Швейцария совершенствует законодательство о борьбе с финансовыми преступлениями

Маргарита Прозорова
Руководитель отдела юридического перевода
АО «Дабл Ю Би Эл Дистрибьюшн»
analytics@worldbiz.ru

Берн, Швейцария. Вид на фонтан Церингов на улице Марктгассе.

По заявлениям Федерального Совета, утвержден проект по совершенствованию законодательства о борьбе с отмыванием денежных средств, включая регулирование ведения федерального реестра бенефициаров.

22 мая на своем заседании Федеральный Совет объявил о планах по дальнейшей разработке системы регулирования противодействия легализации доходов, полученных путем преступным; соответствующий законопроект должен в ближайшее время быть рассмотрен в швейцарском Парламенте. Цель подобного регулирования заключается в укреплении конкурентоспособности Швейцарии в качестве места осуществления хозяйственной деятельности за счет ведения федерального реестра бенефициарных владельцев и проведения процедуры надлежащей проверки («дью-дилидженс») в урегулированных случаях согласно международным стандартам.

Эффективная система регулирования противодействия совершению финансовых преступлений необходима для обеспечения достойной репутации и успешного функционирования безопасного и ориентированного на будущее финансового центра международного значения. Отмывание денежных средств и финансирование терроризма представляют собой серьезную угрозу для целостности финансовой системы. Во всем мире юридические лица и трасты используются неправомерно в целях легализации доходов, финансирования терроризма, коррупции и обхода санкций. Будучи крупным финансовым центром, Швейцарская Конфедерация также подвержена подобным рискам. В связи с этим, а также с учетом дальнейшего развития событий в данной сфере Федеральный Совет предлагает усовершенствовать существующую систему борьбы с отмыванием денежных средств.

Предлагаем остановиться на ключевых положениях соответствующего законопроекта:

  • Планируется на законодательном уровне урегулировать ведение федерального реестра бенефициаров, в который швейцарские юридические лица будут вносить информацию о бенефициарных владельцах. Законопроект «Федеральный закон о прозрачности информации о юридических лицах и идентификации бенефициарных владельцев» предусматривает упрощенную регистрацию индивидуальных предпринимателей, компаний с ограниченной ответственностью, объединений и фондов. В частности, наличие такого реестра позволит правоприменительным органам на оперативной основе и с большой степенью уверенности устанавливать личности собственников различных правовых структур. Цель внедрения подобной меры заключается в предотвращении использования юридических лиц в Швейцарии для легализации преступных доходов или сокрытия активов. Реестр не будет являться общедоступным; его администрирование будет осуществляться Федеральным министерством юстиции и полиции в рамках использования имеющейся инфраструктуры и ноу-хау органов, ведущих коммерческий реестр. По сравнению с предварительным вариантом документа для обсуждения в рамках законопроекта упрощен порядок сбора данных, обеспечено соответствие правовых норм законодательству о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и усилена система защиты данных.
  • Действие положений о проведении надлежащей проверки («дью-дилидженс») будет распространяться на определенные консультационные виды деятельности (в частности, на юридический консалтинг), которые связаны с высоким риском отмывания денежных средств. Данный подход соответствует предложению, которое обсуждалось Парламентом еще в 2019 году. Считается, что структурирование компаний или сделки с недвижимым имуществом связаны с особыми рисками. В рамках специальных норм учитывается обязанность адвокатов и нотариусов обеспечивать конфиденциальность информации, полученной при выполнении профессиональных обязанностей. Судя по результатам проведения общественных обсуждений проекта документа, ответственность за надзор за исполнением обязанностей по проведению надлежащей проверки («дью-дилидженс») со стороны адвокатов несут не региональные коллегии адвокатов, а саморегулируемые организации в соответствии с законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
  • Помимо прочего, урегулирован ряд дополнительных мер по усилению системы борьбы с отмыванием денежных средств, в частности, меры по предотвращению нарушения или обхода санкций, предусмотренных законодательством об эмбарго. При этом, продолжает действовать норма о допуске об осуществлении денежных платежей на сумму свыше 15 000 швейцарских франков при торговле драгоценными металлами и на любую сумму в случае с объектами недвижимого имущества, и вместе с тем на данные виды сделок будет распространяться действие обязательств по проведению надлежащей проверки («дью-дилидженс»). Учитывая критические замечания, высказанные в ходе проведения общественных обсуждений документа, реформа системы санкций для саморегулируемых организаций предлагаться не будет.

В ходе общественных обсуждений, проходивших с августа по ноябрь 2023 года, законопроект в целом был встречен в положительном ключе. Определенный скептицизм был высказан представителями профессий, которых затронули новые правовые нормы, введенные в отношении консультативной деятельности.

Теперь законопроект будет направлен в Парламент. Ожидается, что он вступит в силу не ранее начала 2026 года. Предлагаемые меры соответствуют общепризнанным международным стандартам ФАТФ по противодействию отмыванию денежных средств и финансированию терроризма и рекомендациям Глобального форума.

* * *

По общему правилу, все юридические лица в Швейцарии обязаны вносить информацию о своих бенефициарах в федеральный реестр бенефициарных владельцев. Для большинства из них, прежде всего, индивидуальных предпринимателей, обществ с ограниченной ответственностью, фондов и объединений, действует упрощенная процедура, поскольку информация о бенефициарных владельцах уже внесена в коммерческий регистр. Согласно оценке регулятивного воздействия, предлагаемые новые нормы приведут к возникновению несущественного дополнительного бремени, и это окажет незначительное влияние на уровне отдельных компаний. Для подавляющего большинства компаний дополнительные усилия включают около 20 минут работы в первый год. В последующие годы это время сократится до нескольких минут.

Юрисдикция