amending Directive 2006/112/EC as regards the harmonisation and simplification of certain rules in the value added tax system for the taxation of trade between Member States), содержащая новые нормы об уплате НДС в случае поставки товаров внутри Сообщества, окончательно вступила в силу 1 января 2020 года (т.е. в указанную дату завершился период включения положений европейского акта во внутреннее законодательство стран, входящих в состав Евросоюза). Директивой дополняются положения Имплементационного Регламента Совета (EU) 2018/1912 от 4 декабря 2018 года о внесении изменений и дополнений в Имплементационный Регламент (EU) No 282/2011 в части регулирования определенных случаев освобождения от уплаты НДС при заключении сделок внутри Сообщества (англ. — Council Implementing Regulation (EU) 2018/1912 of 4 December 2018 amending Implementing Regulation (EU) No 282/2011 as regards certain exemptions for intra-Community transactions), но данный нормативный правовой акт еще не был включен в законодательство всех Государств-членов ЕС, поэтому правовое регулирование поставок внутри Сообщества является не до конца определенным.

В рамках Директивы были введены новые нормы, наиболее значимая из которых заключается в обеспечении освобождения от уплаты НДС в случае заключения сделок внутри Сообщества, при совершении которых соблюдаются следующие условия:

  • получатель товара, зарегистрированный в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, подтвердил свою личность в целях уплаты НДС в Государстве-члене ЕС, не являющемся государством, из которого вывозятся товары, и сообщил свой регистрационный номер плательщика НДС отправителю;
  • отправитель исполняет обязанность по указанию информации о перевозке в рамках системы статистического учета внешнеторговых операций Евросоюза INTRASTAT; однако неисполнение данной обязанности не приводит к утрате права на получение освобождения от уплаты НДС, если компетентному органу будут представлены достаточные основания для неисполнения указанной обязанности, что, в свою очередь, подтверждает добросовестность отправителя.

Обратное налогообложение и система VIES по обмену налоговой информацией с Государствами-членами ЕС

При освещении вопроса уплаты НДС в случае поставки товаров внутри Сообщества невозможно обойти процедуру так называемого «обратного налогообложения».

Посредством данного механизма поставщик товаров или провайдер услуг не должны взимать НДС по счету. Данный подход не соответствует общей норме по НДС, согласно которой лицо, осуществляющее поставку товаров или оказывающее услуги, должно взимать НДС с получателя товара или услуги.

В рамках рассматриваемой процедуры отправитель продолжает нести обязанность по уплате НДС в пользу национального налогового регулятора, а получатель или потребитель должен зарегистрироваться в качестве плательщика НДС как в реестре выставляемых счетов, так и в реестре приобретаемых товаров / получаемых услуг.

Механизм обратного налогообложения используется только в случаях, когда сделка прописана в отдельных нормах законодательства конкретного Государства-члена ЕС.

В свою очередь, система VIES представляет собой электронный инструмент удостоверения номеров плательщиков НДС, присвоенных экономическим операторам, зарегистрированных в ЕС в целях заключения трансграничных сделок, предметом которых являются товары и услуги.

Данная система обмена информацией активно используется при совершении онлайн покупок, поскольку она позволяет поставщику определять, кто является лицом, несущим обязанность по уплате НДС, то есть поставщик может достоверно знать, подлежит ли НДС уплате им самим или потребителем.

Подтверждение факта осуществления поставки товаров внутри Сообщества

В связи с включением в текст Имплементационного Регламента (EU) No 282/2011 Статьи 45-b налоговые регуляторы отдельных Государств-членов ЕС разъясняют положения о документальном подтверждении приобретения товаров внутри Сообщества и их транспортировке в другое Государство-член ЕС.

В Регламенте (EU) No 282/2011 закреплена «относительная» презумпция транспортировки товаров внутри Сообщества, которая позволяет различным экономическим операторам использовать различные средства доказывания, допускаемые в национальной правоприменительной практике.

Юрисдикция