Бушующая пандемия оказывает беспрецедентное влияние на предпринимательство по всему миру, в том числе вирус затронул и Турцию, фактически парализовав промышленную отрасль и почти все объемы коммерческой деятельности, за небольшим исключением ряда отдельных сфер экономики. Предлагаем осветить связанные с COVID-19 ключевые вопросы и правовые последствия для арендных платежей и занятости с учетом новых правовых актов и механизмов, введенных в этот период.
Когда в начале марта 2020 года стало понятно, что пандемия достигла Турции и что ее невозможно будет сдержать без принятия жестких мер, Правительством был введен режим самоизоляции. Соответственно, 15 марта Министерство внутренних дел на основании профильного приказа уполномочило местные власти закрыть все общественные места отдыха (бары, рестораны, кафе, отели и т. д.) до дальнейшего уведомления. Данное правило продолжает действовать, и все общественные места отдыха и развлекательные заведения (за исключением отелей) по-прежнему закрыты до получения уведомления от МВД. Осознавая, что подобное регулирование с учетом экономического воздействия COVID-19 окажет серьезное негативное влияние на доходы компаний, Правительством были утверждены определенные законодательные изменения, которые позволят защитить интересы предпринимателей. Изменения затрагивают правоотношения по оплате аренды офисных помещений и выплате заработной платы сотрудникам компаний.
I. Аренда офисных помещений
Краткий обзор законодательных поправок
Одно из первых законодательных изменений, утвержденных после закрытия определенных коммерческих организаций в соответствии с вышеуказанным приказом, касалось обязательств по оплате аренды офисных помещений, что составляет значительную часть расходов компаний, в особенности, субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с временной Статьей 2 Закона № 7226 неуплата арендной платы за офисные помещения в период с 1 марта по 30 июня 2020 года не является основанием для расторжения договоров аренды и / или выселения арендаторов из объекта недвижимого имущества их владельцами. Поэтому, если компания не уплачивает арендную плату за март, апрель, май и / или июнь, собственник недвижимого имущества не вправе обеспечивать привлечение компании к ответственности за подобное бездействие, и оно не может являться основанием для расторжения договора и / или выселения.
Однако временная Статья 2 содержит только ограничения на расторжение договоров и выселение из объектов недвижимого имущества, и в ней отсутствуют положения, касающиеся погашения задолженности по арендной плате. Таким образом, данная норма фактически не допускает временного приостановления обязательств по уплате арендных платежей, а скорее обеспечивает определенный уровень защиты для компаний за счет ограничения прав владельцев имущества на расторжение договора и / или выселение. Технически арендные платежи будут продолжать накапливаться даже в том случае, если компания не будет их уплачивать, и если собственник имущества не сможет расторгнуть договор или обеспечить выселение арендаторов, что означает, что на неуплаченные суммы будут начисляться проценты в течение установленного на законодательном уровне периода неуплаты.
Будущие правовые последствия
Следует отметить, что нынешняя ситуация – это нечто совершенно новое, и новые нормы еще не были «опробованы» в судах, а для новых законодательных изменений отсутствуют судебные прецеденты. Поэтому складываются различные мнения относительно применения нового законодательства к различным компаниям, в особенности, в части временного приостановления обязательств по уплате арендной платы и пересмотра суммы арендной платы в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Поскольку новое регулирование обеспечивает только базовую защиту от расторжения договора и выселения из объектов недвижимого имущества, необходимо будет пересмотреть общие положения Кодекса обязательственного права для определения возможности применения того или иного варианта в конкретном случае.
В настоящее время общий консенсус заключается в том, что, если компания является одной из коммерческих организаций, закрытых согласно вышеуказанному приказу относительно приостановления деятельности общественных мест отдыха, или располагается в торговом центре (которые также частично закрыты), она не должна уплачивать арендную плату, и ее обязательства по уплате арендных платежей будут считаться приостановленными до тех пор, пока компания не будет допущена к работе (это означает, что такие компании не будут обязаны платить арендную плату в течение этого периода, а собственники объектов недвижимого имущества не смогут требовать уплаты арендной платы за этот период в будущем). Для предприятий, не затронутых приказом МВД, существует два варианта развития событий, в зависимости от того, о какой именно организации идет речь: компаниях, которые по неосторожности пострадали в результате пандемии и потеряли значительную часть своего дохода, или компаниях, которые не прочувствовали на себе негативное влияние благодаря своей бизнес-модели и / или продукции. Очевидно, что компании, входящие во вторую категорию коммерческих организаций, не смогут приостановить свои обязательства по уплате арендной платы и / или потребовать пересмотра размера арендных платежей, поскольку у них отсутствуют основания для подобного требования. А компаниям, которые понесли экономические убытки в результате пандемии, должна быть предоставлена возможность требовать временного приостановления исполнения обязательств по уплате арендной платы или переоценки размера арендной платы из-за неблагоприятных экономических последствий распространения коронавируса COVID-19.
II. Выплата заработной платы работникам
Второй ключевой вопрос для компаний – это положение сотрудников, их заработная плата и прочие льготы. Данный аспект связан с трудностями, в особенности, в случае со средними и / или крупными компаниями с большим количеством сотрудников, так как расходы могут быстро возрасти в отсутствие значительного дохода. Для урегулирования данного вопроса были внесены многочисленные законодательные поправки, предусматривающие несколько различных схем помощи как для сотрудников, так и для самих компаний.
Краткосрочное пособие от ISKUR
Государственная организация по поиску вакансий ISKUR объявила об освобождении работодателей от обязанности по выплате заработной платы своим сотрудникам при условии выполнения ряда установленных требований как самими работодателями, так и их работниками. Соответственно, работодатель должен будет доказать, что бизнеса коснулся полный или частичный простой вследствие неблагоприятных экономических последствий, а работники должны находиться в трудовых отношениях с работодателем, по меньшей мере, на протяжении последних 60 дней и должны быть трудоустроены не менее 450 дней (15 месяцев) в течение последних 3 лет при условии уплаты страховых взносов по социальному страхованию и страхованию от безработицы в полном объеме.
Для получения соответствующего права работодатель должен подать заявление, которое будет рассмотрено ISKUR, и, если все установленные критерии будут выполнены, работники будут получать пособие на притяжении максимального срока в 90 дней. Важно отметить, что эти выплаты будут осуществляться непосредственно работникам, а не компании.
Пособия от ISKUR ограничиваются 60% от заработной платы работника и 150% от общей минимальной заработной платы (гросс), что означает, что фактическое пороговое значение для данных выплат составляет 4 415,50 турецких лир в месяц (из этой суммы также вычитаются отдельные налоговые платежи, к примеру, гербовый сбор).
Принудительный неоплачиваемый отпуск
Вариант предоставления неоплачиваемого отпуска на принудительной основе доступен работодателям в соответствии с законодательными изменениями, закрепленными в Законе № 7244 (дата официального опубликования – 17 апреля 2020 года).
По общему правилу, работник должен выразить свое прямое согласие на предоставление неоплачиваемого отпуска. Однако в новом Законе содержится положение, позволяющее работодателям отправлять своих работников в неоплачиваемый отпуск на срок до трех месяцев без их прямого согласия. В указанной норме также предусмотрено, что соответствующие работники не будут иметь права в одностороннем порядке расторгать свои трудовые договоры по данному основанию. Соответственно, компании и / или работодатели теперь получили право отправлять своих сотрудников во временный неоплачиваемый отпуск на срок до трех месяцев и приостанавливать выплату заработной платы таким сотрудникам в течение этого периода без обязанности получения их согласия на подобное регулирование.
В целях защиты прав работников на протяжении принудительного неоплачиваемого отпуска новым Законом также введено положение, предусматривающее дополнительные выплаты таким работникам: они имеют право на получение пособия по ставке в 39,24 турецких лир в день (или 1 177 турецких лир в месяц), из которого вычитается гербовый сбор.
Временное приостановление действия трудовых договоров
Еще одна мера, разработанная для защиты прав работников, заключается во временном приостановлении действия трудовых договоров. В соответствии с временными положениями работодатели не могут расторгать трудовые договоры в течение трех месяцев, если расторжение не связано с одним из оснований, указанных в Ст. 25/1/II Закона о труде (речь идет об основаниях, связанных с нарушением принципов добросовестности и профессиональной этики). Следовательно, компании не вправе расторгать трудовые договоры со своими работниками до 17 июля 2020 года (за исключением случаев, основанных на Статье 25/1/II Закона о труде).
***
В Турции на практике реализуются ряд мер и законодательных изменений, направленных на защиту прав и работодателей, и работников. При этом обеспечение подобной защиты требует деликатного баланса. Государство уверенно заявляет об эффективности разработанных мер по борьбе с правовыми последствиями пандемии для сферы арендных и трудовых правоотношений.