1 июля в Китае вступил в силу новый Закон о гербовых сборах, согласно которому модернизируется действующая система регулирования взимания и уплаты гербовых сборов. В частности, Законом регламентированы вопросы упрощения процесса обеспечения соблюдения налогового законодательства, предусмотрены скорректированные налоговые ставки и новые исключения.
Напомним, что с даты вступления Закона в силу отмененным считается ранее действовавший подзаконный акт, регулировавший аналогичные правоотношения. Речь идет о Временном Постановлении КНР о гербовых сборах, которое было принято 6 августа 1988 года.
В целом, новый Закон о гербовых сборах базируется на нормах указанного Временного Постановления, но вместе с тем содержит существенные изменения, включая соответствующее упрощение объектов налогообложения и снижение налоговых ставок.
Предлагаем осветить основные изменения:
Налогоплательщики
- Физические и юридические лица, которые получают документы, в отношении которых уплачивается налог, в Китае, перестают считаться плательщиками гербового сбора.
- Физические и юридические лица, оформляющие документы, в отношении которых уплачивается налог, за пределами
-
Документы, в отношении которых уплачивается налог
- Сертификаты и лицензии перестают облагаться гербовым сбором (в случае с налогоплательщиками, указанными в пункте 1).
- Бухгалтерская документация, к которой не применяются нормы о налогообложении, признается не подлежащей налогообложению.
- Договоры финансового лизинга и документы о передаче капитала считаются документами, в отношении которых уплачивается налог.
Основа исчисления налога
- В новом Законе о гербовых сборах разъясняется, что налоговой базой гербового сбора для договора или документа о передаче права, в отношении которых уплачивается налог, является сумма, указанная в договоре или документе, а сумма НДС исключается из основы исчисления гербового сбора.
- Налоговой базой гербового сбора по сделке с ценными бумагами является сумма сделки.
- Законом предусмотрено решение для случаев, когда соответствующая сумма не указана в договоре или документе, и если одним документом, в отношении которого уплачивается налог, предусмотрено несколько объектов налогообложения.
Налоговые ставки
Категория | Документ, в отношении которого уплачивается налог | Объем регулирования | Налоговая ставка | Примечание* |
Договор | Договор займа | Договор, заключаемый между банками и другими финансовыми организациями и заемщиками, за исключением договоров межбанковского займа | 0,005% от суммы займа | Без изменений |
Договор финансового лизинга | 0,005% от суммы договора | Новая норма | ||
Договор купли-продажи | Договор купли-продажи движимого имущества, за исключением договоров, заключаемых физическими лицами | 0,03% от суммы купли-продажи | Изменен объем регулирования | |
Договор подряда | 0,03% от суммы договора | Налоговая ставка снижена со значения в 0,05% от суммы договора | ||
Договор строительного подряда | 0,03% от суммы договора | Без изменений | ||
Договор перевозки | 0,03% от стоимости перевозки | Налоговая ставка снижена со значения в 0,05% от стоимости перевозки | ||
Договор выполнения научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ | За исключением договоров передачи права на использование патентов и ноу-хау | 0,03% от суммы договора, вознаграждения или роялти | Изменен объем регулирования | |
Договор аренды | 0,1% от суммы договора | Удалено положение о том, что «гербовый сбор в отношении суммы менее 1 юань уплачивается как в отношении 1 юаня» | ||
Договор ответственного хранения | 0,1% от стоимости услуг по хранению | Разграничены термины «договор ответственного хранения» и «договор складского хранения» | ||
Договор складского хранения | 0,1% от стоимости услуг по хранению | |||
Договоры страхования имущества | За исключением договоров перестрахования | 0,1% от расходов на страхование | Изменен объем регулирования | |
Документы о передаче права собственности | Документ, подтверждающий право землепользования | 0,05% от соответствующей суммы | «Договор, подтверждающий право землепользования» заменен на «документ, подтверждающий право землепользования» | |
Документ, подтверждающий право землепользования, право собственности на здания и постройки, к примеру, документы о передаче права на здания | За исключением передачи права на заключение договоров в отношении земельных участков и управление ими или права землепользования. | 0,05% от соответствующей суммы | Уточнен объем регулирования | |
Документ о передаче капитала | За исключением сделок с ценными бумагами, в отношении которых уплачивается гербовый сбор | 0,03% от соответствующей суммы | Новая норма | |
Документ о передаче исключительного права на использование товарного знака, авторского права, патента, права использования ноу-хау | 0,03% от соответствующей суммы | Налоговая ставка снижена со значения в 0,05% от соответствующей суммы | ||
Договоры бухгалтерского учета | 0,025%** от общей суммы оплаченного капитала (запасы) и капитальных резервов | Изменена основа исчисления налога | ||
Сделки с ценными бумагами | 0,1% от объема сделок | Новая норма |
* По сравнению с Временным Постановлением КНР о гербовых сборах и вносимыми в него изменениями и дополнениями.
** В 2018 году данная ставка была снижена со значения в 0.059%.
Исчисление налога
- Гербовый сбор перестает исчисляться на основе количества, а будет основываться исключительно на соответствующей сумме.
- С 1 июля перестают действовать нормы об освобождении от уплаты налога на сумму менее 0,1 юаня и методе округления для подлежащего уплате налога, который превышает 0,1 юаня.
Освобождение от налогообложения
- В Закон добавлены шесть новых пунктов об освобождении от налогообложения, в том числе в случае с:
- документами, в отношении которых уплачивается налог, выданными иностранными посольствами и консульствами в Китае, а также представительствами международных организаций в Китае за полученные помещения;
- документами, в отношении которых уплачивается налог, выданными Народно-освободительной армией и Народной вооруженной милиции Китая;
- договорами купли-продажи и договорами сельскохозяйственного страхования, заключенными фермерами, семейными фермами, специализированными кооперативами, сельскими коллективными экономическими организациями или комитетами сельских жителей в целях приобретения материалов для сельскохозяйственного производства или продажи сельскохозяйственной продукции;
- договорами беспроцентного займа или займа с процентной субсидией, а также договорами льготного кредитования, заключенными международными финансовыми организациями в интересах Китая;
- договорами купли-продажи, заключенными с некоммерческими медицинскими и оздоровительными учреждениями в целях приобретения лекарственных средств или санитарно-гигиенических материалов;
- электронными заказами физических лиц и операторов в рамках электронной торговли.
- Согласно Закону благотворительные организации считаются соответствующими установленным требованиям получателями прямых поступлений, в отношении которых не уплачивается гербовый сбор (ранее в данную категорию входили только правительственные организации, образовательные учреждения и органы социального обеспечения).
- Вместе с тем упраздняется нормы об освобождении от обязанности уплаты гербового сбора в случае с другими документами, утверждаемыми Министерством финансов.
- Законом предусмотрено право Государственного совета регулировать другие случаи освобождения от обязанности по уплате гербового сбора в соответствии с потребностями в экономическом и социальном развитии государства, при условии, что такие дополнительные исключения являются необходимыми.
Прочие изменения
- В Законе закреплены новые положения о месте уплаты налога: если налогоплательщик является физическим лицом, он должен декларировать и уплачивать гербовый сбор в компетентный налоговый орган по месту подготовки документов, в отношении которых уплачивается налог, или по месту жительства налогоплательщика; если налогоплательщик является юридическим лицом, он должен декларировать и уплатить гербовый сбор в компетентный налоговый орган по месту нахождения предприятия. В случае передачи права на недвижимое имущество налогоплательщик декларирует и уплачивает гербовый сбор в компетентный налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества.
- В Закон также включены новые положения о налоговом агенте: в случае если налогоплательщик является иностранным физическим или юридическим лицом и имеет агента в Китае, агент в Китае является налоговым агентом; в случае отсутствия агента в Китае, налогоплательщик должен декларировать и уплачивать гербовый сбор самостоятельно.
- В Законе урегулирован срок уплаты налога: гербовый сбор взимается на ежеквартальной, ежегодной основе или на основе каждой сделки:
- в случае взимания сбора на ежеквартальной или ежегодной основе налогоплательщик обязан задекларировать и уплатить гербовый сбор в течение 15 дней после завершения каждого квартала или года;
- в случае взимания сбора на основе каждой сделки налогоплательщик обязан задекларировать и уплатить гербовый сбор в течение 15 дней со дня возникновения обязанности по уплате налога;
- в случае взимания сбора по сделкам с ценными бумагами он пересчитывается еженедельно. Налоговый агент по гербовому сбору по сделкам с ценными бумагами обязан задекларировать и уплатить гербовый сбор, а также проценты по банковским расчетам в течение 5 дней после завершения каждой недели.