В Молдове урегулированы особенности действия нового режима регулирования трансфертного ценообразования

Маргарита Прозорова
Руководитель отдела юридического перевода
АО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Президентский дворец. Кишинёв, Республика Молдова

9 февраля текущего года в Официальном вестнике Молдовы был опубликован Приказ № 9 от 26 января 2024 года, содержащий положения о новых нормах, регулирующих правоотношения в сфере трансфертного ценообразования. В частности, в Приказе закреплены:

  • правила проведения анализа сопоставимости в точки зрения правовых, экономических и финансовых условий сделки, с учетом следующих аспектов:
    — особенности предмета сделки;
    — функциональный анализ;
    — положения договора и условия сделки;
    — экономические обстоятельства заключения сделки;
    — стратегии хозяйственной деятельности и прочие фактические обстоятельства сторон сделки;
  • правила общего применения методов трансфертного ценообразования, включая пять стандартных методов, разработанных ОЭСР, и любые другие методы, признаваемые в рамках Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию;
  • правила определения диапазона сопоставимых цен, в том числе в рамках того обстоятельства, что сделки между связанными лицами считаются заключенными согласно принципу «на расстоянии вытянутой руки», если показатели экономической и финансовой рентабельности или маржа / результат / цена сделки попадают в пределы нижнего и верхнего квартиля сопоставимого ценового диапазона;
  • правила, связанные с добровольными корректировками трансфертного ценообразования, включая следующие юридические аспекты, предусматривающие, что:
    — связанные лица вправе осуществлять корректировки на добровольной основе, при условии, что в результате их осуществления не уменьшается сумма задекларированного подоходного налога;
    — цены контролируемых сделок, которые не соответствуют принципу «на расстоянии вытянутой руки», могут быть скорректированы с минимальной в максимальную стоимость сопоставимого ценового диапазона; и
    — корректировки не допускаются, если в отношении одной из сторон контролируемой сделки будет инициирована налоговая проверка;
  • правила, регулирующие проверку соблюдения принципа «на расстоянии вытянутой руки» в форме предварительного анализа или налоговой проверки со стороны Государственной налоговой службы, включая положение относительно того, что проверка не проводится в отношении налогоплательщиков, если совокупный объем сделок со связанными лицами в течение налогового периода не превышает 1 млн молдавских леев, без учета НДС;
  • правила предоставления информации и документации по запросу Государственной налоговой службы для налогоплательщиков, которые не обязаны предоставлять национальную документацию о трансфертном ценообразовании (англ. – local file), включая:
    — информацию о налогоплательщике:
    ▫ организационная, правая и операционная структура налогоплательщика;
    ▫ список аффилированных лиц, включая филиалы / постоянные представительства, и их идентификационные данные, а также сведения о географии места нахождения аффилированных лиц; и
    ▫ информация о прямой и непрямой связи соответствующего налогоплательщика в сделках;
  • — информацию об основных конкурентах; — информацию об осуществленных и полученных платежках в рамках контролируемых сделок; — соглашения / договоры, заключенные в связи с контролируемыми сделками; — документы и информацию на основании отчетности налогоплательщика; и — прочую информацию и документацию, лежащую в основе заключения контролируемых сделок;
  • правила по информации и документации, которая должна быть включена в национальную документацию о трансфертном ценообразовании, включая:
    — информацию о налогоплательщике:
    ▫ организационная, правая и операционная структура налогоплательщика, несущего обязанность по подготовке национальной документации о трансфертном ценообразовании;
    ▫ список аффилированных лиц, включая филиалы / постоянные представительства, и их идентификационные данные, а также сведения о географии места нахождения аффилированных лиц; и
    ▫ информация о прямой и непрямой связи соответствующего налогоплательщика в сделках в течение срока, в отношении которого составляется документация о трансфертном ценообразовании, с указанием возможных изменений;
    ▫ общее описание деятельности и стратегии хозяйственной деятельности налогоплательщика, включая сведения об изменении бизнес-стратегии в течение срока, в отношении которого составляется документация о трансфертном ценообразовании, а также информация о научно-исследовательской деятельности налогоплательщика;
    — информацию об основных конкурентах;
    — описание сделок, заключенных с каждым аффилированным лицом, включая:
    ▫ описание предмета сделки, в том числе его физических характеристик, качества, страны происхождения и производителя, товарного знака и т.д.;
    ▫ описание сделок, связанных с возможной реструктуризацией бизнеса, в течение срока, в отношении которого составляется документация о трансфертном ценообразовании;
    ▫ описание сделок, состоящих из услуг внутри группы, включая отражение распределения расходов и индивидуализацию услуг, которые вносят существенный или определяющий вклад в создание добавочной стоимости; и
    ▫ описание сделок, связанных с соглашениями о распределении затрат;
    — информацию об осуществленных и полученных платежках в рамках контролируемых сделок с участием налогоплательщика, несущего обязанность по подготовке национальной документации о трансфертном ценообразовании;
    — копии всех соглашений / договоров, заключенных в связи с контролируемыми сделками налогоплательщиком, несущим обязанность по подготовке национальной документации о трансфертном ценообразовании;
    — описание функционального анализа и детального анализа сопоставимости налогоплательщика, несущего обязанность по подготовке документации о трансфертном ценообразовании, включая основания в случае проведения многолетнего анализа;
    — описание метода трансфертного ценообразования по каждой сделке и аргументация критериев его выбора;
    — вычисление диапазона сопоставимых цен;
    — описание корректировок сопоставимости;
    — описание оснований, согласно которым было принято решение относительно того, что соответствующая цена сделки была установлена согласно принципу «на расстоянии вытянутой руки» при применении выбранного метода трансфертного ценообразования; и
    — копии материалов и документации, лежащих в основе заключения контролируемых сделок;
    — информацию о сроке предоставления документации о трансфертном ценообразовании (6 месяцев с даты окончания соответствующего фискального периода), который применяется в случае с налогоплательщиками, контролируемые сделки которых превышают 50 млн молдавских леев;
  • правила о языке, на котором предоставляется документация о трансфертном ценообразовании.

Приказ № 9 от 26 января 2024 году вступил в силу 9 февраля текущего года, и, по общему правилу, соответствующие нормы о трансфертном ценообразования применяются ретроспективно – с 1 января 2024 года.

Юрисдикция