Китайские инвестиции и европейский рынок

Шэньчжэньская фондовая биржа

Европа привлекает китайских инвесторов по ряду направлений как с точки зрения операционного функционирования или приобретения новых целевых компаний, так и с точки зрения рыночных отношений. Несомненно, для многих стран Европы характерны развитая экономика, политическая стабильность и перспективные бизнес-отрасли, но при этом, по мнению экспертов, необходимо учитывать некоторые юрисдикционные особенности, в том числе правовые нюансы и существующие барьеры для выхода на рынок.

По понятным причинам темпы глобальной инвестиционной активности замедлились со вспышкой Covid-19, поскольку многие предприятия сместили фокус своего внимания на борьбу с последствиями пандемии.

Однако сейчас ситуация меняется к лучшему. По мере того, как страны реализуют программы вакцинации, и жизнь многих людей начинает возвращаться в привычное русло, перспективы для мировой экономики, а, следовательно, и для предпринимателей и инвесторов, становятся все более позитивными.

Так, в Китае основные экономические показатели (потребление и инвестиции) выглядят все более устойчивыми после периода глобальной неопределенности. Учитывая данное обстоятельство, предприятия, несомненно, снова начнут переключать свое внимание на анализ новых возможностей инвестирования, в том числе и за рубеж.

В частности, интересным объектом инвестирования для китайских предпринимателей станет Европа: ЕС является одним из крупнейших торговых партнеров Китая, и в основе долгосрочных двусторонних отношений и совершенствования инвестиционных условий лежит Стратегическая программа сотрудничества между ЕС и Китаем до 2020 года.

В связи с этим предлагаем осветить особенности функционирования ряда ключевых европейских рынков и оценить их привлекательность для китайских инвесторов.

Франция

Франция является популярным объектом прямого иностранного инвестирования и считается одним из трех крупнейших европейских получателей прямых иностранных инвестиций из Китая, наряду с ФРГ и Великобританией.

В 2020 году китайские инвестиции обусловили бóльшую деловую активность во Франции по сравнению с участием всех других азиатских государств. В настоящее время китайские инвестиции во Францию составляют около 8,5 млрд. евро в виде прямых иностранных инвестиций, при этом доли участия принадлежат примерно 900 французским компаниям, в которых работают более 50 000 сотрудников.

На сегодняшний день инвесторы из Китая проявляют наибольшую активность в секторах транспорта, хранения и ИТ-услуг, на втором месте по популярности следуют автомобилестроение и производство оборудования. В последнее время активность также наблюдается в секторе производства электрического и компьютерного оборудования.

Однако инвестирование и осуществление предпринимательской деятельности во Франции сопряжено со своими сложностями. Для юрисдикции характеры обременительные бухгалтерские и налоговые процессы, на территории Франции действуют требования к составлению отчетности по соблюдению установленных нормативных требований на французском языке, а кадровая среда считается ориентированной на сотрудников. Инвесторы должны ориентироваться в вопросах, связанных с соблюдением действующих требований, которые обуславливают второе место юрисдикции по сложности ведения бизнеса в рейтинге Global Business Complexity Index за этот год.

Нидерланды

Нидерланды относительно недавно заинтересовали китайских инвесторов; за последние два десятилетия совокупная стоимость китайских прямых иностранных инвестиций составила около 10,3 млрд. евро. Учитывая историческую репутацию юрисдикции, данные показатели не являются удивительными.

Юрисдикция продолжает оставаться интересной локацией для операционных компаний благодаря относительно удобным условиям создания и регистрации предприятий. К примеру, в прошлом году в Нидерландах начали осуществлять свою деятельность ряд китайских компаний, работающих в сфере автомобильной промышленности.

Несмотря на то обстоятельство, что Нидерланды традиционно считались идеальной средой для осуществления деятельности иностранными предприятиями, в недавнем прошлом профильный регулятор стал вести реестр конечных бенефициаров, который должен учитываться инвесторами. Кроме того, в начале этого года вступили в силу новые минимальные требования к экономическому присутствию, на которые китайским корпорациям также придется обратить внимание. При этом Нидерланды по-прежнему входят в десятку государств с простыми для исполнения требованиями к осуществлению предпринимательской деятельности и занимают 70-е место в рейтинге Global Business Complexity Index за 2021 год.

Люксембург

Люксембург, который наиболее известен своим привлекательным режимом регулирования для фондов и холдинговых структур, для китайского бизнеса традиционно считался точкой выхода на рынки других стран Европы. Однако в последнее время в результате общемировой пандемии коронавируса объемы китайских прямых инвестиций снизились. В связи с замедлением темпов роста глобальных сделок M&A, влияющих на холдинговые структуры, китайские компании в течение последнего года придерживались консервативных взглядов. При этом, по заявлениям банка Goldman Sachs, количество сделок M&A, находящихся на стадии подготовки в Европе, превысило количество проектов на той же стадии после финансового кризиса 2008 года. По ожиданиям специалистов, в результате введения в Нидерландах новых требований к экономическому присутствию Люксембург станет более предпочтительным местом для структурирования сделок M&A.

Люксембург интересен Китаю не только в разрезе холдинговых структур и деятельности по слияниям и поглощениям: на территории данной юрисдикции китайские финансовые учреждения размещали свое долевое участие. Стоит отметить, что Brexit оказал существенное влияние на деятельность в Люксембурге, поскольку китайские финансовые учреждения и платежные компании с хабами в Великобритании утратили право на свободное осуществление транзакций с соседними партнерами из Европейского союза, к числу которых в том числе относится и Люксембург.

Помимо прочего, Люксембург выступает за зеленое инвестирование; китайским финансовым учреждениям удалось на практике познакомиться с отдельными «зелеными» финансовыми продуктами.

Германия

Как было указано выше, наряду с Францией и Великобританией, Германия входит в «большую тройку» европейских государств, которые исторически получает значительную долю китайских инвестиций на европейском рынке. Тенденция сохранилась и в 2020 году, когда Германия стала крупнейшим получателем китайских прямых иностранных инвестиций — она получила более половины всего капитала, инвестированного в Европу.

Автомобильная промышленность Германии, признанная в некоторых кругах неофициальным индикатором состояния экономики, продолжает демонстрировать стабильность и в качестве инвестиционной возможности представляет особый интерес для китайских партнеров. Электронная коммерция также является популярным направлением инвестирования, в рамках которого за последний год были задействованы множество китайских игроков.

Однако в ближайшем будущем данные положительные реалии могут претерпеть изменения. Правительство ФРГ намерено ужесточить правила контроля над прямыми иностранными инвестициями.

Великобритания

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии исторически являлось одним из крупнейших чистых бенефициаров китайских прямых иностранных инвестиций в Европе, но данный статус был поставлен под сомнение из-за недавнего выхода Великобритании из состава Европейского Союза. Данное утверждение подтверждается цифровыми показателями по китайским прямым иностранным инвестициям за 2019 и 2020 годы — объем инвестирования снизился на 77 процентов. Частично это объясняется сложностями в получении лицензии после завершения процедуры Brexit для финансовых учреждений, которые ранее использовали Великобританию в качестве базы для осуществления деятельности в ЕС.

Несмотря на сокращение объемов прямых иностранных инвестиций, китайские инвестиции в Великобританию продолжают являться значительными, поскольку юрисдикция занимает третье место среди крупных получателей китайских инвестиций за 2020 год, в особенности, в форме крупных сделок M&A. При этом принимаются меры по восстановлению привлекательности Великобритании для внешних инвесторов. Правительство Великобритании намерено обеспечить благоприятную среду для зеленых инвестиций в Европе за счет предложения более выгодных условий осуществления профильной деятельности по сравнению с другими европейскими странами.

Ситуация в Великобритании после ее выхода из состава ЕС в ближайшем будущем может также привести к созданию благоприятных условий для китайских инвесторов. После завершения процедуры Brexit Великобритания оказалась в положении, когда ей приходится самостоятельно взаимодействовать с торговыми партнерами для заключения сделок и подписания новых двусторонних соглашений. В то же время китайским компаниям также необходимо пересмотреть свой доступ на рынок ЕС, а также в обратном направлении в Китай через свои британские компании, которые, возможно, потребуется переместить в новую юрисдикцию внутри ЕС, к примеру, в одну из тех, которые освещаются в настоящем информационном материале.

Республика Ирландия

Республика Ирландия уже давно является привлекательной локацией для инвестирования в рамках Европы, предлагая конкурентоспособный налоговый режим, который стимулирует корпорации осуществлять свою предпринимательскую деятельность именно на территории данной юрисдикции. Ирландия признана одной из самых «простых» юрисдикций для ведения бизнеса и занимает 74-е место в рейтинге Global Business Complexity Index за текущий год.

После Выхода Великобритании из состава ЕС Республика Ирландия становится все более популярным местом для размещения базы осуществления финансовой деятельности предпринимателей и инвесторов в ЕС, или для тех предприятий, которым необходима англоязычная юрисдикция внутри блока.

Для китайских инвесторов особый интерес представляют авиационное финансирование и лизинг воздушных транспортных средств. Популярным инвестиционным направлением в Ирландии также являются рынки капитала.

Стоит отметить, что в качестве Государства-члена ЕС, Ирландия присоединилась к ряду инициатив по соблюдению нормативных требований в соответствии с директивами Европейского Союза. Иностранным инвесторам рекомендуется, в частности, проанализировать нормы, касающиеся размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения, а также законодательство о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

Выход на новые рынки

Китайским инвесторам, которые намерены воспользоваться инвестиционными возможностями на европейском континенте, следует помнить о необходимости урегулирования национальных юридических сложностей при открытии бизнеса, преодоления языкового барьера для выполнения требований к отчетности и учета национальных культурных и регулятивных нюансов.

Инвесторам, которые определились с новой страной для инвестирования, рекомендуется привлекать профильных экспертов, что обеспечит эффективность осуществления трансграничных инвестиций.

Получение поддержки со стороны поставщика необходимых услуг, который присутствует в целевой стране, является оптимальным решением, которое позволит избежать нарушения незнакомых местных комплаенс требований. Передача определенных функций на аутсорсинг или применение единого подхода в нескольких юрисдикциях с привлечением международной компании-поставщика услуг позволит урегулировать сложности, связанные с местными правилами и требованиями, устранить языковой барьер и сориентироваться в культурных различиях.

Тематика