Виртуальные валюты будут включены в МСФО

Форма налоговой декларации, монеты биткойн

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала новый отчёт о правилах налогообложения виртуальных валют, применяемых в разных странах, и одновременно с этим заявила, что Единый стандарт финансовой отчётности в следующем году будет расширен, и будет включать новые активы в виртуальной валюте.

Отчёт и заявление указывают на то, что внимание ОЭСР, налоговых органов и правительств, начиная со следующего года будет сосредоточено на криптовалютных активах. Единый стандарт финансовой отчётности в настоящее время обеспечивает автоматический обмен информацией о финансовых счетах налогоплательщиков. Расширение МСФО на виртуальные валюты предоставит налоговым органам улучшенные инструменты для борьбы с несоблюдением налоговой дисциплины и сделает контроль за соблюдением налоговой дисциплины более эффективным.

Новый отчёт ОЭСР впервые сводит воедино информацию, полученную от стран (в результате анкетирования) об их подходах к налогообложению виртуальных валют. ОЭСР пояснила, что при создании отчёта по ряду причин было невозможно обеспечить всесторонний обзор налогообложения виртуальных валют по каждой из стран, так как многие страны не имеют специфических правил по налогообложению криптовалютных активов, или применяемые правила узкоспециализированы.

В отчёте отмечается, что для целей налогообложения подоходным налогом почти все страны рассматривают виртуальные валюты как форму собственности; наиболее распространённый подход относит эти активы к нематериальным активам, а не к гудвилу, финансовым активам или товарам. Таким образом эти активы в большинстве юрисдикций рассматриваются как создающие прирост капитала, и в редких случаях, как активы, формирующие бизнес, или прочий доход.

В отчёте отмечается, что только несколько стран-респондентов рассматривают виртуальную валюту аналогично обычной валюте для целей налогообложения: Бельгия, Кот-д'Ивуар, Италия и Польша. В отчёте также отмечается, что очень незначительное число стран облагают владельцев криптовалютных активов налогом на собственность, налогом на передачу права собственности, налогом на личное состояние или налогом на недвижимое имущество.

В отчёте указывается, что во многих странах налоговые правила в отношении операций с криптовалютой варьируются в зависимости от статуса налогоплательщика. В отчёте говорится, что несмотря на то, что небольшое число стран не рассматривают любые обмены валюты, произведённые физическими лицами как облагаемые подоходным налогом, большинство стран считает обмен виртуальной валюты на фиатную валюту налогооблагаемым событием. В отчёте отмечается, что обмен виртуальной валюты при оплате товаров, услуг или при выплате заработной платы также рассматривается как налогооблагаемое событие практически во всех странах, и налоговые правила в отношении основных сделок остаются неизменными.

В отчёте подчёркивается, что применение НДС в отношении виртуальных валют является более единообразным по всем странам, чем применение подоходного налога, и в большинстве стран отражает подход, принятый Европейским Союзом.

В ЕС обмен виртуальной валюты на фиатную или на иную виртуальную валюту не рассматривается как событие, подлежащее обложению НДС. В тех случаях, когда потребитель оплачивает товары и услуги виртуальной валютой, объектом налогообложения НДС является основная поставка товаров или услуг (то есть, страны ЕС рассматривают заказ товаров и услуг в виртуальной валюте не как бартерную сделку, а как налогооблагаемую продажу). В отчёте также говорится, что несмотря на то, что страны — члены ЕС в целом применяют одинаковый подход к начислению НДС, они используют различные подходы в отношении обложения НДС недавно добытых виртуальных валют.