ОЭСР опубликовала статистику по корпоративному налогу

Штаб-квартира ОЭСР, Париж

Последние опубликованные ОЭСР данные подтверждают важность дальнейшей реализации плана мер по двум направлениям (т. н. “Pillars”) всеми 130 странами-участницами инклюзивной группы (Inclusive Framework), разработанной ОЭСР и странами «Большой двадцатки» для реализации проекта BEPS (Base Erosion and Profit Shifting — размывание налоговой базы и вывод прибыли из-под налогообложения), направленного на реформу международных правил налогообложения для того, чтобы гарантировать, что транснациональные корпорации будут нести справедливую налоговую нагрузку, где бы они ни работали.

Данные, приведённые в годовой публикации статистики по корпоративному налогу, демонстрируют важность корпоративного налога как источника налоговых поступлений в государственные бюджеты, и в то же время указывают на очевидность продолжающихся проявлений процессов BEPS.

В рамках предложенных планом Pillars решений проблем, возникающих в связи с цифровизацией экономики, направление Pillar 1 будет передавать права налогообложения транснациональных корпораций от стран их налогового резидентства странам, на рынках которых эти корпорации осуществляют свою деятельность и получают прибыль, вне зависимости от физического присутствия корпораций в этих странах. Направление Pillar 2 ограничит конкуренцию за получение корпоративного налога посредством введения глобальной минимальной ставки корпоративного налога, которые страны смогут использовать для защиты свой налоговой базы.

Опубликованные данные показывают, что корпоративный налог является важным источником налоговых поступлений для правительств, которые идут на финансирование важнейших для граждан государственных услуг, особенно в странах с формирующейся или развивающейся экономикой. В среднем корпоративный налог составляет более значительную часть всех налоговых поступлений в странах Африки (19,2%), Латинской Америки и стран Карибского бассейна (15,6%), чем в странах ОЭСР (10%).

Данные также показывают, что нормативные ставки корпоративного налога (CIT-ставки) снизились за последние два десятилетия почти во всех странах. Среди 111 юрисдикций 94 имеют более низкую CIT-ставку в 2021 году по сравнению с 2020 годом, в то время как 13 юрисдикций сохранили свою налоговую ставку, и только 4 юрисдикции повысили налоговую ставку.

Комбинированное среднее значение для центральных и субцентральных уровней бюджета нормативной CIT-ставки по всем юрисдикциям снизилось с 20,2% в 2020 году до 20,0% в 2021 году. Для сравнения, в 2000 году это значение составляло 28,3%. Тренд на снижение ставки показывает важность направления Pillar 2, которое призвано установить согласованный на многосторонней основе предел конкурентных ставок корпоративного налога.

Последние данные страновых отчётов также содержат сводную информацию о налоговой и хозяйственной деятельности в глобальном масштабе порядка 6000 транснациональных корпораций, расположенных в 38 юрисдикциях и осуществляющих деятельность более чем в 100 юрисдикциях по всему миру. Страновые отчёты, которые являются важнейшим достижением плана BEPS, обеспечивают налоговые органы информацией, необходимой для анализа поведения транснациональных корпораций в целях управления рисками. Публикация обезличенных и сводных статистических данных будет способствовать повышению эффективности деятельности по мониторингу и сбору данных в рамках плана BEPS.

Данные содержат ряд ограничений, и, поэтому, сопоставимость между данными за 2016 и 2017 годы ограничена. Тем не менее, новые статистические данные продолжают указывать на несоответствие между местом, где сообщается о получении прибыли, и местом, где происходит осуществление хозяйственной деятельности. Это заметно при рассмотрении разницы в доходности, доходов аффилированных лиц и хозяйственной деятельности транснациональных корпораций в инвестиционных центрах и в юрисдикциях с нулевой ставкой налога по сравнению с транснациональными корпорациями, осуществляющими свою деятельность в других юрисдикциях. Несмотря на то, что эти эффекты могут отражать определённые обстоятельства коммерческого характера, они также указывают на наличие признаков BEPS.

Продолжающееся проявление процессов BEPS, а также устойчивый тренд на снижение нормативной ставки корпоративного налога лишний раз подтверждают необходимость в достижении соглашения и имплементации подхода Pillars к международной налоговой реформе.

Данные, полученные за текущий год, также содержат индикаторы, указывающие на использование налогового стимулирования для инвестиций в НИОКР. В частности, можно видеть, что в 2020 году в странах ОЭСР, проводящих меры налоговой поддержки, налоговые ставки для компаний, инвестирующих в научно-исследовательские разработки, были в среднем снижена на 10% по сравнению с компаниями, не инвестирующими в НИОКР.