Великобритания и пакет мер ЕС по цифровым услугам

Девушка разговаривает по мобильному телефону на улице Лондона

В конце прошлого года Еврокомиссией был опубликован пакет документов по регулированию рынка оказания цифровых услуг. Речь идет о Законе о цифровых услугах (англ. — Digital Services Act (Закон DSA)) и Законе о цифровых рынках (англ. — Digital Markets Act (Закон DMA)). Данные документы позволят обеспечить ответственность цифровых платформ за размещаемый контент и смогут урегулировать доминирование на рынке крупных технологических компаний.

Изменения, предусмотренные указанными документами, являются наиболее существенными в регулируемой сфере с момента принятия в 2000 году Директивы об электронной торговле (Директивы EcD) (Директива 2000/31/EC Европейского Парламента и Совета от 8 июня 2000 года об определенных правовых аспектах услуг информационного общества, в частности, электронной торговли на внутреннем рынке; англ. — Directive 2000/31/EC of the European Parliament and of the Council of 8 June 2000 on certain legal aspects of information society services, in particular electronic commerce, in the Internal Market). В Директиве EcD закреплены основные правила оказания цифровых услуг в Европейском Союзе. Если рассматриваемые законодательные инициативы будут утверждены, их действие будет напрямую распространяться на все Государства-члены ЕС, при этом обязанность по включению соответствующих норм в национальное законодательство отдельных государств будет отсутствовать. Они будут иметь прямое действие во всех Государствах-членах ЕС незамедлительно после даты вступления документов в силу.

Как было указано выше, предложения были опубликованы Еврокомиссией, но еще не прошли стадию обсуждения в самой Комиссии, Европейском Парламенте и Совете ЕС, что может занять от двух до трех лет, после чего документы будут считаться окончательно принятыми.

Закон о цифровых услугах (Закон DSA)

Закон DSA представляет собой нормативно-правовой акт ЕС и в связи с этим не вступит в силу автоматически в отношении Великобритании, поскольку Соединенное Королевство перестало являться членом Евросоюза. При этом стоит отметить, что действие Закона будет распространяться на посредников из Великобритании, которые не находятся на территории Евросоюза, но оказывают услуги физическим или юридическим лицам, базирующимся в ЕС. Таким образом, британским компаниям рекомендуется ознакомиться с новыми обязанностями и требованиями, предусмотренными в Законе DSA.

Ответственность

В рамках Закона DSA в вопросах ответственности мало что изменилось по сравнению с Директивой EcD. Онлайн-посредники по-прежнему могут быть освобождены от ответственности за контент, который они размещают, при соблюдении определенных условий. При этом в Законе DSA закреплены дополнительные требования для хост-провайдеров и платформ. А онлайн-платформы должны обеспечивать:

  • обработку поступающих жалоб в соответствии с требованиями Закона DSA;
  • использование соответствующих методов обработки жалоб;
  • применение механизмов внесудебного урегулирования споров для разрешения споров со своими пользователями
  • использование систем, гарантирующих взаимодействие с «проверенными субъектами». Под «проверенными субъектами» (англ. — trusted flaggers) по смыслу Закона DSA понимаются «предприятия, доказавшие наличие опыта и компетентности для сообщения информации о незаконном контенте, на который платформы должны будут реагировать в первоочередном порядке».

Дополнительные обязанности по проведению надлежащей проверки («дью-дилидженс»)

Онлайн-платформы, предоставляющие потребителям возможность заключать договоры с предпринимателями, размещающие свои услуги на их платформе, будут нести обязанность по проведению соответствующей проверки в отношении предпринимателя. В рамках проверки удостоверяется личность предпринимателя и обеспечивается возможность обеспечения его работы через платформу. Полученная информация должна храниться «безопасным образом в течение необходимого разумного срока».

Дополнительные требованию к обеспечению прозрачности

Онлайн-платформы должны будут предоставлять в режиме реального времени своим пользователям информацию относительно того, почему они видят определенный рекламный материал и кем он был оплачен. Платформы также должны будут обеспечивать четкое обозначение спонсируемого контента в качестве такового.

Все поставщики посреднических услуг должны будут включить в условия оказания услуг информацию об ограничениях, которые они могут наложить на данные, предоставляемые пользователем. Данная информация должна включать сведения о «мерах и инструментах, используемых для модерации контента, включая алгоритмическое принятие решений и фактическую проверку сотрудниками». Информация должна являться доступной и четко изложенной.

В случае удаления контента, который, по мнению платформы, является незаконным или противоречит условиям их функционирования, платформа несет обязанность по направлению соответствующего разъяснения пользователю, загрузившему контент, с указанием причины удаления информации. Помимо прочего, в отношении онлайн-платформ действует требование относительно опубликования отчетности с подробным описанием их действий по удалению подобного контента.

Требование к назначению представителя в ЕС

Онлайн-посредники, находящиеся за пределами Евросоюза (например, в Великобритании), но работающие на его территории, должны будут назначить законного представителя в ЕС. Представитель должен будет сотрудничать и поддерживать связь с надзорными органами, Еврокомиссией и Европейским советом по цифровым услугам (новым регулятором, созданным в рамках Закона DSA) по вопросам, связанным с их обязательствами по Закону DSA.

Дополнительные обязанности крупных платформ

Платформы более чем с 45 миллионами активных пользователей в месяц будут нести по Закону DSA дополнительные обязанности. В частности, речь идет о дополнительной обязанности по выявлению, анализу и управлению систематическими рисками, возникающими в результате использования их платформ. Подлежащие анализу риски включают распространение незаконного контента и умышленное манипулирование сервисами посредством несанкционированного использования. Крупные платформы должны будут на ежегодной основе проводить независимый аудит для обеспечения соответствия установленным требованиям. По запросу соответствующего компетентного органа платформа должна будет предоставлять данные регулятору и независимым экспертам в целях обеспечения проведения оценки соблюдения ими положений Закона DSA. Помимо прочего, они должны будут назначить специалиста по комплаенсу с определенным кругом полномочий по их обязательствам согласно Закону DSA.

Нарушение положений Закона DSA

В Законе DSA содержатся положения о наложении штрафов в размере до 6% от годового общемирового оборота поставщика услуг, а также об обязанности по осуществлению периодических выплат в случае продолжения нарушения в размере до 5% от среднего ежедневного общемирового оборота посредника на основании показателей за прошлый финансовый год.

Закон о цифровых рынках (Закон DMA)

Положения Закона DMA затрагивают деятельность крупных технологических платформ, используемых в качестве «портала» между предпринимателями и их конечными пользователями. Учитывая объемы деятельности таких компаний, они в значительной степени контролируют доступ к цифровым рынкам, к услугам которых прибегают многие предприятия.

В Законе DMA закреплены нормы, направленные на предотвращение злоупотребления технологичными гигантами своим доминирующим положением и создание справедливой коммерческой среды для пользователей, которые при осуществлении предпринимательской деятельности пользуются услугами, оказываемыми данными компаниями.

Крупные технологические платформы

Онлайн-платформа считается технологическим гигантом, если она:

  • оказывает существенное влияние на внутренний рынок;

    Данный критерий считается выполненным, если годовой оборот соответствующей онлайн-платформы равен или превышает 6,5 млрд. евро за предыдущие три финансовых года, или если ее рыночная капитализация составляет не менее 65 млрд. евро за предыдущий финансовый год, и компания оказывает услуги базовой платформы не менее чем в трех Государствах-членах ЕС.

  • управляет одним или несколькими важными шлюзами в интересах пользователей;

    Данный критерий считается выполненным, если онлайн-платформа оказывала услуги базовой платформы более чем 45 миллионам активных пользователей в месяц, находящимся в ЕС, и более чем 10 000 активных бизнес-пользователей в ЕС на протяжении предыдущего финансового года.

  • занимает устойчивое положение в рамках своей деятельности;

    Данный критерий считается выполненным, если требования, указанные в двух предыдущих пунктах, соблюдались в каждый из последних трех финансовых лет.

Платформы, отвечающие указанным требованиям, обязаны проинформировать Еврокомиссию, которая, в свою очередь, определяет, относятся ли они к категории технологических гигантов. Следует отметить, что за Еврокомиссией закрепляется право относить онлайн-платформы к крупным технологическим компаниям даже в том случае, если вышеуказанные критерии не выполняются.

Правовые нормы, применимые к технологическим гигантам

Если платформа является технологическим гигантом, согласно Закону DMA на нее распространяется действие ряда обязательств и запретов, направленных на создание справедливой деловой среды для пользователей ее услуг:

Обязанности

Крупные технологические компании несут, в частности, следующие обязанности:

  • они должны предоставлять третьим лицам возможность взаимодействовать с собственными службами платформы (при определенных обстоятельствах);
  • они должны предоставлять предприятиям, использующим их платформу, право продвигать, предлагать и заключать договоры с пользователями вне платформы;
  • они должны предоставлять компаниям, рекламирующим свои товары или услуги на платформе, инструменты и информацию, необходимые для проведения независимой проверки объявлений, размещаемых на платформе;
  • они должны предоставлять пользователям платформы доступ к данным, которые генерируются при ее использовании.

Запреты

На технологических гигантов распространяется действие следующих запретов:

  • крупные технологические компании не должны препятствовать бизнес-пользователям своей платформы связываться с другими предприятиями вне платформы;
  • на платформах таких компаний предлагаемые ими продукты и услуги не должны обрабатываться на более выгодных условиях по сравнению с аналогичными продуктами, предлагаемыми третьими лицами в рамках платформы;
  • технологические гиганты не должны препятствовать пользователям своих платформ в удалении предустановленных приложений или программного обеспечения.

Нарушение положений Закона DMA

Обеспечение соблюдения положений Закона DMA будет осуществляться ЕС на наднациональном уровне, а не национальными регуляторами.

Законом DMA предусмотрены более существенные штрафы и санкции по сравнению с Законом DSA. В случае нарушения положений Закона DMA Еврокомиссия сможет оштрафовать компанию на 10% от ее годового общемирового оборота. Еврокомиссией также предусмотрены периодические штрафы в размере до 5% от среднего ежедневного оборота технологического гиганта. В ситуации, когда крупная технологическая компания систематически нарушает обязательства, предусмотренные в Законе DMA, Еврокомиссия вправе использовать средства правовой защиты, которые являются соразмерными и необходимыми для обеспечения соблюдения нормативных требований.