Трасты, создаваемые на основании законодательства БВО

Трасты, создаваемые на основании законодательства БВО

В настоящей статье речь пойдет об основных правовых требованиях и общих принципах, действие которых распространяется на создание трастов и управление данными структурами в БВО.

Институт траста

Траст представляет собой соглашение, согласно которому одно лицо (учредитель) предаёт активы другому лицу (доверительному собственнику), которому принадлежит право распоряжения данным имуществом не в своих интересах, а в интересах иных лиц (выгодоприобретателей; при этом в число выгодоприобретателей может входить и сам учредитель), или в обозначенных целях.

Указания учредителя, адресованные доверительному собственнику относительно распоряжения имуществом траста, по общему правилу, содержатся в специальном соглашении. Данный документ предусматривает правовые преимущества для всех сторон, поскольку в его рамках обеспечивается точная осведомленность учредителя, доверительного собственника и выгодоприобретателей о принадлежащих им правах и обязанностях. Зачастую соглашением предусмотрено, что доверительный собственник вправе управлять имуществом траста в соответствии с условиями документа и определенными обязанностями, закрепленными за доверительным собственником согласно закону, несмотря на тот факт, что согласно законодательству Британских Виргинских Островов права могут предоставляться иным лицам (учредителю или попечителю).

Учредитель также может обозначать доверительному собственнику свои правовые желания в неофициальной форме. Соответствующие указания могут включаться в «письмо-желание», которое, хотя и не имеет юридической силы, будет учитываться при исполнении доверительным собственником своих обязанностей, к примеру, в случае распределения имущества траста.

Трастовая система Британских Виргинских Островов

Законодательство БВО о трастах основано преимущественно на английском трастовом законодательстве. Основные отличия заключаются в возможности создания целевых трастов, ограничении срока бессрочного владения 100 годами и возможности создания уникального по своей природе траста VISTA. Профильным законом, регламентирующим данные правоотношения, является Закон о доверительных собственниках 1961 года (англ. Trustee Ordinance Act 1961) («Закон») (с последними изменениями и дополнениями, внесенными согласно Законам о внесении изменений и дополнений в Закон о доверительных собственниках от 2013 и 2015 года, соответственно (англ. Trustee (Amendment) Acts of 2013 and 2015)). Кроме того, на территории юрисдикции действует Закон о специальных трастах Виргинских Островов 2003 года (англ. Virgin Islands Special Trusts Act 2003) («Закон о трастах VISTA») (с последними изменениями и дополнениями, внесенными согласно Закону 2013 года о внесении изменений и дополнений в Закон о специальных трастах Виргинских Островов 2013 (англ. Virgin Islands Special Trusts (Amendment) Act 2013)).

В результате разработки нормативной базы для трастов VISTA, по мнению специалистов, Британским Виргинским Островам удалось стать юрисдикцией с наиболее своевременным и гармоничным законодательством о трастах в мире. Соответствующие нормативные рамки разрабатывались в условиях тесного сотрудничества с представителями частного сектора и, как следствие, они отвечают всем потребностям бизнеса и отражают комплексный передовой подход к регулированию профильных правоотношений.

Трасты Британских Виргинских Островов не подлежат регистрации согласно Закону о регистрации и учете (англ. Registration and Records Act), и на доверительных собственников не распространяется действие требований к ведению учета и направлению отчетности, что обеспечивает высокий уровень конфиденциальности данных. Защита трастов обеспечивается за счёт требования, предусматривающего обязанность компаний, осуществляющих трастовую деятельность, получать лицензию и соблюдать положения Закона о банках и трастовый компаниях 1990 года (англ. Banks and Trust Companies Act 1990).

«Элементы» траста

Учредитель

При создании траста учредитель лишает себя права собственности на активы траста. Учредитель может являться выгодоприобретателем, а при определенных обстоятельствах он может также выступать в качестве доверительного сособственника. Учредитель также вправе закрепить за собой полномочие по контролю траста в определенном объеме, в частности, речь может идти о праве утверждать распределяемые активы, полномочия назначать и снимать с должности доверительных собственников и праве на упразднение траста. Однако для придания трастовым отношениям юридической силы необходимо, чтобы учредитель фактически не мог распоряжаться имуществом траста и, к примеру, не мог одновременно являться и единственным доверительным собственником, и единственным выгодоприобретателем.

Доверительный собственник

Право на имущество траста передается доверительному собственнику в соответствии с обязанностями, налагаемыми в рамках траста; доверительный собственник отвечает за управление трастом.

Доверительный собственник должен осуществлять свои полномочия исключительно в интересах выгодоприобретателей. Однако имущество траста представляет собой отдельный фонд и не является частью собственных активов доверительного собственника.

Режим регулирования трастовых правоотношений, действующий на территории БВО, является гибким. Так, в соответствующем законодательстве отсутствует требование относительно того, что доверительным собственником в обязательном порядке должен являться резидент Британских Виргинских Островов, и не предусмотрено минимальное количество доверительных собственников (вместе с тем максимальное количество доверительных собственников не должно превышать четырех).

Выгодоприобретатели

Выгодоприобретателями являются лица, уполномоченные на получение дохода с имущества траста. Как было указано выше, в качестве одного из выгодоприобретателей может выступать сам учредитель. Для придания трасту юридической силы личности выгодоприобретателей должны быть в достаточной степени определены. Однако в соглашение о создании траста может быть включено положение о прямом праве на включение новых лиц в число выгодоприобретателей. Выгодоприобретатели могут получать выгоду в равном или разном объеме, что определяется соглашением, или в случае с дискреционный трастом — доверительным собственником.

В соглашение также может быть включено положение о непредоставлении выгодоприобретателям будущих доходов.

Фонд траста

В любое время после создания траста в его имущество могут быть добавлены дополнительные активы. На практике траст создается с первоначальной номинальной стоимостью, и впоследствии в доверительное управление передаются дополнительные активы.

Активы, составляющие фонд траста, могут представлять собой любое недвижимое и / или личное имущество (за исключением трастов VISTA, в рамках которых активами могут являться только доли в определенных компаниях БВО).

Попечитель

Буквой закона прямо предусмотрено, что соглашением о создании траста может быть регламентировано назначение попечителя, без согласия которого доверительные собственники не вправе осуществлять свои права. Доверительные собственники не отвечают за ущерб или убытки, возникшие в результате их действий, если соответствующее согласие было дано попечителем.

Попечителю также могут принадлежать следующие права:

  • определение законодательства юрисдикции, которым будут регулироваться отношения траста;
  • изменение системы управления трастом;
  • снятие с должности доверительных собственников;
  • назначение новых или дополнительных доверительных собственников;
  • исключение выгодоприобретателей; и 
  • условный или безусловный отказ в санкционировании определенных действий доверительных собственников.

Попечитель не несет перед выгодоприобретателями ответственности за добросовестное осуществление своих полномочий, за исключением случаев, когда соглашением предусмотрено иное; он также не считается доверительным собственником в силу закрепленных за ним полномочий.

Формы трастов

Со временем были разработаны различные типы трастов, и наиболее оптимальная трастовая структура зависит от определенных обстоятельств и целей учредителя. Предлагаем осветить ряд наиболее распространенных видов трастов:

Траст с фиксированным процентом

В рамках траста с фиксированным процентом основной выгодоприобретатель, по общему правилу, получает фиксированный процент от дохода с фонда траста на протяжении своей жизни, и полномочие доверительного собственника по распоряжению фондом траста является ограниченным. К примеру, соглашением о создании траста может быть предусмотрено, что доверительный собственник должен распределять весь доход с фонда траста в пользу определенного физического лица на протяжении его жизни и впоследствии распределять капитал в рамках фонда траста фиксированными частями в пользу обозначенных выгодоприобретателей (к примеру, детей учредителя).

Накопительный траст

В рамках накопительного траста у выгодоприобретателей отсутствует право на получение трастовых доходов в течение определенного срока, когда происходит накопление доходов и прирост капитала. Таким образом, лица, имеющие право на получение трастового капитала, получают имущественную выгоду в связи с накоплением капитала. Согласно соглашению за доверительным собственником может быть закреплено дискреционное право на распределение средств между выгодоприобретателями при условии достижения определенного возраста, к примеру, на образовательные цели или обеспечение содержания. Данный вид траста является оптимальным выбором схемы трастовых отношений, когда учредитель желает обеспечить своих детей или внуков.

Дискреционный траст

Дискреционный траст является наиболее гибкой структурой и зачатую представляет собой наиболее эффективную форму трастовых отношений как для учредителя, так и для выгодоприобретателей. В дискреционном трасте доверительному собственнику предоставляется широкий круг полномочий в части определения сроков и объема распределяемых средств из капитала траста в пользу определенных выгодоприобретателей, которые также определяются самим доверительным собственником. Данная форма траста используется, когда будущие потребности выгодоприобретателей не могут быть точно определены. Выгодоприобретатели не считаются лицами, имеющими прямые права на ту или иную часть фонда траста; выгодоприобретатель вправе получить доход только при условии осуществления полномочий доверительным собственником.

Отзывной траст

Несмотря на тот факт, что из налоговых соображений и в силу иных оснований трастовые отношения рекомендуется выстраивать в форме безотзывной структуры, при определенных обстоятельствах учредитель вправе потребовать дополнительных гарантий за счёт сохранения за собой права на отзыв траста и обеспечение возмещения фонда траста. Необходимо проводить тщательный анализ возможных обстоятельств, при наступлении которых создается отзывной траст, поскольку согласно законодательству юрисдикции, в котором проживает учредитель, резидентом или гражданином которого он является, в результате отзыва могут быть нивелированы ряд ожидаемых преимуществ создания траста.

Благотворительные трасты и трасты, создаваемые не в благотворительных целях

По общему правилу, для придания трастовым отношениям юридической силы необходимо обеспечить возможность идентификации выгодоприобретателей траста. Одним словом, обязанности доверительных собственников должны исполняться по отношению к выгодоприобретателям и в случае отсутствия определенных выгодоприобретателей, которые могут способствовать исполнению соответствующих обязанностей доверительным собственником, речь не может идти об истинных трастовых правоотношениях. Из данного правила имеется одно исключение — законом допускается создание трастов в благотворительных целях; при этом функционирование данных трастов контролируется со стороны Генерального прокурора.

Помимо прочего, на территории БВО могут создаваться «целевые трасты» для обеспечения достижения целей, не являющихся благотворительными. В рамках данного траста должно быть назначено лицо, несущее обязанности по обеспечению реализации трастовых отношений (англ. enforcer). Как минимум, один из доверительных собственников целевого траста должен являться практикующим юристом, бухгалтером с квалификацией аудитора согласно положениям Закона о банках и трастовых компаниях 1990 года (англ. Banks and Trust Companies Act 1990), лицензиатом по смыслу указанного Закона, частной трастовой компанией или иным лицом, предусмотренным в соответствующем Приказе Министерства финансов. Целевой траст может создаваться на неопределенный срок.

Трасты VISTA

Закон о специальных трастах Британских Виргинских Островов 2003 года (англ. Virgin Islands Special Trusts Act 2003) предусматривает создание специальных трастов («трастов VISTA»), которые представляют собой альтернативу трастам, создаваемым не в благотворительных целях. Траст VISTA используется для владения акциями в международных коммерческих компаниях БВО и позволяет доверительному собственнику, владеющему такими акциями, дистанцироваться от управления соответствующей компанией. Ответственность за управление компанией несут только директора. Подобное регулирование позволяет разрешить существующую в других юрисдикциях правовую проблему, которая связана с ответственностью доверительного собственника по отношению к высокорисковым активам. По меньшей мере, один доверительный собственник должен являться лицензиатом согласно Закону о банках и трастовых компаниях 1990 года (англ. Banks and Trust Companies Act 1990) или частной трастовой компанией.

Использование трастовых структур БВО на практике

Фактически траст представляет собой правовой инструмент, разработанный изначально согласно английскому праву, в рамках которого право на активы передаётся доверительному собственнику, а выгода от трастовых отношений закрепляется за выгодоприобретателем на условиях, определяемых учредителем.

На сегодняшний день институт траста используется в различных сферах, в том числе в рамках финансового планирования. В частности, трасты используются в следующих целях:

Сохранение активов

Трасты могут использоваться для обеспечения сохранения права собственности на определённые активы, к примеру, бизнеса, в рамках семьи. После передачи доверительному собственнику права на активы соответствующие физические лица могут продолжать получать выгоду от имущества, при этом обеспечивается предотвращение фрагментации права собственности между выгодоприобретателями второго и третьего поколения. Использование трастовой структуры предотвращает возникновение рисков получения права собственности на активы лицами, не являющимися членами семьи выгодоприобретателя, в случае его смерти. Таким образом, обеспечивается сохранение активов для будущих поколений.

Отсутствие права на получение обязательной доли в наследственной массе

Если учредитель траста распорядится своими активами при жизни посредством установления для них трастового режима, трастовые активы не будут входить в его наследственную массу в случае его смерти. Данный подход позволяет учредителю траста обеспечить отсутствие права на получение обязательной доли в наследственной массе.

Помимо прочего, трастовые структуры используются для планирования правопреемства и защиты активов от рисков.

Тематика