Иностранные компании, пользующиеся мощностями китайских компаний при производстве собственных товаров, зачастую вовлекаются в процесс совместной разработки продукции. В одном случае роль китайского производителя ограничена лишь наращиванием объема уже готового для этого продукта. В другом случае компания имеет лишь концепцию будущего товара, и задача китайского контрагента заключается в том, чтобы довести такую идею до состояния коммерчески востребованного продукта. Зачастую обе стороны вкладывают собственные результаты интеллектуальной деятельности, а продукт является «купажом» их взаимодействия.
Стадия разработки нового продукта несет в себе значительные риски, в большей степени, для иностранной компании в Китае. Однако нередки случаи, когда такой бизнес не принимает их всерьез. Многие ограничиваются различными соглашениями о неразглашении и об отсутствии конкуренции на стадии подбора китайского контрагента, а также соглашением, которое регулирует обязательства сторон уже на стадии производства, пропуская закрепление правоотношений сторон на стадии разработки самого продукта.
Нередки случаи, когда такая ошибка становится фатальной для иностранной компании, пришедшей в китайскую юрисдикцию.
Первая проблема заключается в том, что обычно китайский производитель не требует какого-либо вознаграждения от иностранной компании за работы по разработке продукта. В таком случае, производитель зачастую будет настаивать на том, что все права на интеллектуальную деятельность принадлежат только ему, после чего вполне может предложить такой компании производить продукт на своих условиях относительно цены, количества, качества и порядка поставки. Больше всего риску подвержены начинающие стартапы, которые пробуют себя в сегменте Интернета вещей. Независимо от того, насколько возмутительны ценообразование или другие требования со стороны китайского производителя, иностранная компания мало что может сделать на финальном этапе разработки продукта, не продумав заранее, кто получит исключительные права на результаты труда.
Вторая проблема заключается в том, что иностранные компании, начинающие свой бизнес в Китае, зачастую не учитывают особенности процесса разработки нового продукта, ошибочно предполагая, что любой китайский производитель может осуществить ее в кратчайшие сроки и с малыми допустимыми отклонениями, которые требуются для современного бизнеса. Однако такая небрежность почти всегда приводит к следующим результатам:
- продут никогда не доходит до стадии завершения либо имеет дефекты и неисправности;
- в связи с затянувшимся сроком разработки продукт теряет рыночную актуальность;
- конечная цена продукта существенно превышает запланированное значение.
Пожалуй, единственным способом снизить вышеуказанные риски является своевременная и тщательная подготовка текста соглашения о разработке нового продукта между компанией и китайским производителем, с учетом особенностей правовой системы КНР. Такое соглашение должно покрывать промежуток между стадией подбора контрагента внутри юрисдикции и стадией фактического запуска в производство разработанного продукта.
Такое соглашение должно включать, как минимум, следующие положения:
- Подробное описание продукта, который предстоит разработать.
- Технологии, которые вкладывают в разработку компания и ее китайский контрагент.
- Кто будет готовить техническое задание по продукту и в какой форме.
- Кому будут принадлежать исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и в каком объеме.
Отсутствие однозначного распределения исключительных прав между сторонами может привести к печальным последствиям. Результат разработки отойдет производителю, который подтвердит имущественные права в судебном порядке, так как он также вкладывал в разработку технологии и нес издержки. - Порядок оплаты расходов на разработку нового продукта.
- Кто будет оплачивать модели и оборудование.
- Данный момент важен при намерении компании найти другого китайского производителя после завершения этапа разработки нового продукта. В такой ситуации китайская компания, участвовавшая в разработке, может поступить следующим образом:
- отказаться передать модели, оборудование, CAD-чертежи и прочие вещи, необходимые для производства продукта;
- потребовать от компании уплатить существенную сумму вознаграждения за передачу моделей, оборудования, CAD-чертежей и прочих вещей, связанных с продуктом;
- оспорить исключительные права на результат разработки и пригрозить судом компании в китайской юрисдикции, если производством продукта будет заниматься кто-либо еще.
- Этапы и сроки работ.
Если подрядчик согласился осуществить разработку нового продукта, то это автоматически не означает, что он сделает это вовремя. Соглашение на разработку должно предусматривать вознаграждение за выполнения определенного этапа работ и штрафные санкции за просрочку такого выполнения. Приведем пример типичной конструкции:- Китайский производитель ведет разработку нового продукта за свой счет, но иностранная компания оплачивает все материальные затраты на разработку моделей, оборудования, CAD-чертежей и прочих схожих по смыслу вещей.
- Установлены этапы разработки.
- Имеется подробное техническое задание.
- Стороны согласовывают целевую стоимость и количество продукта на стадии его разработки.
- Если китайский контрагент соблюдает сроки по этапам и условия технических заданий, а также дает согласие продавать продукт по целевой стоимости и в установленном количестве, то иностранная компания обязана подписать с ним соглашение о производстве продукта.
* * *
Подводя итог вышесказанному, следует еще раз отметить, что зачастую китайский производитель предпочитает нести все расходы по разработке продукта лишь для того, чтобы получить все права на ее результат. Компаниям, принявшим решение о производстве на территории КНР, следует это понимать и учитывать сопутствующие риски.