ПОД/ФТ в Люксембурге: установление личности бенефициаров

Флаг Люксембурга

На законодательном уровне были закреплены практические меры, подлежащие принятию профессиональными участниками рынка в целях определения отношений по бенефициарному владению и исполнения обязанностей по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

20 декабря 2019 года Комиссией по надзору за финансовым сектором был опубликован Циркуляр 19/732, содержащий соответствующее руководство для субъектов, являющихся объектами надзора со стороны регулятора. В рамках Циркуляра приведены практические рекомендации по правовым требованиям к установлению личности конечных бенефициарных владельцев, что иллюстрируется на конкретных примерах. В документе содержатся положения о разумных мерах, которые должны приниматься для анализа требований к идентификации, и раскрываются признаки, которые позволяют выявить потенциальное сокрытие информации о бенефициарных владельцах.

Открытый реестр бенефициарных владельцев (Registre des bénéficiaires effectifs) был создан 13 января прошлого года в рамках закона, который вступил в силу в марте. Предельный срок для регистрации в реестре был установлен изначально на 31 августа 2019 года, но согласно соответствующему административному решению впоследствии был пролонгирован до 30 ноября.

Ключевые положения Циркуляра

Если клиентом профессионального участника рынка является физическое лицо, по общему правилу, оно считается конечным бенефициарным владельцем, за исключением случаев, когда оно действует в интересах другого лица. В таком случае профессиональный участник рынка должен принять соответствующие меры по установлению того факта, является ли данное лицо конечным бенефициаром.

Если клиентом является юридическое лицо или правовая структура, на основании Ст. 1(7) Закона от 12 ноября 2004 года о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в действующей редакции в Циркуляре закрепляется трехступенчатая процедура по определению отношений бенефициарного владения:

1) установление личности физических лиц, которые прямо или косвенно владеют или контролируют достаточный процент (а именно более 25%) акций, прав голоса или долевого участия в предприятии;

2) если в соответствии с пунктом 1 не может быть установлена личность указанных физических лиц, — установление личности лиц, осуществляющих контроль над предприятием на ином основании; и

3) установление личности лиц, занимающих руководящую должность.

    Комиссия по надзору за финансовым сектором пояснила, что меры, указанные в п. 1) и 2), не являются альтернативными опциями, а представляют собой последовательность соответствующих действий, которые должны совершаться до момента окончательного установления личности бенефициарных владельцев. Мера, предусмотренная в п. 3), является «запасным» вариантом, если действия в рамках первых двух пунктов по установлению личности конечных бенефициарных владельцев оказались неэффективными.

    При установлении личности конечных бенефициарных владельцев необходимо получить подтверждение регистрации или выписку из реестра бенефициарных владельцев или аналогичных иностранных реестров. Однако содержание указанных реестров не является определяющим с точки зрения исполнения обязанностей по проведению надлежащей проверки (дью-дилидженс). Объем мер, необходимых для установления личности конечных бенефициарных владельцев, зависит от категории клиента и должен соответствовать, помимо прочего, сложности структуры и месту нахождения клиента.

    Профессиональные участники рынка должны вести отчетность по мерам, принимаемым в целях установления личности конечных бенефициаров согласно пунктам 1), 2) или 3), и у них должна иметься возможность обосновать принятые меры в случае поступления соответствующего запроса.

    Если бенефициарный владелец не будет установлен, деловые отношения не могут иметь место. В случае с уже установленными деловыми отношениями Комиссия по надзору за финансовым сектором рекомендует не заключать сделки и / или прекратить правоотношения, а также сообщить о подозрениях на предмет отмывания денежных средств и финансирования терроризма.

    Как было указано выше, регулятор разработал наглядные примеры, перечень которых не является исчерпывающим, которые включают следующие пояснения:

    • Применительно к компаниям, акции которых допущены к торгам на регулируемом рынке: По общему правилу в соответствии с исключением, предусмотренным в Ст. 1(7)a)i) Закона о ПОД/ФТ, отсутствует обязанность по установлению личностей конечных бенефициарных владельцев данных компаний. Однако компании, осуществляющие эмиссию других ценных бумаг, и компании, акции которых допущены к торгам не на регулируемом рынке (к примеру, на многосторонней торговой площадке), не имеют право на использование указанного исключения и поэтому личность их конечных бенефициаров должна быть установлена и подтверждена в рамках закрепленной в законодательстве трехступенчатой процедуры.
    • Применительно к мажоритарному контролю: в случае если физическому лицу принадлежит 25% (или менее) акций в организации, являющейся клиентом, через долевое участие в юридическом лице, по общему правилу, физическое лицо не должно автоматически считаться конечным бенефициаром, если оно не достигает порогового значения в 25%. Однако если оно обладает мажоритарным участием в юридическом лице, являющемся собственником организации-клиента (в форме владения 50% акций), оно фактически осуществляет эффективный контроль над данным юридическим лицом. Поэтому соответствующее физическое лицо считается конечным бенефициарным владельцем.
    • Применительно к лицу, занимающему высшую руководящую должность: лицо, замещающее высшую руководящую должность (физическое лицо), должно считаться конечным бенефициаром. В случае наличия коллегиального органа конечными бенефициарными владельцами могут являться несколько лиц, занимающих высшие руководящие должности. Регулятор отмечает, что определение лица, занимающего высшую руководящую должность, зависит от фактических обязанностей, а не от номинального названия официальной должности. Таким лицом может являться исполнительный директор или член совета директоров, отвечающий за текущее управление хозяйственной деятельностью компании.

    После установления личности конечных бенефициарных владельцев профессиональные участники рынка должны принять разумные меры по ее проверке и удостовериться в том, что предоставленные документы подтверждают их личность. В частности, необходимо исключить возможность фальсификации документов. Практическое выполнение требований к проверке личности зависит от категории клиента и конечного бенефициара. Обязанность по проверке личности конечного бенефициара заключается в принятии разумных мер по обеспечению того, что регулируемому субъекту известна личность конечного бенефициарного владельца, и что он понимает структуру и отношения собственности клиента. Личность клиента или бенефициарного владельца должна подтверждаться на основании документов и информации, полученных из надежного источника, который является независимым от клиента, к примеру, речь должна идти об официальном (государственном) органе, с учетом рисков ПОД/ФТ, связанных с деловыми отношениями.

    Наконец, в Циркуляре приведены признаки, которые позволят выявить потенциальное сокрытие информации о бенефициарных владельцах на основании соответствующей Публикации ФАТФ от июля 2018 года, которая представлена в Приложении к документу. Помимо прочего, Циркуляр также дополняется Отчетом ФАТФ по информации о бенефициарных владельцах, адресованным странам Большой двадцатки.

    Юрисдикция